Степан Калашников, как особый тип героя



Его характеру свойственна цельность и непосредственность связи с народом. Он – хранитель народной психологии. В этом смысле он близок к “естественному человеку”, но не тождествен ему, поскольку для “естественного человека” характерно непосредственное общение с природой. Обусловленность характера героя средой, обстоятельствами его жизни, психологией и бытом народа в определенный исторический момент его бытия – все это выводит “Песню…” из круга романтических произведений обычного типа.

И вместе с тем романтизм

из “Песни…” не изымается. Само историческое время берется не в его социальной конкретности, хотя неразвитые намеки на подобную конкретность не исключены.

Конкретность в “Песце…” – не социальная, а бытовая, психологическая. Историческая среда существует, во-первых, как мыслимая антитеза современности, во-вторых, как некий поэтический вымысел, идеализирующий эпоху Грозного и общественно-бытовые отношения, между людьми, в-третьих, как психологический комплекс, вмещающий общенародные этические нормы и обусловливающий протест героя. Следовательно, зависимость героя от среды получает

романтическую интерпретацию.

Но проблемы, поставленные в “Песне…”, связаны и с просветительскими идеями. Степан Калашников ближе к подлинному представлению о человеке, нежели человек современного Лермонтову поколения. Точно так же общенародные этические нормы, защищаемые им, принципиально расходятся с господствующими социальными нормами, лишь замутившими “детское” сознание парода.

В этом отношении мысль о царской власти, распавшейся с народными идеалами и представшей чуждой народному сознанию, вносит существенный и важный штрих в “Песню…”.

Ценность Калашникова подчеркивается его бытовым, окружением, но главным образом общностью его психологии с народной психологией. “Естественный человек” у Лермонтова тоже обнаруживает цельность, но прежде всего с природой, а через нее – с духом народа. “Естественный человек” получает опору для развития внутренних потенций души благодаря непосредственному общению с природой (“Мцыри”), предметно закрепляющей “дух отцов”, который оживает в душе “естественного человека”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Степан Калашников, как особый тип героя