Сравнительный анализ стихотворений Пушкина “Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…” и Блока “О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ…”

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ ПУШКИНА “Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…” И БЛОКА “О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ…”

При поверхностном взгляде на стихотворения может показаться, что Блок во многом повторяет схему развития лирического сюжета у Пушкина. Начать хотя бы с того, что совпадает количество строф (по шесть), структура стро­фы (четырехстишие) и способ рифмовки (перекрестная). Оба стихотворения написаны ямбом. четырехстопным у Пушкина и пятистопным у Блока.

Композиции стихотворений во многом похожи. Про­изведения

поэтов можно разделить на три условные ча­сти. Первая и вторая части “совпадают”: первая – это воспоминание о “чудном мгновенье” и лице “в простой оправе”, заставляющее забывать “о подвигах, о добле­стях, о славе”; вторая – вычеркнутые из жизни “без бо­жества, без вдохновенья” годы и “дни” летящие и кружа­щие “проклятым роем”, а вот третья часть несет разную смысловую нагрузку: если у Пушкина – это пробуждение души, воскресение “божества и вдохновенья”, то у Бло­ка итогом является вывод: “все миновалось, молодость прошла”.

Более внимательный анализ

позволяет еще лучше уви­деть, насколько разные художественные задачи стояли перед поэтами в этих стихотворениях, детали композиции которых в какой-то степени действительно сходны. Пре­жде всего это касается трех важнейших содержательных элементов художественного целого – это лирический ге­рой. героиня, воплощающая для него наиболее прекрас­ное проявление бытия, и мир, в котором лирический ге­рой так или иначе самоопределяется.

Лирические герои Пушкина и Блока по-разному пред­ставляют себе окружающий мир и свое положение в нем. Это во многом связано с художественным методом. Пуш­кин к 1825 году в большинстве своих произведений – ре­алист.

Жизнь человека во всем богатстве и многообразии ее проявлений составляет главный предмет непосред­ственного воплощения поэта. То, о чем говорит поэт, призвано в максимальной степени передать реальность. В данном случае реальность чувств и переживаний лири­ческого героя, близкого автору. Автобиографический мо­мент не мешает читателям воспринимать чувства поэта как свои.

Пушкин проник в одну из сфер жизни, пережива­ний личности, которая ведома и важна для большинства, и сумел найти слова и образы для передачи того, что вол­нует многих. Его цель классически “проста” – сказать о любви, без которой жизнь пуста и бесцветна и с приходом которой все проявления жизни получают смысл и краски.

Блок, как и символистская литература в целом, нахо­дится на переломном этапе в 1908 году, когда написано анализируемое стихотворение. Художественно-фило­софские установки символизма по-прежнему важны и влияют на творчество, но Блок начал ощущать, что нужен прорыв к иному содержанию. Существенно меняются темы, идеи и формы его произведений.

Стихотворение из цикла “Возмездие” (1908) запечат­лело грань поэзии Блока 1900-х – начала 1910-х годов. События начала XX века, “неслыханные перемены и не­виданные мятежи”, приглушили активность обществен­ной мысли, ощутимее стали, как это всегда бывает в по­добных исторических условиях, ноты рефлексии, мотивы уныния, неверия в возможность достижения высоких це­лей обновления жизни.

Распадался символизм, оказавшийся неспособным решить поставленную перед собой задачу духовного воз­рождения России, в разные стороны расходились быв­шие единомышленники. Блок начинает воспринимать окружающую жизнь как страшный мир, усиливается тра­гическое мирочувствование поэта, да и в личной жизни его ожидало много горечи: умер, прожив всего несколько дней, сын, разрушалась семья, уходили друзья, наступа­ла полоса одиночества.

Самого себя прежде всего имел он в виду, когда в ста­тье “Безвременье” почти в отчаянье заключал: “Что же делать? Что же делать? Нет больше домашнего очага, все заткано паутиной, и самое время остановилось.

Радость остыла, потухли очаги. Времени больше нет. Двери от­крыты на вьюжную площадь”.

Таков трагический подтекст стихотворения “Одоблестях, о подвигах, о славе…”. Весь этот сложный комплекс чувств и идей вмещает прямо или опосредованно текст стихотворения Блока.

Главная цель стихотворений разная. Пушкин проводит лирического героя через драматические переживания к возрождению, новому расцвету всех сил и чувств чело­века. У Блока героиня, воплощающая прекрасное, уходит безвозвратно, и главная задача лирического героя – на­учиться жить без нее.

Это несходство идей проявляется во многом. Показа­тельно, например, что ключевое смысловое понятие пер­вой строфы у Пушкина – “помню”, а у Блока – “забывал”. В дальнейшем лирический герой Пушкина страдал от от­сутствия событий: “Тянулись тихо дни мои”, а герой Бло­ка – от их беспорядочно нагроможденного избытка: “Ле­тели дни, крутясь проклятым роем…”

Может быть, это связано с самим характером, обра­зом, воплощающим красоту. Героиня Пушкина с самого начала заявлена как сама жизнь, она – любовь, она сле­

зы и вдохновенье. Пушкин не создает видимого портре­та героини, ему важно выразить целостное впечатление, которое она производит на лирического героя. У Блока же мы видим отдельные, несвязанные черты: ее лицо “сияло на столе” – важно, что речь идет не прямо о любимой, а о фотографии, ее фигура представляется в воспоминании “синим плащом”. Героиня Блока как бы нереальна.

Скла­дывается впечатление, что, прощаясь с ней, он не расска­зывает об эпизоде своей жизни, а прощается с образом из его стихотворений предшествовавшего этапа творче­ства, с Прекрасной Дамой, бывшей символом любви и творчества.

Драма героя не только в том, что его любимая “отдала свою судьбу другому” (можно вспомнить о сложных вза­имоотношениях А. Блока, Л. Менделеевой и А. Белого), но и в общей утомленности существованием; “уж не меч­тать”, “я крепко сплю” – вот каковы настроения лириче­ского героя, “все миновалось” – итог целого этапа его жизни и творчества.

Самоощущение лирических героев Пушкина и Блока сильно отличается. Пушкина не случайно называют клас­сически гармоничным и ясным. Гармония в мире для него возможна, пока в нем живы любовь и красота.

Их времен­ное отсутствие повергает душу в уныние, но не разрушает идеал. Состояние лирического героя в конце произведе­ния равно тому, что он испытывал в начале. Блок пишет о человеке, мироощущение которого дисгармонично: либо – доблесть, подвиги, слава, либо – “ты милая, ты нежная”.

Поэт изображает драму перехода лирического героя на новый этап жизни, где старые идеалы любви и красоты, увы, не имеют прежнего смысла.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)
Loading...

Сравнительный анализ стихотворений Пушкина “Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…” и Блока “О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ…”