Средства создания драматизма в народной сербской балладе “Смерть матери Юговичей”
Казалось бы, в Балладе ничего драматизировать не нужно: погибли девять молодых богатырей вместе с отцом, остались девять вдов с детьми-сиротами, потеряла не только детей, но и мужа мать Юговичей. Что может быть более драматичным, а то и трагическим? Но для сербов поражение на Косовом поле, на котором погибли защитники страны – событие космического масштаба, ведь после этой битвы страна потеряла независимость. Именно поэтому авторы баллады используют все возможные средства, чтобы придать событию большого драматизма, а именно – фольклорные
Соколиные глаза и лебединые крылья в фольклоре всегда символизировали материнскую защиту, заботу о ребенке. Именно об этом – представили ей “глаза соколиные” и “крылья лебединые” молит Бога Мать Юговичей. Но не смогла она защитить ни своих сыновей, ни мужа; крылья и глаза лишь помогли ей, пролетая над полем боя, увидеть их убитыми.
Еще один фольклорный образ подчеркивает картину горя молодых вдов. Это – кукушкино пение. Идея одиночества, сиротства – вот какой смысл был вложен в этот образ в произведениях народного
В балладе – девять вдов, и эта цифра является символической, ведь она олицетворяет всех тех, кто потерял мужа на поле боя за свободу Сербии.
Образ-символ ворона-ворона – предсказателя смерти – также усиливает драматическое звучание баллады. Мотив смертельной грусти матери, переплетенный с мотивом безутешности жены, также заимствован из фольклора. Драматическое звучание придают произведению и традиционные фольклорные приемы, в частности повтор.
Например, мы трижды читаем: “Да твердая старушка имела сердце, и слезы горки не проронила…” Ни слезинки НЕ обронила после известия о смерти всех взрослых мужчин семьи! Но материнское сердце не выдержало, когда она увидела руку младшего сына Демьяна. Образ матери приобретает символическое значение, превратившись в образ порабощенной Сербии.
Очень драматично звучат в балладе диалоги. Драматичным, бесспорно, диалог между матерью и рукой Демьяна. И хотя мы не слышим других реплик, кроме тех, что говорит мать, ситуация не становится менее напряженной.
Все методы направлены на то, чтобы показать масштаб трагедии потери независимости.
Итак, Драматическая ситуация в произведении приобретает масштаб всенародной трагедии благодаря художественным средствам, использованным в балладе.
Related posts:
- Анализ баллады “Смерть матери Юговичей” Сколько существует человеческий род, столько идет борьба за независимость, свободу, мирную работу на своей земле, за свою семью. И украинские думы, и русские былин, и сербские юношеские песни рассказывают нам о далеком прошлом, в котором людей разных национальностей объединяло одно: желание жить в согласии, растить детей, воспитывать их, учить их ценить жизнь. Но всегда были […]...
- Сербская народная баллада “Смерть матери Юговичей” Сербская баллада “Смерть матери Юговичей” принадлежит к так называемого Косовского цикла, который посвящен лишь одному эпизоду истории сербского народа – Косовской битве сербов с турками, которая состоялась в 1389 году. Косовские песни – это поэтическое упоминание, о давней битве, задача которой – пробуждать патриотичные чувства, утверждать ненависть к врагам. Песню “Смерть матери Юговичей” записал для […]...
- Урок на тему: Сербская народная баллада “Смерть матери Юговичей” Цель : ознакомиться с исторической основой, сюжетом сербской народной баллады, развивать умение выразительно читать и анализировать текст, учить определять драматизм, эпический мотив и художественные особенности произведения: повторы, символику чисел, монологи-обращения и т. п. Оборудование: Карта современной Европы. Карта Косово (до завоевания края турками). Ход урока. I. Актуализация опорных знаний. Блиц-опрашивание. – фольклор – это… – […]...
- Средства создания комического в рассказах Чехова Смеяться умеет только человек. Поэтому не удивительно, что в художественной литературе, которая является одним из высочайших взлетов человеческого духа, широко употребляется смешное, или как еще называют комическое, важнейшими разновидностями которого являются юмор и сатира. Юмор – это добродушный мягкий смех. Писатель-юморист не противоречит и не уничтожает объект насмешки, а словно снисходительно насмехается над отдельными его […]...
- Средства создания образа главного героя по роману Обломов (Гончаров И. А.) Илья Ильич Обломов – очень сложный, неоднозначный персонаж. Для создания образа главного героя И. А. Гончаров использовал множество средств и приемов. Раскрытие образа начинается уже с имени Обломова. Одинаковые имя и отчество говорят о цикличности в жизни Ильи Ильича и его семьи. Очень важной деталью является его портрет. С помощью него автор более полно раскрывает […]...
- Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века Пьеса Горького “На дне” представляет нам целый ряд образов. Самые разные люди – и каждый из них по-своему искалечен жизнью, у каждого – свое несчастье, свое горькое прошлое – и только безрадостное настоящее и еще более безрадостное будущее объединяет их. По моему мнению, самый интересный герой пьесы “На дне” – это Василиса. Почему? Да потому, […]...
- Образ Пугачева и художественные средства его создания в повести “Капитанская дочка” Ни для кого не секрет, что А. С. Пушкин интересовался историей России, прошлым своей родины на протяжении всего творчества. Даже в его лирике мы можем неоднократно отметить упоминание различных исторических эпох, от античных времен до современного ему XIX в. Особенно его внимание привлекала тема русского бунта, “бессмысленного и беспощадного”. В повести “Капитанская дочка” он, соединяя […]...
- Средства создания комического в “Мина Мазайло” Двадцатые годы прошлого века в истории развития и становления украинской литературы чуть ли не самые трагические. Только сейчас мы открываем для себя творческое наследие многих писателей, которые при тоталитарном режиме были вычеркнуты из национальной и культурной жизни, или расстреляны, или репрессированы. От Украины оторвали часть ее сердца – лучших сыновей и дочерей, которые в тяжелых […]...
- Средства создания комического эффекта в комедии “Ревизор” Гоголя В 1836 г. комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” впервые появилась на сцене Александринского театра. Русское общество пришло в замешательство, на лице каждого зрителя после просмотра пьесы отражалось недоумение: все нашли “Ревизор” чем-то неожиданным, не известным ранее. На не только зрители были озадачены: актеры также увидели совершенно новых персонажей и находились в растерянности, не зная, как […]...
- Средства создания “недолжного” мира в романе Ж.-П. Сартра “Тошнота” Жан-Поль Сартр (1905-1980) приобрел известность после публикации романа “Тошнота” (1938). До этого времени он изучал и преподавал философию, публиковал первые философские работы – и усиленно трудился над романом, считая это занятие главным для себя. Решающее значение для формирования философии Сартра имела философия немецкая – феноменология Гуссерля и экзистенциализм Хайдеггера. В начале 30-х гг. Сартр увлекся […]...
- Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского “Гроза” Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского “Гроза”. С большим интересом я прочитал драму А. Н. Островского “Гроза”. После ее про-чтения я хочу поделиться своими впечатлениями и размышлениями на вышеуказанную тему. В своем произведении Островский описывает вымышленный город Калинов на бе-регу Волги. Добролюбов в своих критических статьях называет этот город “темным […]...
- Фольклорные символы в балладе Мицкевича “Свитязь” Озеро Свитязь – одно из красивейших мест Украины, которое находится в Волынской области. В разные времена территория, на которой оно расположено, принадлежала Белоруссии, Литве, Польше. Со Свитязем связано много легенд, преданий, поверий. За основу своей баллады А. Мицкевич взял легенду, согласно которой некогда богатый город спряталось под землю и воду, а его обитатели превратились в […]...
- Средства создания героического характера в повести “Маттео Фальконе” Проспер Мериме – один из замечательных французских критических реалистов XIX в., блестящий драматург и мастер художественной прозы. В отличие от своих предшественников – Стендаля и Бальзака Мериме не стал властителем дум целых поколений: воздействие, оказанное им на духовную жизнь Франции, было менее широким и мощным. Однако эстетическое значение его творчества огромно. Созданные им произведения необыкновенны: […]...
- Языковые средства создания характера в рассказе Лескова Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа. В одной из вершин своего художественного творчества – в рассказе […]...
- Художественные средства создания образов в поэме “Мертвые души” Гоголя Н. В Гоголь в “Мертвых душах”, как и в “Ревизоре”, создает абсурдный художественный мир, в котором люди утрачивают свою человеческую сущность, превращаются в пародию на возможности, заложенные в них природой. Стремясь обнаружить в персонажах признаки омертвения, утрату одухотворенности (души), Гоголь прибегает к использованию предметно-бытовой детализации. Каждый помещик окружен множеством предметов, способных его характеризовать. Детали, связанные с определенными […]...
- Языковые средства создания характера в рассказе Николая Лескова Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа. В одной из вершин своего художественного творчества – в рассказе […]...
- Образ антигероя и средства его создания в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Чему смеетесь? Над собой смеетесь!.. Н. Гоголь, “Ревизор” Главный герой в произведении Гоголя необычен. Это пустой, ничтожный человек, который помимо своей воли оказался втянут в целую череду событий, возвышен ирреальным стечением обстоятельств. Будто сказочная “золотая рыбка” исполнила желание, но не смогла изменить сущность нашего антигероя: хоть царскую корону надень на неграмотную бабу, она так пустоголовой […]...
- Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. “Собачье сердце”.) Творчество М. А. Булгакова – крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему “трагедии русского народа”. Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили в России в первой половине XX века. В основе повести “Собачье сердце” лежит великий эксперимент. Главный герой – профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее […]...
- Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XIX века (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) Ho нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений. Н. А. Некрасов И. С. Тургенев в романе “Отцы и дети” представил конфликт двух поколений, но в основу романа положен конфликт не возрастной, а социальный, между аристократами Кирсановыми и разночинцем-демократом Базаровым. Он порожден эпохой 60-х годов, когда разногласия между […]...
- Сентиментальный идеал верной любви в балладе “Светлана” Страшная фантастика в балладе разрешается в шутке, в мягкой улыбке самого поэта. Стиль баллады “Светлана” отличен цветовой гаммой. Людмила нарисована на фоне черной, видимо, летней ночи: она в темноте дубрав и лесов или на буграх, на равнинах, освещенных тусклым лунным светом. Баллада “Светлана” выдержана скорее в белом цвете, который побеждает страшную темноту ночи. Источник белого […]...
- Об истории создания стихотворения Лермонтова “Смерть поэта” Получившее широкое распространение в списках, оно противостояло официальной версии и способствовало оформлению противоположной трактовки образа Пушкина. Несколько слов об истории создания стихотворения. Лермонтов был болен, когда по городу разнеслась весть о дуэли и ее итоге. Лечил Лермонтова доктор Н. Ф. Арендт – от него, навещавшего умиравшего поэта, и от других приходивших в дом людей двадцатитрехлетний […]...
- Художественные средства создания образа “мертвой души” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” 1. Описание обстановки, в которой живут помещики. 2. Описание внешности. 3. Отношение к продаже “мертвых душ”. Зловещее название неоконченной поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” неоднозначно. Формально “мертвыми душами” именуются умершие крестьяне, которые в документах еще числятся, как живые. Однако в произведении содержится явный подтекст: “мертвые души” – это помещики, с которыми общается Чичиков. Да, […]...
- Фантастика и реальность в балладе Жуковского “Светлана” Фантастика и реальность в балладе Жуковского “Светлана” План I. Баллада В. Жуковского “Светлана” – произведение романтизма. II. Сон и явь, реальный и потусторонний мир в балладе. 1. Народные обряды и традиции в балладе. 2. Сон Светланы. 3. Реальность фантастического и призрачность реальности. III. Человек – житель двух миров. И бездна нам обнажена С своими страхами […]...
- Образ антигероя и средства его создания. (На примере одного из произведений русской литературы XIX века. – Н. В. Гоголь. “Ревизор”.) Главный герой в произведении Н. В. Гоголя необычен. Это пустой, ничтожный человек, который помимо своей воли оказался втянут в целую череду событий, возвышен ирреальным стечением обстоятельств Будто сказочная “золотая рыбка” исполнила желание, но не смогла изменить сущность этого антигероя: хоть царскую корону надень на неграмотную бабу, она так пустоголовой бабой и останется. В комедии единственным […]...
- Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (Б. Пастернак. “Доктор Живаго”.) Есть что-то жестокое и единственно правильное в стремлении человека бороться. И счастье, когда эта борьба не за кусок хлеба, не за право жить и выживать, а за свою душу, за свое право быть человеком. Это единственное, из-за чего стоит жить, бороться и умереть, до последней минуты оставаясь верным самому себе, своим принципам и своему человеческому […]...
- Вопросы и ответы к балладе В. А. Жуковского “Светлана” Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ баллады, определив завязку, кульминацию, развязку. На святках, “в крещенский вечерок”, как и было принято, девушки пытались угадать свою судьбу через различные гадания, которые перечисляет в начале баллады Жуковский. Скучающей в разлуке с женихом Светлане тоже посоветовали испытать судьбу. Это экспозиция баллады. Светлана выбирает одно из самых страшных гаданий – с зеркалами. […]...
- Проза Э. Хемингуэя. Проблематика, основы драматизма “Прощай, оружие!” 1929 г. Роман опирается на личный опыт писателя. В данном случае это военный опыт: служба в отряде Красного Креста на итало-автсрийском фронте, тяжелое ранение и пребывание Х. в миланском госпитале, бурная, но принесшая ему лишь горечь и разочарование любовь к медсестре Агнессе фон Куровски. Но в романе “Прощай, оружие!” реальные биографические факты предстают […]...
- Вопросы и ответы к балладе В. А. Жуковского “Кубок” Что отличало рыцаря от простого латника? Слово “рыцарь” первоначально обозначало “всадник”. Это был тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими. Латник был рядовым бойцом. Что проверял царь в своих подданных, когда предложил нырнуть в бездну за […]...
- “Преданья старины глубокой!” (по балладе В. А. Жуковского “Светлана”) В. А. Жуковский вошел в историю русской литературы прежде всего как автор баллад. Жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но только он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Среди баллад Жуковского особое место занимает цикл о любви: “Людмила”, “Светлана”, “Леонора”, “Алина и Альсим”, “Эль-вина и Эдвин”, “Эолова арфа”, “Рыцарь Тогенбург”, где […]...
- Природа в балладе Иоганна Вольфганга Гете “Лесной царь” В своей балладе “Лесной царь” великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете рассказывает нам об отношении человека к природе. В этом произведении три главных героя: маленький мальчик, его отец и “лесной царь” – это большой темный лес, через который они скачут. Отец и маленький мальчик едут домой. Возвращаются они очень поздно, и мальчику кажется, что темный […]...
- Человек и природа (По балладе И. В. Гете “Лесной царь”) Все мы – дети природы. Творческие люди особенно хорошо чувствуют и знают природу, ее тайную жизнь. Гете – один из поэтов, который умел “видеть”, а для того, чтобы “видеть”, нужна светлая и чистая душа ребенка. Именно дети способны воспринимать мир со всеми его потусторонними страхами, видеть то, что недоступно взрослому человеку. “Лесной царь” – страшная […]...
- ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (по балладе Иоганна Вольфганга Гете “Лесной царь”, вариант 1) В своей балладе “Лесной царь” великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете рас- сказывает нам об отношении человека к при- роде. В этом произведении три главных ге- роя: маленький мальчик, его отец и “лесной царь” – это большой темный лес, через ко- торый они скачут. Отец и маленький мальчик едут домой. Возвращаются они очень поздно, и […]...
- Переплетение фантастического, психологического в балладе Й. В. Гете “Лесной король” Цель: ознакомить учеников с отдельными фактами жизни и творчества Й. В. Гете, раскрыть психологический, фантастический и реальный аспекты баллады “Лесной король”; развивать умение выразительного чтения, творческое воображение; проанализировать особенности композиции, образной системы произведения; воспитывать гармоничное отношение к природе и миру, стремление к творческому сосуществованию с ней. Оборудование: портрет Й. В. Гете, опорные схемы, текст баллады […]...
- Вопросы и ответы к балладе А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге” Докажите, что “Песнь о вещем Олеге” – баллада. Баллада – лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В основе пушкинского стихотворения драматический сюжет о предсказании князю Олегу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за напряженным развитием событий, сопереживает герою баллады. Колорит произведения мрачный и таинственный, он достигается часто используемым […]...
- Стихотворение о МАТЕРИ Есть слова, которым стоит памятник поставить. Которые нам трудно, полностью понять И как бы небыли мы смолоду наивны, Мы вспоминаем, слово, МАТЬ! Значение его нам сразу не понять Порой, ценою даже разлученья, И вопреки МАТЕРЬИМ ученьям Мы бьемся в лоб, с чужим ненужным мненьем. Наставника нам лучше не сыскать, Добра, никто нам столько не подарит […]...
- История одной матери У моей матери был всего один глаз. Я ненавидел ее. Потому что ее такое состояние заставляло меня испытывать стыд Для того, чтобы зарабатывать кусок хлеба для семьи, она работала в школе поварихой В один день, когда я учился в начальной школе, моя мать пришла ко мне, чтобы навестить меня. Пол ушел из под моих ног. […]...
- Жуковский, Роланд-оруженосец. Когда в балладе впервые появляется главный герой? Жуковский, Роланд-оруженосец. Когда в балладе впервые появляется главный герой? Кто отправляется на спасение чудесного талисмана, принадлежавшего королю Артуру? Охарактеризуйте одного из участников этого похода. По призыву Карла Великого на спасение чудесного талисмана короля Артура отправляются “шесть бодрых витязей”: “отважный Оливьер, Гварин, силач Гемон, Наим Баварский, агландский граф Милон, Мерлин”. Но кроме этих шести “младой Роланд […]...
- Сын, достойный своей матери по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Свою комедию “Недоросль” Д. И. Фонвизин написал на исходе XVIII века. Несмотря на то, что уже прошло несколько столетий с тех пор, многие проблемы, поднятые в произведении, актуальны и по сей день, а ее образы живы. Среди главных проблем, которые освещены в пьесе, стало раздумье автора о наследии, которое Простаковы и Скотинины готовят России. Ранее […]...
- Описание “крещенского вечерка”. Сон героини (о балладе “Светлана” В. А. Жуковского) У современного читателя баллада “Светлана” оставляет обычно приятное впечатление легкой сказки. То, что двести лет назад воспринималось как интрига и внушало ужас, сейчас кажется колыбельной песней. К сожалению, нам трудно оценить то, что было явным и неоспоримым достоинством Жуковского в глазах его современников: легкость и свободу стиха. Нам это кажется естественным. Современникам же после произведений, […]...
- Поступк молодого казака в стихотворении Дмитрия Борисовича Кедрина “Сердце матери” (*Общие критические статьи) В стихотворении Д. Кедрина “Сердце матери” рассказывается о том, как молодой казак убил свою родную мать по просьбе любимой девушки. В этот момент, он думал о сердце, как о средстве достижения цели. Но казак поступил глупо, эгоистично и неблагодарно по отношению к матери. Мать сделала очень многое для своего сына. Она воспитала его. Она защищала […]...