Средневековый рыцарский роман (жанр)

Средневековый рыцарский роман (жанр)
Рыцарский роман – новый эпический жанр, который складывается в европейской литературе в XII веке. Первоначально слово “роман” относилось к произведениям, написанным не на латинском, а на одном из романских языков (отсюда же и слово “романс”). Однако позже оно стало обозначать новый эпический жанр, сложившийся в рамках рыцарской куртуазной культуры.

В отличие от героического эпоса, соотносимого с мифом, роман соотносим со сказкой. Ядром рыцарского романа становится “авантюра” –

соединение двух элементов: любви и фантастики (под фантастикой применительно к этому жанру следует понимать не только невероятное, сказочное, но и необычное, экзотическое). Для читателей (слушателей) рыцарского романа нет необходимости верить в истинность повествования (как это было в ситуации восприятия героического эпоса).

Центральный герой рыцарского романа – рыцарь (идеальный или близкий к идеалу по меркам куртуазии). Он показан в действии – путешествующим в одиночку или с минимальным окружением и совершающим подвиги. Странствия рыцаря – принципиальный момент, организующий структуру “романа

дороги”: в ходе передвижений рыцаря открываются возможности в любом количестве эпизодов продемонстрировать его рыцарские качества, рассказать о его подвигах. Фигура рыцаря еще не индивидуализирована (от романа к роману меняются имена главных героев, но их идеализация делает их похожими друг на друга), герой выступает скорее как функция сюжетной конструкции (“роман дороги”), но, в отличие от рыцарей из героического эпоса (неопределенно-личной функции эпического мира), герои рыцарских романов наделяются личными мотивами совершения подвигов: не во имя страны, народа, рода, религиозной веры, а во имя Дамы сердца или во имя личной славы.

Важнейшая черта рыцарского романа, отличающая его от героического эпоса, – наличие автора с определенной позицией и формирующимся авторским началом в выборе героев, сюжетов (которые, по его воле, могут свободно соединяться, удивляя средневековых читателей новизной и неожиданностью сюжетных поворотов), художественных средств. В XII веке романы писались стихами (обычно 8-сложник с парной рифмовкой). Особый случай – “Роман об Александре” (“Le Roman d’Alexandre”, ок. 1175) Ламбера Ле Тора (Lambert Le Tors), законченного после его смерти Александром Парижским (Alexandre de Paris).

Он написан 12-сложным стихом с парной рифмовкой и цезурой после 6-го слога. Этот стих по названию романа получил название “александрийский стих”, это основная форма стихах во французских классицистических трагедиях и комедиях XVII-XVIII веков, в поэтической драме французских романтиков, неоромантиков и неоклассицистов, в творчестве многих французских поэтов и подражавших им поэтов других стран, в том числе и русских. Прозаические романы появились лишь в XIII веке.

В XIII веке рыцарский роман переживает кризис, признаками которого становятся пародирование куртуазных норм и ценностей (в повести начала XIII века “Окассен и Николетт” – “Aucassin et Nicolette”). Вместе с тем рыцарский роман еще на протяжении длительного времени остается любимым чтением французов. Лит.: Смирнов А. А. Рыцарская литература (XII-XIII вв.) История французской литературы: В 4 т. М.; Л., 1946. Т. 1; Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе.

М., 1976; Мелетинский Е. М. Средневековый роман. М., 1983; Евдокимова Л. В. У истоков французской прозы. Прозаическая и стихотворная форма в литературе XIII века.

М., 1997. Вл. А. Луков Этапы литературного процесса: Средние века: Высокое Средневековье. – Теория истории литературы: Жанры.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Средневековый рыцарский роман (жанр)