Сравнительный анализ стихотворений “Как часто, пестрою толпою окружен… ” и “Смерть поэта” М. Ю. Лермонтова
“Как часто, пестрою толпою окружен…”. В основе этого стихотворения лежит реальный факт. Лермонтов присутствовал на маскарадном балу в Благородном собрании под новый, 1840, год.
И. С. Тургенев вспоминает, что поэту “не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, – продолжает Тургенев, – что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества.
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки…
На балу произошло столкновение поэта с дамой из царской семьи, что явилось лишним поводом для написания стихотворения “Как часто, пестрою толпою окружен…”.
Как и в стихотворении “Смерть поэта”, сатирические мотивы здесь соседствуют с элегическими. Вначале несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей “большого света”. В “пестрой толпе”
Поэту чужды эти “приличьем стянутые маски”. Чтобы забыться, отдохнуть от “блеска и суеты”, он погружается в воспоминания о близкой сердцу “недавней старине”. Сатира уступает место элегии.
Лермонтову дороги родные тархановские места: “…сад с разрушенной теплицей”, заросший “спящий пруд”, село и “туманы над полями”. Когда-то здесь поэт думал “об ней”, плакал и любил юное “созданье с глазами, полными лазурного огня…”.
Уход от тягостной современности в прекрасное прошлое – тема в русской поэзии не новая. К ней обращались поэты-романтики 20-х годов. В отличие от них, склонных идеализировать прошлое, Лермонтов был убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью к “недавней старине”. Приятные мечты о прошлом – обман, точнее, самообман и не рассеют “бурю тягостных сомнений и страстей”.
Лермонтов – борец. Его жалобы на современную жизнь переходят в решительный протест:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличен высший свет. Читателей пленяет богатый духовный мир самого поэта, его глубокие мысли и чувства: неприязнь к “бездушным людям”, мечта о безмятежной жизни в юности и осознание бесплодности этой мечты, трезвое понимание невозможности вырваться из завистливого и душного” светского общества. Сознание своей обреченности поэт подчеркивает кольцевой, замкнутой композицией произведения: в конце стихотворения, опомнившись, вновь видит ненавистную “пеструю толпу”.
Эмоциональность поэта и делает стихотворение подлинно лирическим, вызывает ответное душевное движение у читателей.






Related posts:
- Анализ стихотворения “Как часто пестрою толпою окружен…” Лермонтова “Как часто пестрою толпою окружен…” (1840). Стихотворению предпослана дата – 1 января. Рождаются новый год, новая надежда. Но у поэта нет радужных чувств. Все произведение, написанное под впечатлением бала, контрастирует с самой да той – 1 января. В начале стихотворения несколькими точными строками поэт изображает надменных, духовно бедных людей “большого света”. В “пестрой толпе” звучат […]...
- Стихотворение Лермонтова “Как часто пестрою толпою окружен” (анализ) “Как часто пестрою толпою окружен…” – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к “Смерти поэта”. Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф “1‑е января”, указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив […]...
- Анализ Стихотворения Лермонтова “Как часто пестрою толпою окружен…” Стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен…”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен…” было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Оно было создано под впечатлением светского новогоднего бала. И.С. Тургенев, присутствовавший на этом балу, вспоминал: “Лермонтова я видел на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год… Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он […]...
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Как часто пестрою толпою окружен…” “Как часто, пестрою толпою окружен…” – одно из самых сокровенных лирических стихотворений Лермонтова, посвященное возникшей еще в детские годы мечте о человеческом понимании, которой не дано осуществиться. Эта мечта была воплощена автором в его поэтических образах, противостоящих мертвой, холодной, бездушной реальности. Стихотворение имеет авторский эпиграф: “1-е января” и посвящено маскарадному балу, где присутствовал высший свет […]...
- “Как часто пестрою толпою окружен” анализ стихотворения Лермонтова “Железным стихом” выплеснута трагичность лермонтовской лирики в стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен” , написанном в 1840 году под впечатлением от маскарада, устроенного в петербургском Большом театре в честь празднования Нового года. Там, среди шумной толпы, спрятанной под затейливые личины, находился сам Николай Первый. Именно поэтому, проставленная Лермонтовым дата, 1-ое января 1840 года, вызвала ярость […]...
- Стихотворение Лермонтова “Как часто, пестрою толпою окружен…” Здравствуй, Саша! Сегодня получил твое письмо и, не поверишь, обрадовался, как ребенок. Каждый день с нетерпеньем жду я весточки из дома, с тоской и надеждой смотрю на почтовый ящик, а там пусто… И вдруг, совсем потеряв веру в чудо, бросаю взгляд, а там… Невозможно описать, как я был счастлив! Ты не представляешь, как много я […]...
- Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Как часто пестрою толпою окружен…”. Истолкование и оценка Ведущими темами в творчестве М. Ю. Лермонтова являются тема одиночества лирического героя, отрицание и порицание современного ему общества, любовь к родине, тщетный поиск истинных чувств. Наиболее ярко эти темы проявились в стихотворении Лермонтова 1840 года “Как часто пестрою толпою окружен…” Стихотворение имеет подзаголовок “1-е января”. Оно написано под впечатлением от новогоднего бала-маскарада. С первых же […]...
- Как часто, пестрою толпою окружен (Лермонтов Михаил Юрьевич Стихи) Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски, Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки,- Наружно погружась в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова Как часто пестрою толпою Изучив данное произведение я считаю, что это автобиографическое произведение. Это становится понятно со второй строчки, когда он описывает ситуацию именно перед своими глазами. Он дает понять читателю, что рассказывает именно про себя, вводит в собственные чувства. Если прочесть чуть дальше, то становится понятно, что эти воспоминания не самые радостные. Он называет образы людей на балу […]...
- Сочинение на тему: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” Стихотворение “Смерть поэта” написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А. С. Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А. С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать. Стихотворение “Смерть поэта” состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении […]...
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” Стихотворение состоит из двух частей. Когда М. Ю. Лермонтов написал первую часть произведения, оно вышло в печать, то Бенкендорф сделал вид, что ничего особенного не произошло. Он просто проигнорировал стихотворение. Когда была опубликована вторая часть, он возмутился и сообщил Николаю I. В связи с этим царь перевел поэта в Нижегородский драгунский полк. Так началась ссылка […]...
- Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова “Пророк” В 1826 году А. С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, пишет стихотворение “Пророк”. Чуть позже, отправляясь на аудиенцию к Николаю I, который вызвал А. Пушкина из Михайловского в Петербург, поэт захватывает листок со стихотворением с собой. Почему же Пушкин придал такое важное значение этому стихотворению? После расправы над декабристами Пушкин переживает сильное потрясение и […]...
- Сравнительный анализ стихотворений Пророк Пушкина и Лермонтова В русской литературе, имели место существования, величайшие мастера пера и строки. К таким, несомненно, относятся А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Эти поэты, не только прожили, хотя и короткую, но достойную жизнь, оставив после себя разнообразное творческое наследие. Каждый из них по своему понимал тему назначения личности, а точнее, поэта-творца. Так, появились у них, […]...
- Анализ стихотворения “Смерть поэта” Лермонтова “Смерть поэта” (1837). Стихотворение было написано сразу после смерти А. С. Пушкина, ознаменовав открытие основного периода творчества Лермонтова. Благодаря этому стихотворению поэт становится известен всей России. Таким образом была продекламирована преемственность между двумя величайшими поэтами России: А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. В произведении сконцентрированы основные темы всего позднего периода творчества Лермонтова: отношение к […]...
- Назначение поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (по двум или боле произведениям) (Сравнительный анализ) В жизни каждого человека поэзия играет огромную роль. Она помогает найти себя, понять собственные чувства, учит нравственности и осознанию жизненных ценностей. Но поэзия не существует сама по себе, именно поэт является тем самым человеком, который задевает сердца. Кем же является писатель для человечества? Этот вопрос себе задавал не один человек, имеющий талант писать: Гораций, Державин, […]...
- Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина “Пророк” и М. Ю. Лермонтова “Пророк” Тема поэта и поэзии является классической для русской литературы. Так, два самых ярких представителя золотого века – Пушкин и Лермонтов – также не оставили без внимания эту тему. Но они, естественно, по-разному подошли к решению проблемы о назначении поэтического творчества. Тема поэта для Лермонтова была глубоко личной. Вместе с тем, лермонтовские стихотворения о роли поэта […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта М. Ю. Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта” будучи под впечатлением от гибели А. С. Пушкина. Для поэта это событие было настоящим потрясением и тяжелой утратой. Гибель талантливого и молодого А. С. Пушкина была неожиданной и нелепой. М. Ю. Лермонтов, желая отыскать справедливость, написал стихотворение “Смерть поэта”. В своем произведении М. Ю. Лермонтов описал не справедливую, […]...
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” (восприятие, истолкование, оценка) Одним из самых известных стихотворений Лермонтова является его произведение “Смерть поэта”, написанное им в 1837 году. Оно было создано как отклик, крик души поэта на гибель А. С. Пушкина. Известно, что это трагическое событие всколыхнуло всю Москву, люди огромными толпами шли проститься с любимым поэтом. Гибель Пушкина на дуэли заставило молодого Лермонтова задуматься о ее […]...
- Значение некоторых слов и словосочетаний в стихотворении “Смерть поэта” М. Ю. Лермонтова Оклеветанный молвой – униженный в глазах общественного мнения. Невольник чести – заложник правил “комильфо”, диктующих определенное поведение. Не вынесла душа поэта – слишком велик стал разрыв между духовной реальностью гения и физической реальностью его жизни среди обычных людей. Жалкий лепет – искусственные лицемерные оправдания. Злобно гнали – издевались, не давали прохода. Дивный гений – удивительный, […]...
- Лирический монолог. Жанровые особенности стихотворения “Смерть поэта” М. Ю. Лермонтова Стихотворение Лермонтова – лирический монолог, состоящий из меняющихся по содержанию, эмоциональному настрою и, соответственно, ритмике отрывков. Мысль Лермонтова движется от мысли о трагической гибели – поэта к вопросу о причинах гибели Пушкина и затем о причинах трагического мироощущения поэтов вообще. Для наиболее точного выражения своих мыслей и чувств Лермонтов обращается к наработанному поэтическому арсеналу и […]...
- Краткий анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта” Краткий анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта”. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: “оклеветанный молвой”, “жажда мести”, “поникнув гордой головой”, “восстал… против мнений света”, “свободный, смелый дар”, “дивный гений”, “торжественный венок”. Основные темы здесь – конфликт поэта и толпы, божественный дар и обреченность […]...
- Анализ стихотворения Смерть Поэта Время создания стихотворения Стихотворение посвящено смерти Пушкина и написано сразу после его гибели – в 1837 году. Лирический монолог. Жанровые особенности стихотворения Стихотворение Лермонтова – лирический монолог, состоящий из меняющихся по содержанию, эмоциональному настрою и, соответственно, ритмике отрывков. Мысль Лермонтова движется от мысли о трагической гибели – поэта к вопросу о причинах гибели Пушкина и […]...
- СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “СМЕРТЬ ПОЭТА” Стихотворение “Смерть Поэта” явило России имя Лермонтова, и оно же подняло молодого поэта на огромную высоту. Стихо- творение не осталось неоцененным современ- никами. Позднее А. В. Дружинин скажет: “Когда погиб Пушкин, перенесший столько неотразимых обид от общества, еще не до- зревшего до его понимания, – мальчик Лер- монтов в жгучем поэтическом ямбе первый оплакал поэта, […]...
- Анализ стихотворения Смерть поэта Невольник чести (Лермонтов М. Ю.) В 1836 году А. С. Пушкин был убит на дуэли. Получив известие о его трагической гибели, Лермонтов, на это ужасное событие отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Стихотворение является образцом гражданской лирики М. Лермонтова, потому что оно было откликом русского народного поэта на великую утрату, которую понесла его Родина. Он выражает глубокую скорбь по поводу гибели поэта […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова. Бородино. Смерть поэта. Часть 5. (Лермонтов М. Ю.) 1837-1841 Бородино.-Написано, по-видимому, в январе 1837г. как отклик на двадцатипятилетие Отечественной войны 1812 г. Здесь, как и в раннем стихотворении “Поле Бородина”, Лермонтов попытался воспроизвести бородинские события посредством рассказа очевидца, участника сражения. Смерть Поэта.-Отклик на трагическую гибель Пушкина (Пушкин умер 29 января 1837 г.). Лермонтов был болен, когда до него дошла весть о роковой дуэли. […]...
- Об истории создания стихотворения Лермонтова “Смерть поэта” Получившее широкое распространение в списках, оно противостояло официальной версии и способствовало оформлению противоположной трактовки образа Пушкина. Несколько слов об истории создания стихотворения. Лермонтов был болен, когда по городу разнеслась весть о дуэли и ее итоге. Лечил Лермонтова доктор Н. Ф. Арендт – от него, навещавшего умиравшего поэта, и от других приходивших в дом людей двадцатитрехлетний […]...
- М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Как характеризует Поэта в первой части Лермонтов? Найдите слова, которые создают его облик Как характеризует Поэта в первой части Лермонтов? Найдите слова, которые создают его облик. В первой части стихотворения Лермонтов воссоздает духовный облик “дивного гения”. Слова погиб, пал, убит указывают на ту неравную борьбу, которую вынужден был вести Поэт с толпой “насмешливых невежд”, защищая честь и достоинство. Лермонтов не только хорошо знал творчество Пушкина, но и трагические […]...
- Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” (восприятие, истолкование, оценка) Лермонтов – достойный приемник Пушкина. Эпоха Лермонтова – это 30-ые годы 19-го века, время отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов, отсутствие примера для молодого поколения, ориентира в жизни. В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением “Смерть поэта”. Это яркий образец его гражданской […]...
- Подробный анализ стихотворения Смерть поэта (Лермонтов М. Ю.) Одно из самых выдающихся и волнующих произведений Михаила Юрьевича Лермонтова – стихотворение “Смерть поэта”, написанное им в 1837г. Данное творение посвящено смерти великого русского поэта и писателя – Александра Сергеевича Пушкина. Надо сказать, что Лермонтов был первым, кто осмелился затронуть эту тему в своих произведениях, причем достаточно остро, резко и открыто. Как известно, А. С. […]...
- Сравнительный анализ стихотворений А. Блока “В неуверенном, зыбком полете…” и Б. Пастернака “Ночь” Современный мир, осмысливаемый лирическим поэтом, всегда кажется мистическим и почти всегда фантасмагоричным. Стихотворение Блока-символиста (1910) – вершина символизма в его творчестве – яркий тому пример. Поэт размывает границы реального и символического. Что это? Конкретный эпизод или обобщенное размышление? Стихотворение об авиакатастрофе или о гибельности прогресса? В любом случае Блок стягивает в узел и переплетает жизненные […]...
- Сравнительный анализ стихотворений “Silentium” Ф. И. Тютчева и О. Э. Мандельштама Стихотворение Тютчева (1830 год). Ведущий троп в этом стихотворении – метафора (в основном, одушевления): “встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей дум”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”. Кроме того, в стихотворении есть эпитеты (“в душевной глубине”, “таинственно-волшебных дум”) и сравнения […]...
- Смерть поэта анализ стихотворения по плану (Лермонтов М. Ю.) М. Ю. Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта” в возрасте 23 лет, в тот ужасный год, когда Россия потеряла своего самого великого гения – А. С. Пушкина (1837). 9 февраля весть о дуэли поэта дошла до Лермонтова, и в тот же день стихотворение в списках распространилось по Петербургу. Пушкина оплакивали не только родственники и люди его […]...
- Сравнительный анализ стихотворений “Три осени” Ахматовой и “Золотая осень” Пастернака Русская осень – совершенно особенная, волшебная пора, вдохновляющая поэтов на создание лирических шедевров. Это время творческого подъема, полета мысли и души – во многом благодаря красоте русской природы, уникальной и неповторимой. Однако бесспорно, что каждый художник находит в осени что-то свое, личное и глубоко индивидуальное. Например, стихотворения Ахматовой “Три осени” и Пастернака “Осень золотая” также […]...
- Сравнительный анализ стихотворений А. А. Фета “Чудная картина…” и “Облаком волнистым…” Чудная картина, Облаком волнистым Как ты мне родна: Пыль встает вдали; Белая равнина, Конный или пеший – Полная луна, Не видать в пыли! Свет небес высоких, Вижу: кто-то скачет И блестящий снег, На лихом коне. И саней далеких Друг мой, друг далекий, Одинокий бег. Вспомни обо мне! 1842 1843 Как известно, А. А. Фет четко […]...
- Сравнительный анализ стихотворений А. А. Блока В ресторане и Незнакомка Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то теперь этот образ теряет свою волшебную ауру и становится реальным, – незнакомкой, продажной женщиной. Рассмотрим эту […]...
- Сравнительный анализ стихотворений Саши Черного “Санкт-Петербург” и Осипа Мандельштама “Петербургские строфы” Санкт-Петербург… Вокруг этого города создано множество мифов, его образ не перестает волновать поэтов, писателей, художников, музыкантов. Каким же видят Санкт-Петербург люди, в нем жившие? Попытаемся ответить на этот вопрос на примере анализа стихотворений, написанных в одно и то же время С. Черным (“Санкт-Петербург”) и О. Мандельштамом (“Петербургские строфы”). Первое, на что обращаешь внимание, это то, […]...
- “Смерть поэта”, “Поэт” и “Пророк” Тема поэта и общества стала главной в произведении Лермонтова “Смерть поэта”. Это стихотворение прославило Лермонтова, но за него же поэт был сослан на Кавказ. Стихотворение начинается скорбью, безысходностью, ничего нельзя изменить, ничем нельзя помочь, Убит!… к чему теперь рыданья, Скорбь постепенно перерастает в гнев, а затем опять возвращается печаль, горе от утраты. В эпиграфе поэт […]...
- Стихотворений “Я помню чудное мгновенье” А. С. Пушкина и “Сияла ночь” А. А. Фета (Сравнительный анализ) В творчестве Александра Сергеевича Пушкина и Афанасия Афанасьевича Фета большое внимание уделено любовной лирике. И не случайно. Важную роль в жизни поэтов играли чувства и переживания. Стихотворение А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье” и стихотворение А. А. Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад…” очень схожи по своему сюжету. Поначалу и А. С. Пушкин, […]...
- Сравнительный анализ стихотворений Анна Ахматова “Проводила друга до передней” и Марина Цветаева “Ушел – не ем…” Анна Ахматова – Марина Цветаева. Они обе жили в одну эпоху, пели эту эпоху, плакали над нею вдвоем… И обе, несмотря на сложные, во многом противоречивые отношения, родство свое “по песенной беде” ощущали. “Не отстать тебе: я острожник. // Ты – конвойный. Судьба одна…” – “Мы с тобою сегодня, Марина, // По столице полночной идем…” […]...
- Сравнительный анализ Фет “Еще весны душистой нега” и Тютчев “Еще земли печален вид” (Сравнительный анализ) Федор Иванович Тютчев – великий русский поэт, лирик, дипломат, философ. Честно говоря, философия, с которой я довольно близко познакомилась в этом году, не породила во мне чувства заинтересованности, но философия, затронутая и раскрытая литературным языком, литературными произведениями, для меня всегда казалась чем-то совершенно непохожим на все остальное, что могло называться философией. Федор Иванович был действительно […]...