Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова “Обыкновенная история”

В романе Ивана Александровича Гончарова “Обыкновенная история” показано своеобразное противостояние двух героев стоящих на одной социальной ступени, больше того, они родственники. Интересно наблюдать, как Петр Иваныч охлаждает романтизм и прекраснодушие племянника. Кажется, автор полностью на стороне здравомыслящего Адуева-старшего, почему же в конце романа герои поменялись местами? Что это, путаница мыслей автора или удачный художественный прием?

Юный Александр является в Петербург прямо из теплых материнских объятий, полный

романтических мечтаний и помыслов вступить в решительный бой со всем бездушным, расчетливым, гнусным. “Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности”,- восклицает он. Этот “желторотый птенец идеалист” вызвал на бой не кого-нибудь, а весь мир зла. Тонкая ирония Гончарова, с которой в начале романа он описывает юного героя – его отъезд из дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу Поспелову, первые робкие шаги в Петербурге,- именно этот насмешливый взгляд автора на своего героя делает Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход борьбы племянника
и дяди.

К истинным героям, способным на великие подвиги, писатели не относятся с иронией. Вот Адуев-старший – владелец фарфорового завода, чиновник особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний преуспевающий господин. Гончаров наделяет его юмором и даже сарказмом, сам же относится к нему серьезно.

Это заставляет думать, что он истинный герой романа, которого автор берет за образец для подражания – Два этих характера были ярчайшими типами своего врем ни. Родоначальником первого явился В. Ленский, второго” Е. Онегин, хотя и в сильно преображенном виде. Гончарову очень хочется взять себе в образец Петра Иваны – человека “живого дела”, и не только себе, но и предложить вниманию читателя именно в качестве образца. С каким блеском написаны диалоги дядюшки и племянника! спокойно, уверенно, безапелляционно разбивает Петр Иваныч ого горячего, но не вооруженного логикой Александра!

И каждая критическая фраза дяди убийственна, неотразима оттого, что я говорит правду, тяжелую, обидную и беспощадную, но правду. Вот он высмеивает “вещественные знаки невещественных отношений” – колечко и локон, подаренные Сонечкой при прощании уезжающему в столицу Сашеньке… “И это ты вез за тысячу пятьсот верст?.. Лучше бы привез еще мешок сушеной малины”,- советует дядя и швыряет в окно бесценные для племянника символы вечной любви.

Александр уверен, что он не забудет любимую никогда. Но оказался прав дядя. Прошло совсем немного времени, и Адуев-младший влюбился в Наденьку Любецкую со всем пылом молодого романтического сердца, безотчетно, бездумно! И Сонечка забыта, даже имени ее не произносит Александр.

Любовь к Наденьке поглощает его целиком. Дядя твердит о работе, но как можно о ней думать, когда Александр все дни проводит за городом у Любецких. Ах, дядя, у него на уме одно дело!

Как у него язык поворачивается учить племянника, что Наденька, это божество и совершенство, может его “надуть”. “Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная искренность…” Тяжело!.. Но правда: Наденька обманула.

Она влюбилась в графа, и Александр получил отставку. Адуев-младший терпит крах решительно во всем – в любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе. Все, решительно все, чему учили его учителя и книги, все оказалось вздором и разлетелось под “железной поступью” трезвого рассудка и практического дела. В самой напряженной сцене романа, когда Александр, доведенный до отчаяния, запил, опустился, воля его подавлена, .исчез полностью интерес к жизни.

Дядя парирует лепет племянника: “Чего я требовал от тебя – не я все это выдумал”. “Кто спрашивает его жена.- Век”. Вот где открылась главная мотивировка поведения Петра. Веление века! “Посмотри-ка,- взывает он,- на нынешнею молодежь: что за молодцы! Как все кипит умственною деятельностью, энергией, как ловко и легко расправляются они со ем этим вздором, что на вашем старом языке называется страданиями… и черт знает что еще!” Вот это кульминационная точка романа!

Интересно говорит Адуев-старший и о чувствах, отвечая на реплику Александ: “По-вашему, и чувством надо управлять, как паром, то вытащит немного, то вдруг остановить, открыть клапан или крыть…” “Да, этот клапан природа недаром дала человеку это рассудок”, – отвечает Адуев-старший. На протяжении всего романа читатель следит за этими двумя способами проживания жизни – чувством и рассудком. По рою каже тся, что Гончаров в самой категорической форме советует жить только разумом. В фигуре Адуева-старшего Иван Александрович чувствовал нового человека и возлагал на него надежды.

Кто же такой Петр Иваныч Адуев, этот образец для подражания, человек трезвого ума? Он человек нового уклада – капиталист, ставящий во главу угла дело и расчет. Он постоянно произносит эти слова: расчет в деле, в дружбе, в любви.

С чувством бесспорного превосходства, с высоты своего возраста и опыта, знания жизни, сокрушает дядя наивную и чистую душу племянника, его веру “в совершенство мира”. Адуев-младший опускается до самого жалкого состояния и доходит до попытки самоубийства. Гончаров не щадит своего героя – развенчивает полностью. Веришь писателю – именно так и бывает с разочаровавшимися в жизни людьми.

Александр взывает о помощи, и дядя советует: “Что делать? Да… ехать в деревню”. И проклиная город, где он похоронил лучшие чувства и мечты, Александр возвращается домой. Дядя одержал полную победу.

Но напрасно Александр едет в деревню, надеясь на воскрешение, оно невозможно, теперь можно ждать только преображения. И оно происходит. Александр вдруг понимает, что “дядюшка ничем не лучше его”, теперь он возвращается в Петербург делать “фортуну и карьеру”. Что же произошло с Александром?

Наивный, чистый провинциал-идеалист становится циником, но таков логический конец человека, входящего в жизнь с надуманными представлениями о ней. “Сначала он разбивает свой идеальный лоб о реальные острые углы жизни, потом этот лоб твердеет, и на нем вырастает твердый нарост, человек становится носорогом”. А каковы же плоды победы Адуева-старшего, любимого героя автора? Человек реального взгляда на вещи сначала духовно убивает своего племянника, который по-своему был даже мил его сердцу, и чуть не довел до чахотки любимую жену Лизавету Алексеевну. В конце романа он собирается продать завод, мечтает об одном – уехать в Италию, где, может ему удастся продлить жизнь своей жене, я племянник поменялись ролями.

Дядя Гончаров, доказывающий нам преимущества трезвого ума, а не расчета, “криком кричит” о том, что любовь к людям дела ” выше них. Писатель не видел в свое время выхода из этой драматической ситуации: возможность сочетать большое дело с истинно человеческой сущностью. Мир предпринимательства жесток.

Прочитав роман, поражаешься провидению автора, его произведение актуально и сейчас, спустя сто пятьдесят лет после написания. Вряд ли эта проблема решится легко и однозначно в дальнейшем. Жизнь, к сожалению, только подтверждает это правило.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова “Обыкновенная история”