Стилистические средства словообразования

Цель: Познакомить учащихся со стилистическими средствами словообразования; совершенствовать знания и умения по морфемике и словообразованию на практике; развивать умения и навыки нахождения в тексте основных выразительных средств морфемики и словообразования русского языка; воспитывать потребность в дальнейшем самообразовании.

Оборудование: Учебник, учебные тексты.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Прогнозируемые Результаты: Учащиеся применяют знания и умения по морфемике и словообразованию на практике правописания; определяют способы образования слов; проводят морфемный разбор и словообразовательный разбор слов; находят в тексте основные выразительные средства морфемики и словообразования русского языка.

ХОД УРОКА

Организационный этап Актуализация опорных знаний 1. слушание выступлений 2-3-х учащихся

2. Беседа – Почему приставка, корень, суффикс и окончание называются значимыми частями слова? – В чем отличие корня от других морфем? – Какие части слова выражают грамматическое значение? – В чем отличие между словоизменительными и словообразовательными морфемами?

Приведите примеры. – Какие части речи не имеют окончания? – Приведите примеры слов с нулевым окончанием.

В чем отличие слов с нулевым окончанием от слов, не имеющих окончания?

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель.

Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки, и функционально-стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных моделей. а благодаря различным стилистическим возможностям русского языка можно более полно и эмоционально выражать свои мысли. Сегодня на уроке вы убедитесь в этом.

IV. Работа над темой урока 1. объяснение учителя (Учащиеся составляют тезисы по ходу объяснения учителя.) – Основу стилистических средств словообразования составляют суффиксы и приставки субъективной оценки, или эмоционально-экспрессивные.

Оттенок уменьшительности сопровождается экспрессией ласкательности, иногда шутливости и иронично сти. Оттенок уменьшительности существительным могут придавать суффиксы: – ок-, – ек – (-ек-): Огонек; – очек – (-ечек-): Пенечек; – чик-: Трамвайчик; – ец-: Морозец; – ушк – (-юшк-): Батюшка; – оньк – (-еньк-): Зоренька. У имен прилагательных это суффиксы: – оньк – (-еньк-): Большенький; – ехоньк – (-охоньк-): Скорехонький; – ехонек – (-охонек-), – ешенек – (-ошенек-): Близехонек. В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: Дом – домина, домище; детина, ножища.

Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление, например: Вот это красотища! Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской: Бумаженция, книженция, старушенция; Собирательные существительные с характерными суффиксами, выражающими пренебрежение: Солдатня, матросня, пацанье; Отвлеченные Существительные, которые благодаря суффиксам получают отрицательное оценочное значение: Спанье, кислятина, галдеж, скукота, смехота. Слова с оттенком пренебрежительности, презрительности в значении образовываются суффиксальным способом: – Ишк; – Онк-(-Енк-): душонка. Разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица: Воображала, подпевала, гуляка, слабак, чужак, разгильдяй.

Правда, у некоторых слов с такими суффиксами экспрессия стирается и сохраняется лишь разговорная окраска: Бородач, силач, грамотей, бродяга.

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся 1. решение лингвистических задач

Задача 1 Š Какое слово из предложенных вы исключите (учитывая характер приставки)? Почему?

Подорожник, подозрение, подержать.

Задача 2 Š Какую пару слов вы исключите? Почему? Повар – повариха, ткач – ткачиха, электрик – электричка, журналист – журналистка, ученик – ученица, мельник – мельница, украинец – украинка, машинист – машинистка.

2. Практическая работа с языковым материалом Š Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным. Клеветник, проводник, сапожник, садовник… Белизна, крутизна, новизна…

Честность, точность, смелость… Удалец, молодец, продавец, любимец…. Š Найдите корень, образуйте от него новые слова.

Наугад; сдержанный; соотнесенный; прозорливый; непогрешимый; предубеждение; излишество; незамедлительный; располагающий. Š Найдите в тексте сложные слова, объясните их написание. Прочитав текст два раза, запишите его по памяти.

Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков.

В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. жаркий ураган дул уже две недели без передышки.

Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень. Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летали куриный пух, сухие листья и солома.

Издали казалось, что над городом дышит тихий пожар.

(По К. Г. Паустовскому)

3. Практическая работа с художественным текстом – Найдите в тексте производные и непроизводные слова. От каких слов возможно образование словообразовательных пар, рядов, цепочек? Приведите примеры.

Сделайте словообразовательный анализ выделенных слов. В середине осени, в конце сентября, в октябре, устанавливается иногда удивительная погода. Безветренно.

Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса или даже белые хрустящие Утренники. Каждая Травинка, Каждый упавший на землю лист, каждая Соломинка, Каждая паутинка, протянутая там и сям,- все обсыпано сахарной пудрой. Но небо чисто, оно такого глубокого синего цвета, какой не увидишь в летнюю жаркую пору.

Солнце начинает пригревать в синем Безветрии, И вскоре там, где хрустел под ногами Заморозок, Появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Особенно красива в это время обсыпанная росой паутина. (По В. А. Солоухину)

4. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) VI. Рефлексия. Подведение итогов урока 1. выполнение интерактивного упражнения “Пресс” (в парах)

– Какое слово пропущено в каждой словообразовательной цепочке? Тесный – теснить – притеснить – …

– притеснительница. Шнур – шнуровать – зашнуровать – … – зашнуровывание. Страховать – перестраховать – … – перестраховочный.

Ответ: 1) притеснитель, 2) зашнуровывать, 3) перестраховка.

– Объедините слова в словообразовательные цепочки. Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, пропечь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекаться, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать. Ответ: Печаль – печалить – опечалить – опечалиться; печать – печатать – отпечатать – отпечаток; печь – пропечь – пропекать – пропекаться; петь – запеть – запевать – запевала.

2. Заключительное слово учителя – Наш урок подходит к концу. Сегодня мы разгадывали словообразовательные загадки, проникали в тайну происхождения русского слова. Ведь это так увлекательно – докапываться до истины!

Образование слов – настолько живой процесс, что вы постоянно будете сталкиваться с ним и в вашей повседневной речи, и на уроках русского языка при знакомстве с другими темами. Пока мы не все еще сказали об особенностях словообразования различных частей речи, поэтому впереди вас ждет немало интересной информации, словообразовательных неожиданностей и парадоксов. Удачи вам!

VII. Домашнее задание Выучить теоретический материал учебника по теме урока. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.



Стилистические средства словообразования