Стихотворение А. С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”
1. Значение творчества. Пушкина.
2. Анализ оды “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.
3. Н. В. Гоголь о Пушкине как о национальном поэте.
Творчество А. С. Пушкина настолько многомерно и разногообразно, что можно выделить довольно много ключевых тем и мотивов его произведений. Значение творчества поэта очень велико. Критики нередко говорят о нем как о личности, с которой началось русское просвещение.
Так, Д. С. Мережковский писал: “Подобно Петру Великому, с которым он чувствовал глубокую связь, Пушкин был не столько совершителем,
Пушкин не мог не сознавать величие собственного гения, и стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” – доказательство этому. В своем произведении писатель дает объективную оценку собственному творчеству.
Начальные строки к стихотворению “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Пушкин взял из > оды Горация, тем самым
Первые же строки стихотворения нам дают возможность понять, что поэт говорит о духовном памятнике самому себе, а не созданном рукотворно:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
К этому памятнику “не зарастет народная тропа”, потому что именно духовность стала тем материалом, из которого он был возведен. Поэт сравнивает свой памятник с памятником земной власти Александрийским столпом. И он утверждает, что “глава непокорная” его собственного памятника выше, поскольку его он создан не по воле человека, наделенного земной властью, а по веленью Бога.
Следующая строфа стихотворения говорит о посмертной славе поэта, о бессмертии поэтическом:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
В этой строфе отмечается перекличка с античной поэтической традицией и религиозными мотивами (“душа в заветной лире”, “прах”, “тленье”). В следующей строфе также продолжается античная тема прославления – поэт говорит о славе “по всей Руси великой”:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
Далее Пушкин пишет о своем назначении, которое заключается в служении народу как поэта-гражданина и поэта-христианина (“милость к падшим призывал”):
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Он подчеркивает значение поэта, в “жесткий век” находящего в себе силы и мужество для прославления “Свободы”.
В последней строфе Пушкин возвращается к религиозным мотивам, призывая Музу слушать голос высшего разума, следовать именно этому голосу, не страшась земных трудностей, не требуя награды, не поддаваясь речам льстецов и клеветников:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
Таким образом, в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Пушкин образно сказал о том, что вечная память в сердцах людей заключается в усвоении людьми сказанного им поэтического слова. В этом стихотворении, написанном в жанре оды поэт соединил воедино с поэзией свободу, судьбу народа, власти и божье провидение.
Мы не можем не заметить, что в последней строфе поэт употребил будущее время, при этом это будущее не далекое, а скорое. То есть он рассчитывал на то, что ему отпущено Богом еще достаточно времени. К сожалению, Пушкин ушел из жизни в самом расцвете сил, оставив после себя огромное наследие, которым мы, потомки, можем гордиться как величайшей ценностью.
Не случайно, великий русский писатель Н. В. Гоголь в 1832 году писал: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка.
Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла”.