Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Родина” (восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение “Родина” Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1841 году. Оно явилось одним из самых значительных произведений русской лирики XIX века. В стихотворении поэт размышляет о своем отношении к отчизне: о любви к ней. В первых же строчках Лермонтов говорит о “странностях” этой любви:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Эти слова представляют как бы тезис, суждение, которое поэт будет доказывать и раскрывать на протяжении всего стихотворения.
Так почему же любовь Лермонтова к России –
Это действительно высокое чувство, и “рассудок” его “не победит”. А “странной” такую любовь Лермонтов называет, наверное, потому, что так может показаться тем, кто признает “славу, купленную кровью”, “полный гордого доверия покой” и не понимает, как можно любить “холодное молчанье степей” России.
В стихотворении создан живой поэтический образ нашей родины,
Последний эпитет особенно красив, он внушает уважение, гордость, любовь к родной стране.
В стихотворении возникает образ русской деревни, дорогой Лермонтову. Для него родина заключается в жизни народа, в его простом быту. Разнообразные детали этого быта: “избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно…”, – поэт перебирает в памяти с “отрадой” и любовью.
В стихотворении “Родина” русская деревня – поэтическое воплощение отчизны. Это ее символ. Именно в этом стихотворении отчетливо прослеживается крестьянская тема.
Лермонтов сочувственно относится к крестьянству. Здесь есть оттенок грусти, на который точнее всего указывает эпитет: “печальных деревень”. Но здесь нет “мировой скорби”, и этот оттенок грусти, присутствующий в восприятии родной земли, вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением.
В стихотворении тема родины развивается от широкого плана к более узкому. В начале поэт перечисляет официальные формы патриотизма. Затем следует общее изображение русской природы, большой, я бы даже сказал, огромный мир России:
…степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…
После этого описания следуют более частные детали. Они непосредственно связаны с народным бытом: “дрожащие огни деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “полное гумно”, “изба, покрытая соломой”… Наконец, в финале картина еще более сужается до изображения сельского праздника, на который поэт-путешественник “смотреть до полночи готов”.
У каждого из этих, различающихся масштабностью, отрезков свой характерный лексический состав. В первых шести строках преобладают слова обобщающие или отвлеченные: “отчизна”, “рассудок”, “слава”. Далее употребляются слова, которые обозначают объекты широкого масштаба, географического и топографического характера: степи, леса, реки, проселочный путь.
Лексика второй половины стихотворения более локальна, конкретна. Здесь изображаются частности, что показывается даже грамматически: слова употреблены в единственном числе: обоз, нива, изба, гумно.
Размер стиха также меняется: разностопный ямб первых 14 строк со свободной меняющейся рифмовкой сменяется как бы разговорными интонациями привычного четырехстопного ямба. Например:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Здесь семь и пять стоп. И четырехстопный ямб: “Чету белеющих берез”.
Итак, стихотворением “Родина” Лермонтов утверждает свою любовь к России, к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, поясняющей душу народа. Также поэт утверждает любовь к русской земле, возделанной трудом крестьянина. Лермонтов отчетливо перечисляет чуждые ему формы патриотизма.
Он отстраняет от себя великодержавный патриотизм, равнодушно говорит о “славе, купленной кровью” и “заветных преданиях” “темной старины”. Непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, а размышление о “странности” этой любви. Это придает произведению полемический и программный характер.