Сравнительная характеристика Бориса и Тихона по пьесе А. Н. Островского “Гроза”

В пьесе А. Н. Островского “Гроза”, безусловно, главной героиней Катерина Кабанова. Ей – ее характеру, мировоззрению, судьбе – посвящено данное произведение.
Однако образ этой героини, ее трагическая участь в противостоянии с темным купеческим “царством” раскрывается с помощью других персонажей. Особую роль среди них занимают образы Бориса и Тихона – двух мужчин в жизни Катерины, во многом определивших ее судьбу.
Итак, Тихон Кабанов – муж Катерины. Первый раз мы встречаем Тихона в сопровождении всей его семьи – матери Кабанихи, сестры Варвары, Катерины. Как же ведет себя Тихон?

Он всячески оправдывается, заискивает перед матерью, пытается ей угодить: “Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!”.
Но как резко меняется тон его разговора, когда уходит Кабаниха! Видно, что Тихон испытывает облегчение. Он чувствует себя гораздо свободнее, когда рядом нет его деспотичной маменьки. С Катериной и Варварой Тихон становится смелее и даже развязнее.

Однако сцена отъезда Тихона по делам обнажает всю его покорность, страх перед матерью, слабость. Даже смешно читать, как он, слово в слово, повторяет наказы Кабанихи: “Слушайся маменьки, Катя!”, “Не груби!” и прочее.
Но, оставшись один на один с Катериной, этот герой раскрывается. И мы понимаем, что Тихон – человек, а не марионетка, со своими проблемами, желаниями, стремлениями, обидами. Он говорит Кате, что и ему нужна воля, свобода, нужно почувствовать себя человеком, мужчиной.

А все это возможно для него лишь вдалеке от матери.
В предвкушении свободы Тихон забывает обо всем, ему и на Катерину уже некогда обращать внимания. Он невнимателен к ней, даже груб: “Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь”. Только когда Катерина заговаривает про смерть, Тихон смягчается: “Что ты!

Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!”
Кульминационной не только в раскрытии характера Тихона, но и во всей пьесе является сцена грозы и раскаяния Катерины. Здесь мы понимаем, что Тихон любит свою жену, готов ей все простить, но смертельно боится маменьку: “Не надо, не надо, не говори! Что ты!

Матушка здесь!”, “А. я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть”. Глядя, как Катерина все “плачет да тает”, Кабанов изводится сам. Но против Кабанихи пока пойти не может: “Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим.

Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится”.
Но все же, в последней сцене пьесы, Тихон решается на протест против своей матери. Он бросает ей в исступлении: “Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…” Но, в финале, все опять заканчивается “жертвенничеством” Тихона: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”
Борис Григорьевич также занимает важное место в ряду персонажей пьесы. Он способствует развитию сюжета и является целой “вехой” в жизни главной героини произведения – Катерины Кабановой. Ведь именно из-за Бориса Катерина нарушила внутренние и внешние запреты Домостроя и изменила мужу.
Этот герой получил довольно хорошее образование в Коммерческой академии. Но затем, ожидая наследство, он был вынужден вернуться в Калинов и угождать своему дяде, самодуру Дикому.
Публичная речь героя, на людях, демонстрирует его довольно хорошее образование. Но “следы купечества”, особенности простонародной речи пробиваются и здесь: “Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной”. Образованность Бориса – это только внешний лоск, наносное.

Натура его все же калиновская, купеческая, домостроевская.
Борис сам себя считает жертвой, ни на что неспособной. Он полностью зависит от Дикого, подчиняется ему. И что самое интересное, его устраивает такое положение, хотя на словах Борис всячески проклинает такую жизнь.
В отношениях с Катериной Борис сначала любезен и ласков: “Жизнь моя!”, “Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня…”. Но когда он убеждается в том, что Катерина любит его, то становится с ней даже жестоким.
Борис эгоистичен. Он думает о том, как хорошо будет ему в эти две недели. А что будет потом, каково придется Катерине, Бориса мало интересует.

Кроме того, этот герой очень плохо знает объект своих воздыханий, он нисколько не пытается понять героиню.
Таким образом, Борис и Тихон во многом похожи. Оба они порождение и, в то же время, жертвы темного калиновского царства. Возможно, эти герои способны на теплое чувство (Тихона, в большей степени), однако никто из них не решается на поступок ради другого человека, не решается противостоять системе Домостроя.

Эгоизм и безответственность Бориса и Тихона приводят к настоящей трагедии – гибели Катерины Кабановой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сравнительная характеристика Бориса и Тихона по пьесе А. Н. Островского “Гроза”