Степь. История одной поездки. Повесть (1888), в сокращении



Список произведений в сокращении этого автора Степь. История одной поездки. Повесть (1888) Иванов. Драма (1887 – 1889) Скучная история.

Из записок старого человека. Повесть (1889) Дуэль.

Повесть (1891) Попрыгунья. Рассказ (1891, опубл. 1892) Палата № 6. Повесть (1892) Черный монах.

Рассказ (1893, опубл. 1894) Учитель словесности. Рассказ (1889 – 1894) Чайка.

Комедия (1895 – 1896) Дом с мезонином. Рассказ художника (1896) Моя жизнь. Рассказ провинциала (1896) Дядя Ваня Сцены из деревенской жизни. Пьеса (1897) Ионыч.

Рассказ (1898) Человек в футляре. Рассказ (1898) Крыжовник.

Рассказ (1898) О любви.

Рассказ (1898) Душечка. Рассказ (1899) Дама с собачкой. Рассказ (1899) В овраге. Повесть (1899, опубл.

1900) Три сестры. Драма (1901) Архиерей. Рассказ (1902) Вишневый. сад Комедия (1904) Из уездного города N-ской губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец Иван Иванович Кузьми-чев, настоятель N-ской церкви о. Христофор Сирийский (“маленький длинноволосый старичок”) и племянник Кузьмичева мальчик Егорушка девяти лет, посланный матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичева, поступать в гимназию в большой город.

Кузьмичев и о. Христофор

едут продавать шерсть, Егорушку захватили по пути. Ему грустно покидать родные места и расставаться с матерью. Он плачет, но о. Христофор его утешает, говоря обычные слова о том, что ученье – свет, а неученье тьма. Сам о. Христофор образован: “Пятнадцати лет мне еще не было, а я уж говорил и стихи сочинял по-латынски все равно как по-русски”.

Он мог сделать неплохую церковную карьеру, но родители не благословили на дальнейшее ученье. Кузьмичев же против лишнего образования и считает отправку Егорушки в город капризом сестры. Он мог бы пристроить Егорушку к делу и без учения.

Кузьмичев и о. Христофор пытаются догнать обоз и некоего Варламова, знаменитого в уезде купца, который богаче многих помещиков. Они приезжают на постоялый двор, хозяин которого, еврей Моисей Моисеич лебезит перед гостями и даже мальчиком (ему он отдает пряник, предназначенный для больного сына НаумаОн “маленький человек”, для которого Кузьмичев и священник – настоящие “господа”. Кроме жены и детей в его доме живет его брат Соломон, гордый и обиженный на весь мир человек.

Он сжег свои деньги, доставшиеся в наследство, и теперь оказался приживальщиком брата, что причиняет ему страдание и подобие мазохистского наслаждения. Моисей Моисеич его ругает, о. Христофор жалеет, а Кузьмичев презирает. Пока гости пьют чай и пересчитывают деньги, на постоялый двор приезжает графиня Драницкая, очень красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичев, “обирает” какой-то поляк Казимир Михайлыч: “…молодая да глупая.

В голове ветер так и ходит”. Догнали обоз. Кузьмичев оставляет мальчика с обозчиками и отправляется с о. Христофором по делам. Постепенно Егорушка знакомится с новыми для него людьми: Пантелеем, старообрядцем и очень степенным человеком, который ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьет воду из лампадки; Емельяном, старым и безобидным человеком; Дымовым, молодым неженатым парнем, которого отец посылает с обозом, чтобы он не избаловался дома; Васей; бывшим певчим, простудившим себе горло и страдающим от невозможности больше петь; Кирюхой, ничем особенно не примечательным мужиком…

Из их разговоров на привалах мальчик понимает, что все они прежде жили лучше и пошли работать в обоз из-за нужды. Большое место в повести занимают описание степи, достигающее художественного апофеоза в сцене грозы, и разговоры обозчиков. Пантелей по ночам у костра рассказывает страшные истории, якобы из своей жизни в северной части России, где он работал кучером у разных купцов и всегда попадал с ними в приключения на постоялых дворах.

Там непременно жили разбойники и резали купцов длинными ножами. Даже мальчик понимает, что все эти истории полупридуманные и, возможно, даже не самим Пантелеем, но почему-то он предпочитает рассказывать их, а не реальные события из своей явно непростой жизни. Вообще, по мере продвижения обоза к городу, мальчик как бы заново знакомится с русским народом, и очень многое кажется ему странным. Например, Вася обладает таким острым зрением, что может видеть животных и то, как они ведут себя далеко от людей; он ест живого “бобырика” (сорт мелкой рыбы типа пескаря), при этом лицо его приобретает ласковое выражение.

В нем есть что-то звериное и “не от мира сего” одновременно. Дымов мучается от избытка физической силы. Ему “скучно”, и от скуки он делает много злого: зачем-то убивает ужа, хотя это, по словам Пантелея, большой грех, зачем-то обижает Емельяна, но затем просит прошения и т. п. Егорушка его не любит и боится, как слегка побаивается всех этих чуж


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Степь. История одной поездки. Повесть (1888), в сокращении