Стихотворения Евгения Евтушенко

Евгений Евтушенко – одна из наиболее ярких фигур в русской поэзии второй половины XX века. В его творчестве отразились сила искреннего чувства, страстного желания вмешаться в жизнь, собст­венным опытом постичь ее сложности. По определению критика Е. Сидорова, “поэзия Евтушенко – это как бы кардиограмма времени, иногда искаженная неточностью поэтического инструмента, но все­гда искренняя, честная. Его стихи, то и дело теряющие в гармонии, цельности эстетической оснащенности, нередко выигрывают в ак­туальности, злободневности”;.

В ранней поэзии Евгения Евтушенко значительное место зани­мают стихи о любви. В них звучит и робость, неуверенность в себе, и неясность чувства, заставлявшая подозревать, что оно ненастоя­щее (“Ты большая в любви…”;), и искреннее, глубокое обожание, и бережное отношение к любимой (“Не понимать друг друга страш­но…”;), и первая любовная коллизия – переживания от разобщен­ности “близких душ”; (“Со мною вот что происходит…”;). Написанное в 1957 году стихотворение “Со мною вот что происходит…”; было по­священо Белле Ахмадулиной.

В этом стихотворении лирический герой с предельной откровенностью говорит о том, что его волнует и заставляет страдать: …чужих людей соединенность и разобщенность близких душ! Любовь и дружба, чувства так необходимые лирическому герою, не могут принести ему полноты счастья и понимания, так как “ста­рый друг”; к нему не ходит, а вместо любимой “совсем не та ко мне приходит”;. Эта разобщенность людей в мире – причина грусти по­эта и его одиночества.

Тема одиночества промелькнет в стихотво­рении “Я комнату снимаю на Сущевской…”;, а потом в стихотворе­нии “Не надо…”; Оно одновременно и разговор с самим собой и монолог, обращенный к любимой. Рефрен “не надо…”;, повторяю­щийся в начале каждой строфы, вносит дисгармонию в звучание стихов и тем самым подчеркивает дисгармонию отношений, то есть разобщенность героя с любимой. С годами к поэту придет более полное и глубокое понимание чувства любви. Одним из лучших стихотворений любовного цикла конца 60-х годов стало стихотворе­ние “Когда взошло твое лицо…”; Здесь резко меняется понимание сущности любви.

Если несколькими годами раньше она казалась всего лишь “соединеньем”; близких душ, то ныне за любовь прини­мается другое (“Я понимаю – этот страх и есть любовь”;). В этих стихах возникает образ любимой женщины, наделенной детской доверчивостью и мужской выдержкой, и мужеством, и юношеской порывистостью, и увлеченностью, и долготерпением. К таким жизнь не бывает покладиста и добра. С такими в жизни трудно, но надежно: Живу я тревогой и болью двойной.

Живу твоим слухом, твоим осязаньем, Живу твоим зреньем, твоими слезами, Твоими словами, твоей тишиной. Мое бытие – словно два бытия. Два прошлых мне тяжестью руки согнули.

И чтобы убить меня, нужно две пули: Две жизни во мне – и моя, и твоя. Образ любимой усложняется в другом стихотворении (“Ты на­чисто притворства лишена…”;) В нем поэт отрешается от внешних обстоятельств судьбы любимой женщины и целиком уходит в об­ласть психологии любви. Побег из прошлого и расплата с ним – это еще не победа любви: “И я был просто первым, на кого ты, убе­гая, в темноте наткнулась”;. Истинный драматизм характера люби­мой раскрывается после и именно во внутренней сфере, в психоло­гии: И вроде ты со мной, и вроде нет.

На самом деле я тобою брошен. Неся в руке голубоватый свет, По пепелищу прошлого ты бродишь. Что там тебе?

Там пусто и темно! О, прошлого таинственная сила! Ты не могла любить его само, Ну а его руины – полюбила. Могущественны пепел и зола.

Они в себе, наверно, что-то прячут, Над тем, что так отчаянно сожгла, По-детски поджигательница плачет. Одно из лучших созданий любовной лирики Евгения Евтушен­ко – его “Заклинание”;, которое можно поставить в ряд с выдаю­щимися произведениями этого жанра в русской поэзии. Достоинст­во и благородство, с которыми выражено чувство в этом стихотворении, удивительно органично соединились с широким и свободным распевом стиха и строгой кольцевой композицией. Глу­бокое лирическое волнение все нарастает, нарастает с каждой стро­кой, чтобы достичь кульминации в последнем вздохе, в последней мольбе: Молю тебя – в тишайшей тишине, , Или под дождь, шумящий в вышине, Или под снег, мерцающий в окне, Уже во сне и все же не во сне – Весенней ночью думай обо мне И летней ночью думай обо мне, Осенней ночью думай обо мне И зимней ночью думай обо мне.

С. Владимиров отмечал: “Пожалуй, русская поэзия не знала та­кой степени, такого уровня откровенности в стихе, такой энергии самораскрытия, как в творчестве Евтушенко. Весь мир как бы со­средоточивается, переносится в душу поэта, все воспринимается только в качестве его собственного эмоционального состояния. При этом ничто не выпадает, не выносится за пределы этого ми­ра.

Недаром возникают упреки в чрезмерном самомнении, не­скромности. И действительно, может показаться, что поэт чересчур сосредоточен на себе. Но в этом-то и суть его поэтической позиции, источник правды, реальности его стиха, как бы ни представлялись порой сентиментальны его чувства, несдержанной увлеченность, самозабвенным погружение в переживание минуты”;.

Лирика Евгения Евтушенко выходит за пределы нравственного самовыражения. Поэт внимателен к жизни, его пытливый ум и зоркий глаз видят все вокруг. Интерес к людям, поиски характеров проявляются уже в самой ранней лирике Евтушенко.

Поэт углуб­ляется в область личной жизни окружающих его людей и Видит, что у каждого есть свои мечты и свое горе, свои праздники и свои будни, свои надежды и разочарования – у каждого своя судьба. Формула “Людей неинтересных в мире нет”; была заявлена в 1960 году как первый итог наблюдений. Это стихотворение обращено к тем людям, которых принято называть простыми: Людей неинтересных в мире нет Их судьбы, как истории планет, У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самой неинтересностью своей. Евтушенко видит в каждом человеке свой неповторимый мир и беспокоится о том, чтобы мы как можно больше знали друг о друге, в том числе и о самых близких. “Тайный личный мир”; остается за­крытым и неведомым для окружающих людей, и смерть каждого человека – непоправимая утрата: И если умирает человек, С ним умирает первый его снег, И первый поцелуй, и первый бой. Все это забирает он с собой…

Таков закон безжалостной игры, Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных… А что мы знали, в сущности, о них?

Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать.

Евгений Евтушенко пришел в поэзию с ощущением мятежной роли поэта. Еще до “Мастеров”; Вознесенского он провозгласил: “Большой талант всегда тревожит и, жаром головы кружа, не на мятеж похож, быть может, а на начало мятежа”;. Но прошло не­сколько лет, как в полном противоречии с первоначальными дек­ларациями поэт высказался: “Хочу я быть немножко старомодным – не то я буду временностью смыт…”; Тема поэзии звучит во многих произведениях Евтушенко (поэма “Братская ГЭС”;, цикл стихов о Севере, стихотворение “Долгие крики”;).

В стихах северного цикла Евтушенко не раз задает вопрос – нужна ли его поэзия народу, на­стоящее ли все то, что осталось позади, – многолюдные вечера, ус­пех, большие тиражи книг, споры вокруг его имени? Стремление быть услышанным своим народом остро и пронзительно звучит в стихотворении “Граждане, послушайте меня…”;, написанном в 1963 году. На пароходе, в толпе пассажиров его потрясает полный смя­тения и боли, мучительный крик в начале песни: “Граждане, по­слушайте меня…”; Слова эти звучат как мольба о помощи, стремле­ние преодолеть человеческое равнодушие к чужой мольбе. Но поэту трудно достучаться до чужих сердец.

Он одинок, и его страдание выливается в мучительные строки: Страшно, если слушать не желают. Страшно, если слушать начинают. Вдруг вся песня, в целом-то, мелка, Вдруг в ней все ничтожно будет, кроме Этого мучительного, с кровью: “Граждане, послушайте меня…”;?! В своей статье “Воспитание поэзией”; Евгений Евтушенко писал: “Стать поэтом – это мужество объявить себя должником.

Поэт в долгу перед теми, кто научил его любить поэзию, ибо они дали ему чувство смысла жизни… Поэт в долгу перед потомками, ибо его гла­зами они когда-нибудь увидят нас”;. Убежденность в особой роли поэта в России с особой силой звучит в “Молитве перед поэмой”; (“Братская ГЭС”;). Вступление к поэме содержит целый ряд харак­терных для творчества Евтушенко тем и мотивов: тема гражданско­го служения поэта, его особой роли в России – роли народного глашатая и пророка, связывающего своим творчеством прошлое, настоящее и будущее; мотив сомнения в своих силах, критическое отношение к своим способностям.

Наконец, “молитва”;, обращенная к семи крупнейшим русским поэтам, по сути своей представляет со­бой манифест, поэтическую программу Евтушенко. Начиная “Пуш­кинский перевал”; с самоуничижения перед именами Пушкина и Грибоедова, Евтушенко ведет мысль к характеру художника, к то­му, “что “гений тоже слабый человек”;, но силою характера преодо­левший свою слабость. И вот тут-то обозначается крупная цель: учиться у гениев преодолению слабостей: “Чтоб нас не утешали па­раллели, когда толкают слабости в провал, чтоб мы смогли, взош­ли, преодолели – пушкинский открылся перевал…”;. В “Молитве перед поэмой”; Евтушенко подводит итог всему, что случилось прежде, смиренно становясь на колени, просит помощи у великих российских поэтов…

Обращаясь к Пушкину, Евтушенко просит дать ему его певучесть и способность “глаголом жечь сердца людей”;, к Лермонтову – его желчный взгляд на жизнь, к Некрасо­ву – дать боль его иссеченной музы, к Блоку – дать вещую туман­ность, к Пастернаку – чтобы его свеча вовеки горела, к Есенину – дать на счастье его нежность, к Маяковскому – дать грозную не­примиримость, чтобы и он, поэт Евтушенко, прорубаясь сквозь вре­мя, мог сказать о нем товарищам-потомкам. Самое замечательное в этой “Молитве”; то, что Евтушенко чуть ли не первым из поэтов его поколения выразил только что обозначившуюся тенденцию поворо­та к классике, к традициям русской литературы. Сегодняшнее творчество Евгения Евтушенко многообразно. В последние годы поэт обращается к самым различным вопросам со­временности. “Нелегкий талант”; гражданственности накладывает большую ответственность за действенную силу слова.

Свое единство с судьбой России Евтушенко выразил в стихотворении “Что я скажу тебе, Россия?”;: Чем помогу тебе, Россия? Да и возможно ли помочь той, что от власти не впервые поэтов мудро гонит прочь? Россия – женский образ Бога.

Твои хлеба – мои хлеба. Твоя печаль – моя тревога. Твоя судьба – моя судьба. (1997) “Природа творческой натуры Евтушенко не дает ему возможно­сти покоя и мудрой взвешенности суждений.

Он обгоняет себя на каждом повороте жизни, причем замечательно, что это свойство не проходит с годами… Какая-то вечная, быстроногая и легкодумная юность клокочет внутри, создавая характер уникальный, очень обаятельный, но и раздражающий своим нежеланием остановиться на чем-нибудь главном. Критик Лев Аннинский точно подметил однажды: “Подробности быта светятся у Евтушенко как бы самостоятельным светом, так что иногда пропадает связь подробностей с целым, и сама необязатель­ность красок становится здесь поэзией”;. “Необязательность”; под­робностей, становящихся поэзией, характерна для поэта и по сей день. Бытовые детали, мастерски освоенные стихом, придают его произведениям теплоту и обаяние, которые усиливаются, когда де­таль подсвечена юмором…

Евтушенко – поэт очень русский, продолжающий демократиче­ские традиции некрасовской музы и ораторского стиля Маяковско­го. Он немало сделал в области формы, освежив рифму, придав стиху живую пластичную интонацию разговорной речи”; (Евгений Сидоров).

Глоссарий:

          стихи евтушенко которые легко учатся анализ стихотворения евтушенко анализ стихотворения евтушенко нежность со мною вот что происходит анализ стихотворения лирика евтушенко


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Стихотворения Евгения Евтушенко