Степан Калашников, как особый тип героя
Его характеру свойственна цельность и непосредственность связи с народом. Он – хранитель народной психологии. В этом смысле он близок к “естественному человеку”, но не тождествен ему, поскольку для “естественного человека” характерно непосредственное общение с природой. Обусловленность характера героя средой, обстоятельствами его жизни, психологией и бытом народа в определенный исторический момент его бытия – все это выводит “Песню…” из круга романтических произведений обычного типа.
И вместе с тем романтизм
Конкретность в “Песце…” – не социальная, а бытовая, психологическая. Историческая среда существует, во-первых, как мыслимая антитеза современности, во-вторых, как некий поэтический вымысел, идеализирующий эпоху Грозного и общественно-бытовые отношения, между людьми, в-третьих, как психологический комплекс, вмещающий общенародные этические нормы и обусловливающий
Но проблемы, поставленные в “Песне…”, связаны и с просветительскими идеями. Степан Калашников ближе к подлинному представлению о человеке, нежели человек современного Лермонтову поколения. Точно так же общенародные этические нормы, защищаемые им, принципиально расходятся с господствующими социальными нормами, лишь замутившими “детское” сознание парода.
В этом отношении мысль о царской власти, распавшейся с народными идеалами и представшей чуждой народному сознанию, вносит существенный и важный штрих в “Песню…”.
Ценность Калашникова подчеркивается его бытовым, окружением, но главным образом общностью его психологии с народной психологией. “Естественный человек” у Лермонтова тоже обнаруживает цельность, но прежде всего с природой, а через нее – с духом народа. “Естественный человек” получает опору для развития внутренних потенций души благодаря непосредственному общению с природой (“Мцыри”), предметно закрепляющей “дух отцов”, который оживает в душе “естественного человека”.
Related posts:
- Трагедия Степана Калашникова в поэме Лермонтова В “Песне…” Лермонтов не избежал и некоторой идеализации старины. Совершенно ясно, что перед нами не реальная Россия XVI века и не достоверно изображенный быт, где царили в семье строгие и даже жестокие порядки. Идеализация старины связана с романтическими иллюзиями, но она с лихвой перекрывается той художественной истиной жизни, которая благодаря этой идеализации позволила Лермонтову выразить […]...
- Характеристика героя Степан Астахов, Тихий Дон, Шолохов Степан Астахов Степан Астахов – персонаж романа-эпопеи “Тихий Дон”, муж Аксиньи, соперник Григория Мелехова. Этому персонажу свойственна жестокость и враждебность. Несмотря на то, что он очень любит жену, он с легкостью ее избивает до полусмерти. Аксинье он не может простить того, что в юности она была изнасилована собственным отцом. За это он считает девушку порочной […]...
- Характеристика героя Степан Верховенский, Бесы, Достоевский Степан Верховенский Степан Трофимович Верховенский – один из основных персонажей романа Ф. М. Достоевского “Бесы”, помещик, учитель Николая Ставрогина и Лизаветы Тушиной, платонический друг Варвары Петровны. Это идеалист старой закалки, “профессор” и “либерал”, живущий на иждивении знатной губернской дамы. В молодости он был очень красив, да и в старости сохранил былые черты. Несмотря на то, […]...
- “Совершенно особый путь”. Личность и судьба Державина Гавриил Романович Державин Литература XVIII века представлена в учебнике творчеством Г. Р. Державина. С личностью поэта, воина, государственного деятеля учащиеся уже встречались в средних классах и убедились, что произведения Державина сложны и неоднозначны. Поэтому надо внимательно отнестись к их комментированию, проследить, какие проблемы они поднимают и какой отклик находят в произведениях русских поэтов XIX и […]...
- Удалой купец Калашников Многие поэты и писатели обращались к историческому прошлому своего народа в поиске героических характеров, в стремлении рассказать о трагических судьбах людей. “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, написанная М. Ю. Лермонтовым, возвращает нас в эпоху правления Ивана Грозного. Стремление показать именно дух того времени, характеры и отношения живших тогда людей […]...
- На кого поднял руку купец Калашников? Эпоха правления Ивана IV (Грозного) была под стать самому правителю: противоречивой и грозной. С одной стороны, она характеризовалась стремительным ростом могущества Российского государства. В течение этого периода были покорены Казанское и Астраханское ханства, заселен Центрально-Черноземный район, завоеваны Северный и Центральный Урал, а также западная часть Сибири. Иван IV провел также важные реформы: принял свод законов […]...
- Калашников – носитель национальных черт русского народа Находясь в ссылке за стихотворение “Смерть поэта”, Михаил Юрьевич Лермонтов обращается к эпохе Ивана IV Грозного, чтобы ответить на вопрос: почему же лучшие люди России погибают? Отвечая на этот вопрос, Лермонтов создает образ Степана Калашникова. “Песня про купца Калашникова” написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году – в год написания “Бородино”. Она является результатом большой […]...
- Степан Шевырев о Лермонтове Степан Петрович Шевырев (1806-1864) – один из немногих значительных критиков XIX века, чьи статьи ни разу не переиздавались в XX веке. Поэт, переводчик, филолог, он учился в Московском благородном пансионе; семнадцати лет (в 1823 году) поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, входил в литературный кружок С. Е. Раича, посещал собрания “любомудров”, русских […]...
- Мертвые души характеристика образа Плюшкин Степан Плюшкин Степан – пятый, и последний, из “череды” помещиков, к которым Чичиков обращается с предложением продать ему мертвые души. В своеобразной отрицательной иерархии помещичьих типов, выведенных в поэме, этот скупой старик (ему седьмой десяток) занимает одновременно и самую нижнюю, и самую верхнюю ступень. Его образ олицетворяет полное омертвение человеческой души, почти полную погибель сильной и […]...
- Образ Наташи Ростовой особый тип новой женщины В 60-е годы Чернышевский в образе Веры Павловны (“Что делать?”) дает особый тип новой женщины, ставит проблему женского равноправия, эмансипации женщины. Толстой, полемически заостряя свой роман против демократической идеологии разночинцев, противопоставляет образу новой женщины Чернышевского образ Наташи, воплощающей толстовский идеал женщины. Образ Наташи дан в динамике ее духовного роста. Вначале перед нами тринадцатилетняя девочка, “черноглазая, […]...
- Сочиненин по картине Сурикова “Степан Разин” К теме исторического прошлого Руси Суриков обращался не раз. И каждый раз мы могли наблюдать отдельные моменты жизни русского народа. Автор буквально заставляет окунуться в этот мир, в те события, которые он передает. Ему это удается, потому что он в своих произведениях большое внимание уделяет деталям. На этой картине изображен Степан Разин со своими соратниками. […]...
- Особый цикл басен Крылова посвященных войне с Наполеоном Особый цикл басен посвящен Отечественной войне 1812 г. В них баснописец откликнулся на важные события военной эпопеи. Это “Раздел”, “Кот и Повар”, “Обоз”, “Ворона и Курица”, “Волк на псарне”, “Щука и Кот”. Пронизанные патриотическим пафосом, все они пользовались широкой известностью в армии. В басне “Волк на псарне” изображено тяжелое положение Наполеона после Бородинского сражения. В […]...
- Особый “лицейский дух” в ранней лирике Пушкина В первых рядах лицейских политических вольнодумцев был, несомненно, Пушкин. В 1815 г. он пишет знаменательное послание “К Лицинию” (при позднейшей переработке получило название “Лицинию”). В стихотворении рисуются картины жизни Древнего Рима; при опубликовании его поэт даже придал ему подзаголовок “С латинского”. Но на самом деле послание было совершенно оригинальным созданием Пушкина. Древнеримское, республиканское “одеяние” уже […]...
- Фразеологизмы – особый тип сочетаний Практически в любом языке отмечено несколько уровней фразеологизмов, причем не все они общеизвестны, широкоупотребимы и зафиксированы словарями. Некоторые из них используются только определенными группами носителей языка и отсутствуют в словарях. Именно поэтому первостепенная задача переводчика – уметь распознать ФЕ в тексте, отличать устойчивое сочетание от переменного. Следует также иметь в виду, что многозначность и омонимия […]...
- На всех московских есть особый отпечаток В комедии А. С Грибоедова очень точно и передаются образы московских чиновников. Во главе московской “элиты” – Павел Афанасьевич Фамусов, который является богатым помещиком и крупным чиновником, а также имеет высокое положение в обществе. Фамусов является сторонником самовластия и крепостничества, все новое воспринимается им как нечто ненужное, и даже опасное для его положения. В фамусовском […]...
- Писахов Степан Григорович Дата народження – 1879 Дата смерті – 1960 Писахов Степан Григорович, російський письменник і художник, (1879-1960). Писахов – дивний казкар. Немає для його героя Сени Малини неможливого. Захоче – пиво на зоряному дощі зварить. Захоче – на лазні в море за рибою піде. Треба буде – з болота на рушницю вистрелится. Або на Місяць за […]...
- Степан Васильевич Руданский. Поэзия Руданского Поэзия Степана Руданского с момента своего вызвала очень разнообразные оценки, даже отрицалась как неповторимое художественное явление и долгие года пролежала без внимания. Творчество Руданского опоздало к читателю, ощутимо не повлияло при жизни поэта на литературный процесс. Но оно не умерло в забвении. Его славе, к сожалению, посмертной, могут позавидовать и великие поэты. Так как эта […]...
- Шевырев Степан Петрович Получил домашнее образование, окончил с золотой медалью Благородный пансион при Московском университете (1816-1822). Служил в Московском архиве коллегии министерства иностранных дел. Входил в литературно-философский кружок “любомудров”, в котором участвовали А. И. Кошелев, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский. Участвовал в организации и издании литературного журнала “любомудров” “Московский вестник” (1827-1830). Вместе с В. П. Титовым и […]...
- Щипачев Степан Петрович С. П. Щипачев родился 26 декабря 1898 (7 января 1899 год)а в деревне Щипачи (ныне Камышловского района Свердловской области) в семье крестьянина. В 1913-1917 годах работал приказчиком скобяной лавки. В 1919-1921 годах служил в РККА. В 1922-1931 годах был преподавателем в военных учебных заведениях, редактором журнала “Красноармеец” (1929-1931). Один из основателей ЛОКАФ в 1930. В […]...
- СТЕПАН ДУДЫШКИН о НЕКРАСОВЕ Степан Семенович Дудышкин (1821-1866) был забыт вскоре после смерти, и его статьи никогда не переиздавались. Он родился в семье приказчика, окончил юридический факультет Петербургского университета (еще в студенческие годы он сблизился с А. Н. Майковым и его братом Валерианом, а через них с Гончаровым); после университета он некоторое время служил в Департаменте внешней торговли и […]...
- Искусство в жизни человека (по рассказу “Степан Разин” ) О-о-эх, воля, моя воля! Воля вольная моя. Воля – сокол в поднебесье. Воля – милые края… Песня Самобытный художник и человек, Василий Макарович Шукшин видел и ценил в людях индивидуальность, оригинальный взгляд на мир. В своих любимых героях он как раз и отмечал эту “чудинку”. Не всегда это добропорядочные и “сплошь положительные” герои. Скорее наоборот, […]...
- Калашников – носитель лучших черт русского национального характера (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня о купце Калашникове”) В “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтов описал один из самых трагических моментов в истории России – правление Ивана Грозного. Иван Грозный опирался на опричников, которым было все дозволено, и никто не смел им перечить, потому что все знали, что за это грозила смерть. Один из любимых […]...
- Биография Злобин Степан Павлович (1903 – 1965) Злобин Степан Павлович (1903 – 1965), прозаик. Родился 11 ноября (24 н. с.) в Москве в семье студента-медика, участника революционного движения. Воспитывался бабушкой (родители были в тюрьме, затем в ссылке), прожив трудное, часто голодное детство. В 12 лет с отцом жил в Уфе, где их застала первая мировая война, когда отец должен […]...
- “На всех московских есть особый отпечаток” (старая Москва в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) А. С. Грибоедов был человеком, много сделавшим для своего Отечества. Отважный военный, талантливый дипломат, он вошел также и в литературу как создатель поистине гениального произведения – комедии “Горе от ума”. Произведение было настолько “легко”, что разлетелось на крылатые выражения, четверостишия, фразы. И в наши дни можно нередко услышать строки из комедии: “Чуть свет уж на […]...
- Сочинение на тему: “Особый взгляд Льва Николаевича Толстого на драму” Лев Николаевич Толстой начал творить в области драмы примерно одновременно с И. С. Тургеневым. Но и творчество резко отличалось. Если Тургенев стремился следовать заветам Гоголя, то Толстой считал, что в своих произведениях он должен собрать опыт прошлых лет. Как оказалось позже, Лев Николаевич был прав, именно поэтому его произведения получили огромную популярность и не теряют […]...
- Сочинение на тему: “Сатирическая комедия Н. В. Гоголя как особый жанр русской литературы” Середина 19 века стала для России временем тяжелейшей реакции и репрессий после поражения восстания декабристов. Многие передовые люди той эпохи на себе испытали гонения со стороны властей. Усиление монархического гнета нашло свое отражение и в литературе того времени, в русской литературе тоже доминировали консерваторские настроения. Это привело к тому, что поддержкой правящих кругов пользовались бездарные […]...
- Независимость личного сознания героя в поэме “Мцыри” Мцыри попадает под власть “обстоятельств” и хотя эти обстоятельства прямо не названы, логика поэмы приводит к тому, что сознание Мцыри вовсе не безразлично к внешним обстоятельствам – воспитание в чуждой среде лишило, героя необходимых жизненных сил. Перед смертью он мечтает о воле, его дух “прожег свою тюрьму”, но обрести гармонию с естественной, жизнью он уже […]...
- Сочинение-рассуждение: “Смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского “Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как “запасные игроки” … выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова” Контрольный текст: (1) Началась эта мука в далекие годы, в классе, что ли, пятом или шестом. (2) Глебов жил в своем двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3) Серая громада висла над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4) […]...
- Единичная, индивидуальная судьба героя в “Поэме без героя” Ахматовой Впервые с большой резкостью эта особенность психологического склада Ахматовой проявилась, как мы это уже видели, в “Белой стае”, но впоследствии она все усиливалась и усиливалась, переходя иногда в крик отчаяния и нестерпимого страдания. Большое мужество и сила воли придавали нравственным исканиям поэтессы отпечаток своеобразной торжественности и едва ли не библейского проповедничества. В ее любовной лирике […]...
- Характеристика героя поэмы – Измаил-Бей Конфликт человека и общества, его разрешение – бегство как знак протеста или месть обидчику – становились шаблоном, повторявшимся у разных авторов с унылой последовательностью. Все герои ищут счастья в любви и не находят его. Возникала творческая необходимость поиска путей преодоления сложившейся традиции. Так закономерно родилось желание перенести место действия поэмы на Кавказ. А это открывало […]...
- Сочинение: Какие качества героя проявляются в комедии Гоголя Ревизор Перечитайте авторские оценки героя комедии Гоголя “Ревизор” и сцену вранья Хлестакова и скажите, какие качества героя, отмеченные писателем, проявляются здесь. Хлестаков артист, поэт того выморочного мира, в котором правит опытный, огрубевший и мрачноватый Сквозник-Дмухановский. Хлестаков готов играть любую роль, навязываемую ему обстоятельствами: ревизора, любовника, жениха. В сцене вранья он сам расширяет свой репертуар: писатель, приятель […]...
- Выявите типологические черты героя-праведника (на материале произведений русской деревенской прозы) Выявите типологические черты героя-праведника (на материале произведений русской деревенской прозы). Приступая к работе над сочинением, вспомните, что тип праведника представлен в русской деревенской прозе вариативно и многоаспектно. Назовите произведения, в которых этот тип проявляет себя наиболее ярко (“Матренин двор” А.И. Солженицына, “Последний поклон” В.П. Астафьева, “Последний срок” и “Прощание с Матерой” В. Г. Распутина, “Светлые […]...
- Характеристика героя Вральман, Недоросль, Фонвизин Характеристика героя Вральман Вральман – один из персонажей комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”, гувернер Митрофана и самый высокооплачиваемый работник в доме Простаковых. Адама Адамыча Вральмана наняли как учителя французского языка и других наук. На самом деле, он бывший кучер Стародума, а никакой не учитель. По натуре он нехороший, хитрый и ленивый человек. Он только создает […]...
- Мцыри – романтический герой: характеристика образа героя (Лермонтов М. Ю.) Лермонтов всегда был романтиком. Он любил воодушевлять своими работами, возвеличивать вечные ценности. Особенно ярко он описывал Кавказ, так как безмерно его любил. Поэмы Мцыри была создана в 1839 году. Главный герой ведет постоянную борьбу без компромиссов, в смирении и упорстве. Именно он и открывает все идеалы автора. Так то же Мцыри – романтический герой или […]...
- Сочинение на тему: Прошлое героя Мцыри в поэме Мцыри, Лермонтов Прошлое героя Мцыри Мцыри является центральным персонажем одноименной романтической поэмы М. Ю. Лермонтова. Хотя история героя повествуется с момента его появления у стен монастыря в качестве пленника русского генерала, чуть позже автор рассказывает и о более раннем периоде его жизни. Мцыри родился в горском ауле. Когда ему было около шести лет, он был пленен и […]...
- Характеристика главного героя Мцыри Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез. Этими хорошо известными строками начинается рассказ о Мцыри, пленном горце, ставшем символом свободного и непокорного духа. В нескольких строках Лермонтов описывает его детство и юность. Пленного Мцыри везли из родных гор в Россию, однако по дороге он заболел. Один из монахов сжалился над […]...
- Подвиг героя (по стихотворению Джорджа Байрона “Ты кончил жизни путь…”) (3) Джордж Байрон был одним из родоначальников литературного, философского романтизма. Одной из основных тем его творчества была тема свободы. Поэт лично принимал участие в освободительной войне греческого народа, так что тема эта была ему особенно близка. Сочувствием к борцам за независимость проникнуты многие его произведения. Стихотворение “Ты кончил жизни путь…” посвящено герою, самоотверженно сражавшемуся за свободу. […]...
- Кто из современников-поэтов использовал принцип “вписывания” лирического героя и в чем сходство с авторской моделью Евтушенко? Кто из современников-поэтов использовал принцип “вписывания” лирического героя в общую картину бытия и в чем сходство с авторской моделью Евтушенко? Формируя рассуждение на заданную тему, укажите, что принцип “вписывания” лирического героя в общую картину бытия явился одним из самых востребованных в лирике XX столетия. Вспомните текст известного стихотворения А.А. Вознесенского “Муромский сруб”, в котором лирический […]...
- Эволюция лермонтовского лирического героя В стихотворении “Не верь себе” (1839) Лермонтов как бы заново обращается к романтической теме “поэт и толпа”, но с далеко не традиционным к ней подходом. Сочувствуя “молодому мечтателю”, ценя его способность открывать в своей душе “родник простых и сладких звуков”, поэт не склонен презрительно отталкиваться и от “толпы”. Она предстает здесь не только как безликая […]...
- Фигура героя-полководца в поэме Пушкина “Полтава” Петр I как исторический деятель и как личность – полная противоположность и Карлу XII, и Мазепе. (Карл – “воинственный бродяга”, исторический авантюрист, который возмечтал по-своему повернуть ход исторических событий – подчинить себе могучее многонациональное российское государство: “Как полк, вертеться он судьбу принудить хочет барабаном”. Изменник Мазепа в своих действиях движим только личными честолюбивыми замыслами, и […]...