“Степной волк” Гессе и его сущность
Герман Гессе родился в Германии, но с 1912 года жил в Швейцарии, в отдаленном местечке Монтальоне, и в 1923 года принял швейцарское подданство. В его романах переплавлены разные пласты мировой культуры и философии (конфуцианство, древние философско-религиозными системами). В 20 лет пережил увлечение Ницше, которого относил к мыслителям ранга Гете: “бытие и мир оправданы в вечности только как эстетический феномен”, оказавший влияние на Гессе, был почерпнут из ранней работы Ницше. Гессе были близки идеи Карла Юнга и психоанализа.
Все это преломлялось
Колоссальный интерес к прозе Гессе во второй половине века продиктован тем, что он первым столь концентрированно и философски обобщенно обратился к проблеме личности, исследуемой на “пути внутрь”, глубинном уровне аналитической психологии, этики, личной совести, на уровне бессознательного.
Гарри Геллер, герой романа “Степной волк”, пытается создать себе убежище для духа в Искусстве. Это человек
Одинокий, вне социальных групп Степной волк несчастен и доставляет несчастье другим. Он развивает и совершенствует свою внутреннюю жизнь, ищет выход в искусстве, дорогу к людям, но приходит лишь к “магическому театру” и верности к “бессмертным” – Баху, Моцарту, Гете. Магический театр – это путь, который “необходим ему для освобождения его одичавшей души”.
Магический театр возможен лишь в наркотическом затмении разума, на пути самоубийства.
В Степном волке были 2 природы – человеческая и волчья; в одной душе сошлись 2 заклятых врага. “Гарри обнаруживал в себе “человека”, то есть мир мыслей, чувств, культуры, укрощенной и утонченной природы, но рядом он обнаружил еще и “волка”, то есть темный мир инстинктов, дикости, жестокости, неутонченной, грубой природы”. В среде людей этого типа возникла мысль, что “вся жизнь человеческая – просто злая ошибка, выкидыш праматери, дикий, ужасающе неудачный эксперимент природы. Но в их же среде возникла и другая мысль – что человек, может быть, не просто животное, наделенное известным разумом, а дитя богов, которому суждено бессмертие”.
Степной волк Гессе ищет свою сущность. По мере разрушения своей личности он подвергает последовательной самокритике то, чем был прежний господин Галлер, “способный сочинитель, знаток Моцарта и Гете, автор занимательных рассуждений о метафизике искусства, о гении и трагизме, о человечности, печальный затворник своей переполненной книгами кельи”. Символика “степного волка” многопланова: это и черт средневекового христианства, ницшеанский полюс стадного человека и сверхчеловека, “зверя” и “гения”; это и раскрепощение личности, стремящейся к душевной свободе, и глубинный пласт подсознания.
“Степной волк” – это исследование болезни эпохи, болезни поколения – разрыва между созерцанием и действием, между жизнью духовной и практической. Это исповедь буржуазного интеллигента, пытающегося преодолеть болезнь и найти выход из духовного кризиса.
Поиски бескорыстной духовности и гармоничной личности в “Степном волке”, как видим, привели всего лишь к бегству от противоречий “я” и мучений бытия.