Сравнительная характеристика И. И. Обломова и Штольца

Обломов Илья Ильич – главный герой романа “Обломов”. Помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведет ленивый образ жизни. Ничем не занимается, лишь только мечтает и “разлагается” лежа на диване.

Яркий представитель обломовщины.
Штольц Андрей Иванович – друг детства Обломова. Наполовину немец, практичный и деятельный. Антипод И. И. Обломова.
Сравним героев по следующим критериям:
Воспоминания о детстве (в том числе и воспоминания о родителях).
И. И. Обломов. С самого раннего детства за него все делали: ” Няня ждет

его пробуждения. Она натягивает ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его”. “..

Она умывает его, причесывает головку и ведет к матери. Так же с детства купался в родительской ласки и заботе: ” Мать осыпала его страстными поцелуями…” Няня всюду, сутками напролет, как тень следовала за ним, постоянная опека не кончалась ни на секунду: ” … все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то попыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос…”.
Штольц. Детство его проходит в полезной, но утомительной учебе: ” С Восьми лет он сидел

с отцом за географической картой… а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова…” Мать постоянно беспокоилась о сыне: ” … она бы держала его возле себя”. Но отец его был полностью равнодушен и холоднокровен к сыну, нередко и ” прикладывал руку”: ” … и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног”.
Отношение к учебе и труду.
Обломов. В школу ходил без особого интереса и желания, с трудом отсиживал на уроках, одолеть какую-либо книгу для Обломова было большим успехом и радостью. ” Зачем же все эти тетрадки… бумаги, времени и чернил? Зачем учебные книги? … Когда же жить?” Мгновенно холодел к тому или иному роду деятельности, будь это учеба, книги, увлечения.

Такое же отношение было и к работе: ” … учишься, читаешь, что вот-де настала година бедствий, несчастлив человек; вот собираешься с силами, работает, гомозится, страшно терпит и трудится, все готовит ясные дни”.
Штольц. Учился и работал уже с детства – главная забота и задача отца его. Учение и книги увлекали Штольца, на протяжении все жизни.

Труд – смыл существования человека. “Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и на самом деле нажил дом и деньги”.
Отношение к мыслительной деятельности.
Обломов. Несмотря на отсутствие любви к учебе и труду, Обломов был далеко не глупым человеком. У него в голое постоянно крутились какие-то мысли, картинки, он постоянно стоил планы, но по совершенно непонятным причинам все это откладывалось в долговой ящик. “Он, как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обдумает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится..”
Штольц. Реалист до мозга костей. Скептик по жизни и в размышлениях. ” Он боялся всякой мечты или, если входил в ее область, то входил, как входят в грот с надписью… , зная час или минуту, когда выйдешь оттуда”.
Выбор жизненных целей и способы их достижения. ( В том числе и образ жизни.)
Обломов. Жизнь однообразна, лишена красок, каждый день похож на предыдущий. Его проблемы и заботы умопомрачительно смешны и нелепы, еще смешнее он их решает, переворачиваясь с бока на бок.

Автор всеми силами оправдывает Обломова, мол в голове у него много идей и целей, но ни одна из них не материализуется.
Штольц. Скептицизм и реализм проявляется во всем. “Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль”. ” А сам все шел упрямо по избранной дороге”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сравнительная характеристика И. И. Обломова и Штольца