Сравнение образов Ровены и Ребекки в романе «Айвенго»

«Айвенго» — исторический роман. Но изучать по нему историю не следует. Этот роман является воспроизведением памяти о событиях, а не самих событий.

А воспоминания всегда в какой-то мере искривлены. И с этим ничего не сделаешь. Через то даже настоящие исторические лица не такие, как были. Король Ричард или его брат, например.

Искажены авторской волей и легендарные герои Робин Гуд и его веселая компания. А о тех, кто создан авторским воображением, нечего и говорить.

Лучше поговорим о приключениях, которые щедро подал автор в романе.

Здесь всего много. Вот приходит в родительский дом никем не узнанный сын.

Его узнают только рабы — как когда-то Одиссея. Поворачивается без свиты и великолепия законный король, власть которого признают только веселые разбойники Робин Гуда. Добивается любви прекрасной еврейки рыцарь Храма.

Другой рыцарь захватывает в плен своего раненного неприятеля и лица, которые его сопровождали.

Я перечитываю роман В. Скотта «Айвенго» и сочувствую красавице, которой не подарено судьбой ничего. Даже в любви она может только терять — и потеряет. Настолько, что придет целовать руки победительницы.

А

дело в том, что ее зовут Ребекка, она дочурка Исаака из Йорка. Она — девушка и народа, который ненавидят и пренебрегают по многим причинам. Одна из причин религиозная: иудейка не может быть принятой в порядочном обществе, не может рассчитывать на брак ни с норманом, ни с саксом.

Ей не подняться выше любовницы — а это она считает падением. Вторая причина в том, что ее соотечественников, не предрасположенных решать проблемы с мечом и копьем в руках, большие хозяева Ангине пренебрегают как трусами. В конце концов, она богатая.

А феодалы, которые ее окружают, и простой народ болезненно завидуют деловым успехам Исаака из Йорка и не дарят их его дочурке. Тем не менее именно она и ее отец принимают самое активное участие в судьбе главного героя — Айвенго. Это они обеспечивают его первоклассным конем и крепкими, и красивыми рыцарскими доспехами, хотя это вещи совсем недешевые.

Известно, что красивый панцирь стоил три-четыре хутора со всеми работниками и начинкой. И именно на руках Ребекки будет раненный Айвенго, и ей надо будет вспомнить все уроки Мерном, наилучшей докторши ее народа. Именно ее лечению обязан сын Седрика, который остался живой.

Его благородство есть в состоянии лишь на признательность. Где-то я читал, что любовью может стать любое чувство, даже ненависть, которая ни в одном разе не признательность. И вдобавок любить иноверку ему и на мысль не придет.

Храмовник любит прекрасную еврейку. Еврейка любит благородного Айвенго. Айвенго любит величественную леди Ровену. Леди Ровена разрешает себя любить.

А сама… Я не могу понять ее отношения к Айвенго. Она ничего не сделала ради него. Правда, во время нашего знакомства с ней в доме Седрика Сакса она охотно слушает рассказ о новых подвигах изгнанника Айвенго.

Тем не менее девушке приятно сознавать, какой необыкновенный мальчик есть ее «приверженцем».

А нарушение воли хозяина дома ей ничем не угрожает, так как хозяин считает ее претенденткой на английский трон и преисполнен вассального уважения к ней. И хотя Ровена говорит очень любезные слова после провозглашения ее Королевой Красоты на турнире, и все же не она исцеляет его раны и не она восстает против родительской воли и «общественной мысли».

Ровена лишь ждет, незыблемая, как статуя, спокойная и невозмутимая даже во время плена. Все работает на нее: и ее внешность, и традиция их еще детской дружбы, и религиозное единство, и уверенность в чувствах Айвенго. «Поэтому, кто имеет, прибавится еще, а у бедного отнимется». Так оно и произошло.

Прежде чем навеки покинуть Англию, бедная Ребекка придет проститься и поцелует руку величественной Ровены, как это по обыкновению должны были делать побежденные в потеху победителям.

Вот на такие события богата книга. Все это нарочно преувеличено, но так надо для того, чтобы читатель смог пристать на ту или иную сторону. И мы, зная истинно, что все это фантазия автора, избираем свою позицию в интригах, которые начинают принц Джон и его сторонники.

Писатель четко дает нам понять, кто ему дорог, а кто ненавистен.

Ричард Львиное Сердце — настоящий герой и король всех англичан. Даже тех, кто тихонечко лакомится дичью в заповедных лесах. Все лучше всего воплощено в нем.

А противостоит ему родной брат, который не любит свой народ и боится его. Джон возникает как иностранец, которому нужны лишь добыча и власть.

Крестоносец Айвенго, который все сделал для освобождения Святого Гроба и защиты своего сюзерена, противостоит храмовнику, для которого нет ничего святого, кроме его собственных желаний и богатства. Можно продолжить это сопоставление, но, наверное, довольно. Лучше сказать, что эти люди при любых условиях не смогут договориться. Как вода и огонь.

Именно поэтому их война будет жестокой. Сначала преимущество будут иметь темные силы. Так всегда бывает.

Они первые наносят удар в удобное для них время. Ни одни моральные правила им не мешают. Но зло всегда оборачивается против того, кто его совершил.

Так произошло и в романе Вальтера Скотта.

Как всегда в приключенческих романах, порок должен быть наказан еще за жизнь добрых героев. Тогда читатель сам, возможно, восстанет против зла, с каким каждый из нас сталкивается в жизни. Тем не менее, это уже другое приключение и другая история.


Сравнение образов Ровены и Ребекки в романе «Айвенго»