Сталь Жермена де



Сталь Жермена де
Сталь (Staël), Анна-Луиза Жермена де (22.04.1766 г., Париж -14.07.1817 г., там же) – французская писательница, основоположница теории романтизма во Франции. Дочь Ж. Неккера – видного государственного деятеля, министра финансов при Людовике XVI. С детских лет она постоянная участница встреч парижских литературных знаменитостей, которые происходили в салоне ее матери.

Жермена была чувствительной и пытливой девочкой. Она развивалась, находясь под большим впечатлением от рассказов отца, “Духа законов” Монтескье, сочинений

Ричардсона и Руссо. Ее первые произведения “Аделаида” (“Adelaïde”), “Мелина” (“Meline”), комедия “Софи, или тайные чувства” (“Sophie ou les sentiments secrets”) и трагедия “Джейн Грей” (“Jane Gray”) появились в 1780-е под влиянием сентиментализма.

Философия Руссо, его культ природы и взгляды на воспитание привлекли внимание де Сталь, ему она посвятит восторженный очерк “Письма о произведениях и личности Ж. Ж. Руссо” (“Lettres sur les ecrits et le caractere de J. J. Rousseau”, 1788). Первый брак со шведским посланником в Париже, бароном де Сталь – Гольштейн, не принес двадцатилетней Жермене счастья. В предреволюционные

(1786-1788) и постреволюционные годы Ж. де Сталь собирает в своем салоне, ставшем самым блестящим в Париже, известных людей.

Среди посетителей салона Сийес, Талейран, Гара, Фориель, Сисмонди, Б. Констан. Во время Французской революции (1792 г.) Сталь вынуждена была эмигрировать в Швейцарию и в Англию. Романтические отношения с Бенжаменом Констаном и графом Луи де Нарбонном оказали заметное влияние на жизнь и творчество писательницы.

Впервые в жизни Жермена испытала страсть, оказавшуюся взаимной, и подвигнувшую ее на написание “первого романтического произведения во французской литературе” (Вл. А. Луков) – книги “О влиянии страстей на счастье людей и народов” (“De l’influence des passions sur le bonheur des individus et des nations”, 1796). В центре внимания Ж. де Сталь в этой книге – чувство, страсть, но не сентименталистско-гармоничное и идиллическое, а стихийное и трагичное. Страсть рассматривается как стихийная сила, стимулирующая активность человека, но судьба страстных натур трагична.

Им она противопоставляет бесстрастных, вялых, апатичных, погруженных в настоящее и всем довольных людей. Симпатии автора книги на стороне страстных, независимых характеров. Вместе с тем, находясь под влиянием пережитого ею террора, Ж. де Сталь пишет о том, что чрезмерные страсти, фанатизм, честолюбие самым пагубным образом могут воздействовать на благосостояние как отдельных индивидов, так и общества в целом.

В конце 1795 г. Ж. де Сталь возвращается на родину. Трактат “О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями” (“De la litterature, consideree dans ses rapports avec les institutions sociales”, 1800) – образец полемического сочинения, в котором писательница вступает в творческий спор с религиозно-романтическими взглядами Ф.-Р. де Шатобриана, и одновременно первая попытка систематизировать эстетические взгляды. В этой работе дан обзор развития мировой литературы с античности до 90-х годов XVIII века.

Писательница задается целью проследить взаимовлияние религии, нравов, законов с литературой. Она отдает предпочтение христианской культуре (культуре Нового времени), считая, что каждая новая эпоха (а не только античная) выдвигает свой идеал. Изучая взаимодействие общества и литературы, наблюдая за эволюцией идей и форм быта, отводит христианству важнейшую роль, отнюдь не религиозную. В христианстве она видит необходимые условия для развития цивилизации, благодаря ему произошел сплав Севера и Юга, силы с образованностью и утонченностью.

Искусство “северных” народов (Англии и особенно Германии) воспринимается ею как искусство, испытавшее наибольшее влияние христианства и как наиболее созвучное современности. Ж. де Сталь отмечает в ходе исторического развития непрерывное совершенствование, пишет о связи различных форм и направлений литературных произведений с социальной средой. Заключает книгу тезис о том, что в современном республиканском обществе литература должна стать выражением новых общественных идеалов, стать защитницей политической и нравственной свободы.

Мысль о том, что литературе гарантирован упадок, если исчезнет политическая свобода, показалась реакционному правительству опасной, а сама Ж. де Сталь приобрела статус “неблагонадежной” писательницы. Роман “Дельфина” (“Delphine”, 1802) – послужил предлогом для начала репрессий против писательницы. Роман написан в традиционной для XVIII в. эпистолярной форме. Его сюжет – история любви молодой светской женщины Дельфины д’Ал


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сталь Жермена де