Николай | Вера |
Портрет героев | В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. |
Характеристика |
Авторское отношение к героям | Автор на протяжении всего произведения называет героя только по имени, Николай Евграфович, или по фамилии, Алмазов, тем самым подчеркивая некую дистанцию между рассказчиком и героем. Только из уст главной героини мы слышим ласковое обращение к герою, Верочка называет его “Колей”. | Автор с большей симпатией относится к Верочке, называя ее на протяжении всего рассказа “Вера”, “Верочка”. Такое обращение дает возможность читателю быть к героине ближе духовно, помогает найти в ней родственную душу. |
Художественная деталь | Большую роль для передачи внутреннего состояния героя играет такая деталь, как “портфель”: “он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся”. Мне кажется, что автор подчеркивает, насколько Алмазов растерян, не может собраться с мыслями, чтобы найти выход из затруднительной ситуации, как портфель, который не может удержать необходимые бумаги, если с ним случилась какая-либо поломка. | Особое значение, на мой взгляд, имеет замечание Веры о том, что кольцо с солитером “… Надо непременно выкупить… Жаль будет, если пропадет”. Куприн намеренно подчеркивает, что это колечко очень дорого героине, но она готова пожертвовать и им для спасения супруга. |
Особое значение для обоих героев имеет сирень, которая становится символом их любви. Наверное, и выбор цветка автором не случаен. Ведь сирень цветет весной, а именно весна в литературе всегда ассоциируется с зарождением чего-то светлого, нежного, нового. Так и для героев, на мой взгляд, сирень стала новым этапом в их совместном чувстве. Недаром Верочка говорит: “…сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…” |
Отношение героев к любви | Алмазов на протяжении всего рассказа меняет свое отношение к супруге. Если в начале повествования мы можем заметить раздражение и даже злобу по отношению к Вере (“злобно хрустнув сложенными вместе пальцами…”, “Он передернул плечами и не отвечал”, “заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду”), то по мере развития сюжета герой меняется: проявляет заботу (“Алмазов уговаривал жену отправиться домой”), не стеснятся проявлять свои чувства на людях (“И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь”) | Верочка с самого первого появления в произведении представлена читателю как любящая и заботливая жена (“Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость”, “Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа… комфорт”, “обвила рукой шею Алмазова” и т. д.). Мы видим, что Вера готова ради мужа на многое: быть “его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой”, продать, если это необходимо, последние драгоценности, солгать во имя спасения любимого. |