Становление личности в рассказе Астафьева “Конь с розовой гривой”

Становление личности в рассказе В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой”

По словам самого Виктора Петровича Астафьева, его далекое деревенское детство, проведенное в Си­бири, несмотря на раннюю смерть матери, было свет­лой и счастливой порой. Описание этого периода жизни стало основным содержанием произведений авто­ра, созданных для детей.

Центральная тема рассказов Астафьева – нравствен­ное взросление человека, становление личности, фор­мирование характера. Для этого необходимо понима­ние добра, справедливости, чувство ответственности за свои поступки, благородство по отношению к слабым Такой путь проходит главный герой рассказа Конь с розовой гривой.

Это мальчик-сирота, живущий в деревне с де­душкой и бабушкой. Его характеризует наивное вос­приятие происходящего. Ребенок не видит темных, жестоких сторон жизни. Так, описывая семью дяди Левонтия, он обращает внимание только на радост­ные и яркие моменты.

После получки пьяненький дядя Левонтий устраивал детям праздник, угонит всех пряниками и конфетами, а сам вечером ругался и бил стекла. Его жене, тетке Васене, уже через несколько дней приходилось занимать деньги и продукты у соседей. Дядя Левонтий нравится рассказчику, потому что тот “плавал когда-то по морям”. Левонтьевские дети названы в произведении “орлами”.

Они “бросали друг в друга посудой, барахтались”, дрались, дразнились, воровали овощи, фрукты и ягоды в соседских огородах. Однако рассказчику нравится проводить с ними время, играть, ловить рыбу. Мальчик не чувствует тягот жизни этой семьи, в его памяти остаются только сладости и весело про­веденное время.

Бабушка обещала купить рассказчику пряник и виде коня с розовой гривой, если тот соберет ягоды. Он и дети Левонтия вместе отправились в лес. В этом эпизоде они противопоставлены друг другу, потому что по-разному относятся к собственным поступкам.

Левонтьевские ребята ругались, дрались, дразнили друг друга. Они похожи на своего отца, переняли его привычки. Дети агрессивны, драчливы, жестоки, без­ответственны. Рассказчик же ягоды “брал старатель­но и скоро покрыл дно аккуратненького туеска ста­кана на два-три”.

Он ведет себя так, как если бы бабушка наблюдала за ним. Но боязнь показаться слабым, жадным и трусливым заставляет героя под­даться уговорам Саньки и обмануть бабушку.

Рассказчик мучается угрызениями совести. “Бабушку надул. Что только будет?” – думает он. Мальчик терзается, не спит всю ночь, собирается все расска­зать бабушке.

Его сожаления и душевные страдания формируют чувство ответственности за собственные поступки. Читатель понимает, что мальчик больше никогда так не поступит.

На следующий день рассказчик и Санька ловили рыбу и увидели в плывущей по реке лодке возвращав­шуюся бабушку. Санька предлагает другу: “Заройся в сено и притаись. Петровна боится – вдруг ты утонешь.

Вот она как запричитает – ты тут и вылезешь!”. Но рассказчик отказывается обманывать бабушку еще раз. Прошлый урок был понят мальчиком и пошел ему на пользу.

Бабушка все-таки купила внуку пряник. Ее доверие стало лучшим уроком для героя. Он на всю жизнь за­помнил долгожданного коня с розовой гривой и на­учился тому, что обманывать нельзя.

В рассказе “Конь с розовой гривой” звучит авторский протест против жестокости и равнодушия. Астафьев показывает, как зло заглушает голос совести и вытесняет добро из человеческого сердца.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Становление личности в рассказе Астафьева “Конь с розовой гривой”