Стихотворение М. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю…” (Восприятие, истолкование, оценка)

На фоне глубокой внутренней борьбы между двумя противоположными стихиями – небом и землею, переход от безусловного признания примата первого над вторым через признание их равноправности к радостному ощущению возможности их примирения, их слияния, синтеза между ними,
– таков был тяжелый путь жизни и творчества Лермонтова.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Этот

путь далеко еще не был закончен: его оборвала преждевременная гибель и то, что ему открылось в лучшие мгновения, к чему он так упорно шел, лишь манило его своим счастьем, но еще не переродило его душу до последних оснований. Оттого и возможны были частые перебои, отзвучия прежних тяжелых переживаний.
В таких стихотворениях, как: “Гляжу на будущность с боязнью” , “Нет, не тебя так пылко я люблю…”, “И скучно и грустно”, “Благодарность”, “Дубовый листок оторвался от ветки родимой”, тоска опять обостряется до прежней нестерпимой боли, и снова рыдает в них безнадежность крайнего абсолютного
отрицания всякого смысла жизни. “И жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг – такая пустая и глупая шутка” – вот основной мотив всех этих элегий.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Старая болезнь духа сказывается также в том, что Лермонтов вновь возвращается к “Демону”, пишет свой последний, пятый очерк, в котором опять ставит с прежней остротой прежнюю проблему о назначении жизни, об отношении человека к Богу, земли к небу. Здесь Лермонтов уже окончательно сливается со своим Демоном, сделав его похожим “на вечер ясный: ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет”. Следы тяжелых настроений имеются и в “Сказке для детей”, и в “Беглеце”, и в прекрасном по своей безыскусственности “Валерике”, рисующем картины военной походной жизни, и в пророческом “Сне”, в котором он предугадал свой преждевременный конец.

И все-таки это не более, как отзвучия, еще резче подчеркивающие основную тенденцию его творчества: “У бога счастья не прошу \ и молча зло переношу”.
Оттого и пугают его те “сумерки души, когда предмет желаний мрачен, меж радостью и горем полусвет; когда жизнь ненавистна, и смерть страшна”. И с первых же годов творчества, одновременно и параллельно с этими небесными звуками, звучат звуки страстные, земные, грешные, и в них чувствуется гораздо больше глубины, силы, напряжения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Стихотворение М. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю…” (Восприятие, истолкование, оценка)