Сравнительный анализ стихотворений Пушкина “Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…” и Блока “О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ…”
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ ПУШКИНА “Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…” И БЛОКА “О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ…”
При поверхностном взгляде на стихотворения может показаться, что Блок во многом повторяет схему развития лирического сюжета у Пушкина. Начать хотя бы с того, что совпадает количество строф (по шесть), структура строфы (четырехстишие) и способ рифмовки (перекрестная). Оба стихотворения написаны ямбом. четырехстопным у Пушкина и пятистопным у Блока.
Композиции стихотворений во многом похожи. Произведения
Более внимательный анализ
Лирические герои Пушкина и Блока по-разному представляют себе окружающий мир и свое положение в нем. Это во многом связано с художественным методом. Пушкин к 1825 году в большинстве своих произведений – реалист.
Жизнь человека во всем богатстве и многообразии ее проявлений составляет главный предмет непосредственного воплощения поэта. То, о чем говорит поэт, призвано в максимальной степени передать реальность. В данном случае реальность чувств и переживаний лирического героя, близкого автору. Автобиографический момент не мешает читателям воспринимать чувства поэта как свои.
Пушкин проник в одну из сфер жизни, переживаний личности, которая ведома и важна для большинства, и сумел найти слова и образы для передачи того, что волнует многих. Его цель классически “проста” – сказать о любви, без которой жизнь пуста и бесцветна и с приходом которой все проявления жизни получают смысл и краски.
Блок, как и символистская литература в целом, находится на переломном этапе в 1908 году, когда написано анализируемое стихотворение. Художественно-философские установки символизма по-прежнему важны и влияют на творчество, но Блок начал ощущать, что нужен прорыв к иному содержанию. Существенно меняются темы, идеи и формы его произведений.
Стихотворение из цикла “Возмездие” (1908) запечатлело грань поэзии Блока 1900-х – начала 1910-х годов. События начала XX века, “неслыханные перемены и невиданные мятежи”, приглушили активность общественной мысли, ощутимее стали, как это всегда бывает в подобных исторических условиях, ноты рефлексии, мотивы уныния, неверия в возможность достижения высоких целей обновления жизни.
Распадался символизм, оказавшийся неспособным решить поставленную перед собой задачу духовного возрождения России, в разные стороны расходились бывшие единомышленники. Блок начинает воспринимать окружающую жизнь как страшный мир, усиливается трагическое мирочувствование поэта, да и в личной жизни его ожидало много горечи: умер, прожив всего несколько дней, сын, разрушалась семья, уходили друзья, наступала полоса одиночества.
Самого себя прежде всего имел он в виду, когда в статье “Безвременье” почти в отчаянье заключал: “Что же делать? Что же делать? Нет больше домашнего очага, все заткано паутиной, и самое время остановилось.
Радость остыла, потухли очаги. Времени больше нет. Двери открыты на вьюжную площадь”.
Таков трагический подтекст стихотворения “Одоблестях, о подвигах, о славе…”. Весь этот сложный комплекс чувств и идей вмещает прямо или опосредованно текст стихотворения Блока.
Главная цель стихотворений разная. Пушкин проводит лирического героя через драматические переживания к возрождению, новому расцвету всех сил и чувств человека. У Блока героиня, воплощающая прекрасное, уходит безвозвратно, и главная задача лирического героя – научиться жить без нее.
Это несходство идей проявляется во многом. Показательно, например, что ключевое смысловое понятие первой строфы у Пушкина – “помню”, а у Блока – “забывал”. В дальнейшем лирический герой Пушкина страдал от отсутствия событий: “Тянулись тихо дни мои”, а герой Блока – от их беспорядочно нагроможденного избытка: “Летели дни, крутясь проклятым роем…”
Может быть, это связано с самим характером, образом, воплощающим красоту. Героиня Пушкина с самого начала заявлена как сама жизнь, она – любовь, она сле
зы и вдохновенье. Пушкин не создает видимого портрета героини, ему важно выразить целостное впечатление, которое она производит на лирического героя. У Блока же мы видим отдельные, несвязанные черты: ее лицо “сияло на столе” – важно, что речь идет не прямо о любимой, а о фотографии, ее фигура представляется в воспоминании “синим плащом”. Героиня Блока как бы нереальна.
Складывается впечатление, что, прощаясь с ней, он не рассказывает об эпизоде своей жизни, а прощается с образом из его стихотворений предшествовавшего этапа творчества, с Прекрасной Дамой, бывшей символом любви и творчества.
Драма героя не только в том, что его любимая “отдала свою судьбу другому” (можно вспомнить о сложных взаимоотношениях А. Блока, Л. Менделеевой и А. Белого), но и в общей утомленности существованием; “уж не мечтать”, “я крепко сплю” – вот каковы настроения лирического героя, “все миновалось” – итог целого этапа его жизни и творчества.
Самоощущение лирических героев Пушкина и Блока сильно отличается. Пушкина не случайно называют классически гармоничным и ясным. Гармония в мире для него возможна, пока в нем живы любовь и красота.
Их временное отсутствие повергает душу в уныние, но не разрушает идеал. Состояние лирического героя в конце произведения равно тому, что он испытывал в начале. Блок пишет о человеке, мироощущение которого дисгармонично: либо – доблесть, подвиги, слава, либо – “ты милая, ты нежная”.
Поэт изображает драму перехода лирического героя на новый этап жизни, где старые идеалы любви и красоты, увы, не имеют прежнего смысла.