Стихотворение Н. А. Некрасова “Умру я скоро. Жалкое наследство” (восприятие, истолкование, оценка)



Н. А. Некрасов – великий русский поэт-реалист. В середине 19 века общество активно искало пути развития России, в этот период шло формирование революционной демократии, возглавляемой Белинским и Герценом. Некрасов по своим взглядам был близок к революционерам-демократам, он отводил поэзии особую роль в жизни общества.

Некрасов являлся продолжателем лучших тем русской поэзии – патриотизма, гражданственности и гуманности. Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Являясь активным участником спора “спокойного искусства” и “карающей лиры”, поэт создает множество произведений, воспевающих идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к Родине, способен отдать за нее жизнь.
Очень важна в поэзии Некрасова так называемая “покаянная лирика”. Это попытки преодоления трагического разлада с самим собой, ведь всю жизнь Некрасов стремился к идеалу, но часто ему казалось, что он не достоин высокого звания поэта и человека. Одним из таких стихотворений является “Умру я скоро. Жалкое наследство…”

/> Стихотворение написано в 1867 году и посвящено “неизвестному другу”, который прислал Некрасову свое стихотворение “Не может быть”. Это стихотворение-исповедь, полное трагизма, боли, горечи, душевных терзаний. Темой раздумий лирического героя является судьба Родины, народ, любимые, друзья.

Написано оно классическим стихотворным размером – ямбом. Многочисленные пиррихии придают ему несколько элегическое звучание, наполняют грустью.
Стихотворение состоит из трех частей. Первая часть – рассуждение об исторической судьбе Родины. Начинается она со зловещего, мрачного пророчества: “Умру я скоро”.

Но лирический герой сожалеет лишь о том, что оставит родине только “жалкое наследство”. Это наследство – поэтические строки, созданные в тяжелые для России времена. “Года гнетущих впечатлений… оставили неизгладимый след” в душе лирического героя. Под “гнетом роковым” подразумеваются годы терзающего страну крепостного права, “мучительная борьба” – подъем революционно – демократического движения.

Революционная борьба сравнивается с бурей, но она должна быть недолгой, лишь тогда она “укрепляет”. Лирический герой сожалеет, что происходящее в России – долгая буря, нужны радикальные меры, иначе в душе поселяются “привычки робкой тишины”. Именно поэтому “мало знал свободных вдохновений” сам Некрасов. Восклицание “О родина! ” наполнено патетикой и, в то же время, трагизмом.

Жесткая цензура тех лет сделала Музу угрюмой, источник вдохновения иссяк. Безотрадность и печаль поселилась в душе. Ряд эпитетов своей семантикой дополняет создавшееся тягостное впечатление, ощущение отчаянья: “жалкое”, “роковым”, “мучительной”, “робкой”, “гнетущих”, “печальный”, “угрюмый”.

Лирический герой стремится искупить свою вину перед родиной, вновь звучит формула, ставшая лейтмотивом некрасовской лирики: “за каплю крови, общую с народом”.
Вторая часть – самообвинение в преступлениях против таланта и совести. “У лиры звук неверный исторгала… Моя рука…”. Устами лирического героя Некрасов сокрушается, что не все свои стихи он создал, будучи окрыленным вдохновением.

Многие поэтические строки написаны лишь с целью поддержать зажатый цензурой журнал “Современник”. Мотив одиночества звучит все явственней: “Давно я одинок”. Лирический герой скорбит о безвременном расставании со своими друзьями, передовыми современниками, которые пожертвовали собой за общие интересы.

Кто-то из его единомышленников поплатился за прогрессивные взгляды свободой: “те жребием постигнуты жестоким”; кто-то – своей жизнью: “А те прешли уже земной предел”. Кто-то же добровольно свернул с пути борьбы, изменив идеалам демократии. Перед такими герой “сам… запер дверь”.
И вновь звучат слова покаяния:
За то, что я остался одиноким,
Что я ни в ком свободы не имел,
Что я, друзей теряя с каждым годом,
Встречал врагов все больше на пути…
Анафора помогает прочувствовать силу душевных страданий. Кажется, что Некрасов высказывает свое сожаление, что не смог сам пойти в своей борьбе до конца, отдать себя без остатка. Поэтому опять искренне и горько звучит: “Прости меня, о родина, прости!..”.

Вновь звучат мрачные, исполненные безнадежностью эпитеты: “неумолимый”, “жестоким”, “одиноким”.
Третья часть – самая напряженная по накалу душевных страстей. Сколько гордости и горя в его переживаниях! Так можно чувствовать, лишь обладая богатым и очень невеселым жизненным опытом, зная, как часто и легко жизнь губит прекрасные возможности, калечит и уродует прекрасных людей. Высказывается некрасовское понимание темы поэта и поэзии: “Я призван был воспеть твои страданья, // Терпеньем изумляющий народ!”.

Назначение поэзии, прежде всего, связывается с защитой народных интересов. Лирический герой думает о борьбе, он участвует в борьбе, но уже понимает, что сделал мало, потому что не был стойким и последовательным, суровым к себе до конца: “Я к цели шел колеблющимся шагом, // Я для себя не жертвовал собой”. Упрекая себя за то, что “не жертвовал собой”, герой все-таки “к цели шел”. С помощью инверсии слово “шел” выделяется интонационно.

Сила героя – в искренности сурового суда над собой, не знающего смягчающих обстоятельств. Это не поза, не рисовка, а настоящее раскаянье. Он мучается оттого, что, будучи “к минутным благам” прикованным “привычкой и средой”, сделал не все, что было предначертано.

Поэтому “песнь бесследно пролетела”. В этом безысходном, отчаянном покаянии звучит светлая нота, символизирующая его истинный патриотизм, который нашел отражение в творчестве. “Одна любовь сказаться в ней успела // к тебе, моя родная сторона!” Именно у родины просит лирический герой прощения. Обращение-восклицание “о родина!” встречается в тексте четырежды, раскрывая весь эмоциональный накал.
Поэт беспощаден к себе, но вклад его в русскую литературу огромен. Смысл его жизни и творчества – отчаянная, непримиримая борьба с народными угнетателями.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Стихотворение Н. А. Некрасова “Умру я скоро. Жалкое наследство” (восприятие, истолкование, оценка)