Стихотворение В. Маяковского «Сергею Есенину» (восприятие, истолкование, оценка)
Многие когда-нибудь видели прорастающие сквозь каменные плиты, сквозь трещины в асфальте, везде, где только можно, прекрасные цветы. Такова и суть поэзии. Душа поэта, его воображение похожи на плодороднейшую почву, на которой с трудом, с мукой, с усилием, но все же упрямо прорастают мысли-стихи. Из грязи, из пыли, из черной земли, из самых глубин тянутся ввысь эти хрупкие ростки, чтобы потом обрести настоящую силу, расцвести, показать всем свою красоту, свою прелесть.
И чем чаще будет обхаживать, рыхлить поэт эту почву своего ума, чем больше дождей
В своем стихотворении «Сергею Есенину» он говорит о проблеме поэта и его поэзии. Пространство произведения довольно интересно — это мир людей. В целом цветовая гамма совсем не богата, потому что автор, возможно, хотел обратить внимание читателя больше на содержание.
Особенно выделяются
Стихотворение наполнено массой различных звуков, в основном резких, похожих на окрики, и звенящих. В некоторых строчках звонкие звуки соответствуют больше самой жизни, принадлежат ей, а тихие, шипящие («заупокойный», «прошлых», «переделавши») — умиранию, смерти:
У народа,
у языкотворца,
умер
звонкий
забулдыга подмастерье.
И несут
стихов заупокойный лом,
с прошлых
с похорон
не переделавши почти.
Кроме того, есть в стихотворении и «бронзы звон», и «гремящий скандалист», и «трехпалый свист». Маяковский кричит, но не каждый может услышать его слова.
Стихотворение написано в излюбленной манере Маяковского — лесенкой. Его можно отнести к тоническим стихам, в которых учитывается лишь количество ударных слогов в строке. Некоторые слова поэт выносит с конца строки на новую, таким образом выделяя их, останавливая на них внимание:
Ни тебе аванса,
ни пивной. Трезвость.
Благодаря всему этому создается впечатление сбивчивой, отрывистой, несколько взволнованной речи. Использование перекрестной рифмы (смяло — вина — мало — вина, классом — до драк — квасом — дурак) придает мыслям автора четкость, законченность, но рифма не всегда явная (врезываясь — трезвость), из-за чего стихотворение еще больше похоже на настоящий, живой разговор. А ряд используемых поэтом неологизмов (бредь, рассоплено, калекши) также придает звучанию речи действительно разговорный характер.
Здесь можно отметить как одну из особенностей стихотворения его форму. Маяковский постоянно обращается к Есенину, словно ведет беседу с ним живым, могущим его услышать: «Вы ушли, как говорится, в мир иной». Причем беседа эта идет в настоящем времени, как любая обычная беседа.
Такое построение мыслей автора придает им особенную интимность, когда появляется возможность высказать все наболевшее, признаться в том, о чем обычно не говорится, о чем умалчивается. В этом плане стихотворение воспринимается как некая исповедь автора, где обращение к Есенину — лишь повод оформить свои до сих пор не высказанные сомнения в четкие мысли о предназначении поэта, о месте поэзии в жизни поэта. Для Маяковского создание стихов — это некое умение, способность («Вы ж такое загибать умели, что другой на свете не умел»).
Причем такая способность не просто так дается, ее нужно использовать, использовать как полезное, нужное, ведь поэт — подмастерье народа. Поэту надо всегда творить, и творить свободно, всегда говорить о том, что у него на душе главное.
Маяковский понимает, что поэт без свободы — не поэт, что у такого человека нет выбора: или становиться подражателем, или умереть. Несвобода для поэта — как отсутствие чернил. Возможно, поэтому Маяковский говорит:
«Почему же
увеличивать
число самоубийств?
Лучше
увеличь изготовление
чернил!»
Маяковский презирает те пути, которые «протоптанней и легче». Для него невозможна сама мысль о том, что можно сдаться, остановиться, бросить все, уйти. Именно поэтому он не может понять Есенина, сделавшего это. Есенин, талант которого Маяковский признает одним из лучших, перестает бороться, умирает — и перестает творить, а для Маяковского не существует такой возможности, чтобы он по собственному желанию перестал создавать свои стихи.
В любой ситуации он стремится воспеть жизнь, и для него смысл ее — в безостановочном движении вперед. Без сомнений, без сожалений, без оглядки. И пусть жизнь трудна, но он вырвет «радость у грядущих дней».
И зная о том, что случается с поэтом после смерти, когда «к решеткам памяти уже понанесли посвящений и воспоминаний дрянь», «ваше имя в платочки рассоплено», а стихи мямлят и мнут, Маяковский восклицает: «В этой жизни помереть не трудно», а у настоящих поэтов, по Маяковскому, весь смысл их творчества в том, чтобы «сделать жизнь», что «значительно трудней». Но труд поэта всегда был, есть и будет тяжелым. Как крестьяне всю жизнь вспахивают землю, чтобы на ней вырос хлеб, пища для тела, так и поэт посвящает свое существование нелегкому вспахиванию огромных и неосвоенных полей своей души, чтобы на них проросли стихи, пища для души, ведь «слово — полководец человечьей силы».
Маяковский в стихотворении «Сергею Есенину» хотел передать свое отношение к поэзии и поэтам. Обозначив для себя цель — жить, чтобы «сделать жизнь» и воспеть ее, — он всегда стремился к этому. И его, без сомнения, можно отнести к тем великим поэтам, которым удалось взрастить в своих душах прекраснейший цветок — цветок поэзии.