Спор о правде как спор о смысле жизни в драме “На дне”
В прославлении свободного человека, имя которого “звучит гордо”, нельзя не услышать ответ на призыв Ф. М. Достоевского: “Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость”. Весь монолог Сатина может восприниматься как опровержение “теории” Раскольникова о существовании двух “разрядов” людей: высшего, способного, как это делали Магомет и Наполеон, “преступать” все законы и создавать новые законы для человечества, и низшего, призванного лишь покоряться. В пьесе “На дне” Горький устами Сатина отвечает
Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном… Это – огромно! В этом – все начала и концы…” Поскольку учение о “героях” и “толпе” было подхвачено народниками, пьеса “На дне” оказалась направленной и против них, – Горький впоследствии прямо заявлял, что эта пьеса написана в противовес учению народничества.
Злободневно-жизненный материал действительности, отразившийся в философской драме Горького, помогает понять заключенную в ней полемику с учениями, получившими широкое распространение.
А
Ставя вопрос: “Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука”, – Горький решительно отвечал своей пьесой: не нужно! Он писал артистам, исполняющим пьесу “На дне”: “… да здравствует же искусство и те, что служат ему, не страшась изображать суровую правду жизни такой, какова она есть!” Необходимо бесстрашно разрушать все иллюзии – не для того, чтобы оставить людей ни с чем, в состоянии полного безверия, а для того, чтобы помочь им обрести знание реальной дороги, по которой можно прийти к созданию лучшей жизни.
Горький говорил своей пьесой: только смело глядя правде в лицо, можно проявить настоящее человеколюбие, – никакая правда не может быть вредна и никакая ложь не может быть полезна подлинному гуманизму.
Огромное значение горьковских произведений 900-х годов заключалось в том, что они в условиях новой эпохи начавшегося революционного движения самих масс заставили задуматься миллионы людей во всем мире над проблемой гуманизма, над тем, что гуманизм может быть подлинным и мнимым. Уже одно то, что Горький вызвал страстные споры на эту тему, бушующие до сих пор, – великая заслуга писателя. Это – один из его самых больших вкладов в духовную жизнь человечества.
- Философский спор о правде и человеке в драме М. Горького “На дне” Пьеса “На дне”, по словам Горького, явилась итогом “почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей””. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся за очень сложную тему, над которой до сих пор бьются лучшие умы человечества. Однозначных ответов на вопрос “Что такое правда?” пока не нашли. В горячих […]...
- СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. Беранже Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо куда полезнее усыпительных гуслей. Л. Леонов I. Мечта М. Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди “с солнцем в крови” герои ранних произведений писателя. II. Человека Горький ищет везде, […]...
- Спор о правде и лжи в пьесе М. Горького “На дне” Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи. Вл. Гжегорчик Пьеса “На дне” – вершина драматургии Максима Горького. Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Выбор между “возвышающей” истиной и “утешительной, примиряющей” ложью, причем на таком уровне, что […]...
- Спор о человеке в драме М. Горького “На дне” Пьеса Горького “На дне”, безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное “умирание” людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы. Пьеса “На дне”, написанная Горьким в 1902 году, принесла писателю мировую известность. Это произведение было откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу […]...
- Философский спор о человеке в драме Горького “На дне” Драма по самой сути предназначена для постановки на сцене, а, следовательно, качественно отличается от других литературных жанров. Для драмы существуют определенные ограничения как в количестве действующих персонажей, так и в продолжительности действия. Именно поэтому особая нагрузка ложится на конфликт, острое столкновение между героями по очень значимому и существенному для них поводу. В ином случае герои […]...
- Пьеса “На дне” это иносказание о правде и жизни Правда человека и правда о человеке никак не могут совпасть у героев пьесы. Например, у Насти. Бубнов и Барон смеются над выдуманной ею историей о любви к ней Рауля. Но за дешевой выдумкой стоит внутренняя потребность Насти в этой любви и вера в то, что такая любовь изменила бы ее и ее жизнь. Для нее […]...
- Сочинение-размышление. О смысле жизни В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал: “Дар бесполезный, дар случайный Жизнь, зачем ты мне дана?”. Так поэт пытался понять смысл своей жизни, казавшийся ему неясным, темным. Сегодня мы уверенно говорим, что смысл жизни великого Пушкина заключался в создании непревзойденных образцов поэзии, прозы, драматургии, эпистолярного жанра. Нередко происходит именно так, и неясное […]...
- Сочинение правда и ложь, спор о человеке в драме “На дне” (Горький А. М.) Центром споров персонажей о правде и лжи становится странник Лука. Сначала он говорит Актеру: “От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы, значит, даром их лечить…” Этой ложью он вселяет веру человека в то, что жизнь можно изменить. Ложь Луки служит утешением для героев, она является как бы способом выражения […]...
- “Песня о Соколе” М. Горького – притча о смысле жизни Легенда о храбром Соколе стала новым словом в русской литературе. В этой притче М. Горький выразил свои самые глубокие мысли. Интонация, напевность произведения настраивает читателя на откровение. В мировой литературе есть такие книги, которые “томов премногих тяжелей”. Именно таким творением стала “Песня о Соколе”. Автору удалось здесь создать удивительный мир, ярко и образно выразить мудрые […]...
- О смысле жизни В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин Спрашивал: Дар напрасный, Дар случайный Жизнь, на что ты мне дана? Так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, темным. Сегодня мы уверенно говорим, что смысл жизни великого Пушкина заключался в создании непревзойденных образцов поэзии, прозы, драматургии, эпистолярного жанра. Нередко происходит именно так, […]...
- О смысле жизни, назначении человека в рассказах Чехова В повести “Степь” описание необъятных степных просторов родины вызывает ощущение грядущих перемен, обновления жизни: “…во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей”. С этих новых позиций Чехов выступил в “Именинах” (1888) […]...
- И. А. Бунин о смысле жизни В ряду многих лет жизни И. А. Бунина читатели и критики выделяют 1910 год. К этому времени сформировалась его нравственно-философская концепция. В 1910 году умер Л. Н. Толстой, что для Бунина было внутренней катастрофой, потому что своими воззрениями он был очень близок к великому писателю. Бунин разделял взгляды Толстого на цель и смысл человеческой жизни, […]...
- РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (по лирике Омара Хайяма) РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (по лирике Омара Хайяма) Смысла жизни открыть не пытайся секрет, Не постигнешь всю мудрость за тысячу лет, Лучше рай сотвори на зеленой лужайке – На небесный надежды особенно нет. Омар Хайям Облик, творческий и жизненный путь великого поэта Омара Хайяма овеяны легендами и тайнами. Одни называют его певцом вина и земных […]...
- Размышления о смысле жизни (На примере романа А. А. Гончарова “Обломов”) 1. Главный герой романа Гончарова “Обломов”. 2. Вопрос о смысле жизни. 3. Мечтательность и деятельность Обломова. 4. Деградация Ильи Ильича. Роман А. А. Гончарова “Обломов” остается актуальным и для нас. современных читателей несмотря на то что с момента его создания прошло очень много времени. Главный герой романа Илья Ильич Обломов не может не вызывать интереса. […]...
- Часть С ЕГЭ по тексту Н. Михайлова (О смысле жизни) Н. Михаилов в своем тексте задумывается над вопросом, который так или иначе каждый из нас задает своему “Я”. В чем же смысл жизни? И ответ на этот вопрос надо искать в себе. В данном фрагменте автор затрагивает сразу две проблемы, тесно переплетая их. Он рассуждает над ролью случая в нашей жизни и над ценностью той […]...
- И. А. Бунин о смысле жизни (по рассказу “Господин из Сан-Франциско”) В ряду многих лет жизни И. А. Бунина читатели и критики выделяют 1910 год. К этому времени сформировалась его нравственно-философская концепция. В 1910 году умер Л. Н. Толстой, что для Бунина было внутренней катастрофой, потому что своими воззрениями он был очень близок к великому писателю. Бунин разделял взгляды Толстого на цель и смысл человеческой жизни, […]...
- “Горький нагромоздил гору жесточайших страданий… и объединил жгучим стремлением к правде и справедливости” Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. В том же году состоялась ее премьера. Пьеса имела ошеломляющий успех. По словам В. И. Качалова, “зрительный зал принимал пьесу бурно и восторженно, как “пьесу буревестник”, которая предвещала грядущие бури и к бурям звала”. Основным источником содержания пьесы явились впечатления действительности начала девятисотых годов. В […]...
- Сочинение на тему: РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (по лирике Омара Хайяма) Одной из неразгаданных загадок для человека по-прежнему остается смысл его собственного существования. Размышления философов, проповедническая деятельность священников, бессмертное творчество гениев в конечном итоге сводятся к попыткам найти ответы на вечные вопросы. Кто такой человек? Для чего приходит он в этот мир? Существует ли создатель всего живо го на земле? Что находится за порогом смерти? Для […]...
- Раздумья о смысле человеческой жизни в стихотворении А. С. Пушкина “Цветок” Стихотворения А. С. Пушкина отличает не только чудесный поэтический язык, яркость и необычность образов, но и глубина, проникновенность чувств и размышлений. В стихотворении “Цветок” отразились раздумья автора о смысле человеческой жизни, о счастье и любви, а также о быстротечности времени. Цветок, найденный поэтом между страниц книги, представляется мне человеческой жизнью. Где цвел? когда? какой весною? […]...
- Размышления о смысле жизни и судьбе (по стихотворениям Г. Р. Державина “Река времен в своем стремленьи…”, “На птичку”, “Признание”) Стихи Державина красивы и философичны. Поэт выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления. В стихотворении “Признание” речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит: Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид… Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: “Я любил чистосердечье”… В жизни […]...
- “Счастье и радость жизни в правде…” А. П. Чехов. (По одному из произведений русской литературы. – А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”.) Ли только Пугачев со своими сподвижниками и государыня Екатерина. Благодаря мемуарной форме повествования изображение этих персонажей снижено, лишено тех стереотипов, с помощью которых часто изображают “великих людей”. Читатель не видит ни великих полководцев, ни знаменитых государственных деятелей, он видит живых людей; нет здесь героических баталий, более того, описания их по возможности опускаются, как, например, опущен […]...
- Иешуа и Пилат спор об истине – спор о человеке (роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) В ершалаимских сценах романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” два главных героя – пятый прокуратор Иудеи, римский всадник Понтии Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, не помнящий своих родителей. Между собой они ведут спор об истине. Иешуа утверждает, что все люди – добрые. Дабы опровергнуть это утверждение, Пилат демонстрирует ему злого человека – кентуриона […]...
- “Счастье и радость жизни в правде…” А. П. Чехов. (По одному из произведений русской литературы. – А. П. Чехов. “Мужики”.) Жить по правде очень трудно. Особенно если общество, в котором ты живешь, насквозь фальшиво Почти каждое из литературных произведений посвящено борьбе героя за право жить честно, за возможность быть счастливым благодаря той правде, которая соответствует всеобщим нравственным принципам Рассмотрим тему на примере творчества одного из самых “правдивых” писателей – А П. Чехова. Примерно с 1887 […]...
- Споры о правде и человеке по пьесе На дне (Горький А. М.) В пьесе “На дне” Горький поднимает одни из самых важных вопросов, которыми должен задаваться человек. Что же такое правда? Каково назначение человека на земле? И в чем смысл жизни? В своем произведении автор показывает мир полной нищеты и страдания, мир людей. Поставленных в предельно бесчеловечные условия жизни. Именно здесь сталкиваются три правды: Луки, Бубнова и […]...
- ОТРАЖЕНИЕ ЖЕСТОКОСТИ ЖИЗНИ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “БЕСПРИДАННИЦА” “Шире дорогу! Правда по сцене идет. Любим Торцов правда! Это – конец сценическим пейзажам, конец Кукольнику: воплощенная правда выступила на сцену”. Такие слова подслушал на первом представлении комедии “Бедность не порок” в Малом театре в 1854 году и рассказал о них в своих воспоминаниях друг Островского актер и литератор Иван Федорович Горбунов. Произнес их “постоянный […]...
- Отражение жестокости жизни в драме Александра Островского “Бесприданница” “Шире дорогу! Правда по сцене идет. Любим Торцов – правда! Это – конец сценическим пейзажам, конец Кукольнику: воплощенная правда выступила на сцену”. Такие слова подслушал на первом представлении комедии “Бедность не порок” в Малом театре в 1854 году и рассказал о них в своих воспоминаниях друг Островского актер и литератор Иван Федорович Горбунов. Произнес их […]...
- Философский мотив смысла жизни в драме-феерии Леси Украинки “Лесная песня” Слышите звуки свирели? Это зачарованно играет Лукаш, стараясь слиться с природой. От звуков свирели проснулась Мавка, чтобы навечно подарить свою любовь Лукашу. Никто из них не задумывался, для чего живет, ибо это и так ясно: для счастья. Но счастье каждый понимает по-своему. Для кого-то это хороший особняк, большой дом, а кто-то полностью отдает себя потоку […]...
- Социальные проблемы поднимаемые в драме по пьесе На дне (Горький А. М.) Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году и вскоре принесла автору мировую известность. В этом произведении были затронуты самые злободневные проблемы современности, поэтому пьеса сразу привлекла к себе внимание русской общественности. Этой пьесой Горький завершил цикл произведений о “босяках”. Наблюдение за миром “бывших людей”, оказывало влияние на формирование социального сознания самого автора. В […]...
- Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? “На дне” – сложное, противоречивое произведение. И как всякое подлинно великое произведение искусства, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. В своей работе писатель дает два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них. В пьесе “На дне” Горький как бы подытожил свои многолетние наблюдения над жизнью […]...
- Пьеса “Мещане” (Спор двух начал, двух идеологий) Мужчина должен знать, что ему нужно делать в жизни… – А… Нил – знает? Он знает! М. Горький Пьеса Алексея Максимовича Горького “Мещане” – не просто дебют писателя в драматургии,- ею открывается новая общественно-политическая линия”,- писал видный режиссер К. С. Станиславский. Пьеса начинается многозначительным диалогом Татьяны и Поли о герое. Поля, слушая чтение Татьяны, замечает: […]...
- Кто прав в споре о правде – Лука или Сатин? Человек – вот правда! М. Горький. На дне Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году, накануне первой русской революции. Она дает яркое представление не только о классовом антагонизме и социальных язвах старого общества, но и о тех сложных процессах умственного брожения, которыми были охвачены даже самые отсталые, неприкаянные слои народа. Главными философами […]...
- Сочинение на тему: Спор о человеке в пьесе На дне, Горький Спор о человеке Пьеса М. Горького “На дне” была написана в период, когда человек, в сущности, обесценился. Она имела колоссальный успех на сценах театров. Это объяснялось тем, что автор мастерски изобразил жизнь людей “на дне” и раскрыл несколько волнующих вопросов социально-философского характера. В пьесе рассматриваются вопросы жизни и смерти, добра и зла, истины или сострадания, […]...
- Сочинение на тему “Женский вопрос в драме Г. Ибсена “Кукольный дом” Конец XIX столетия был обозначен развитием феминистического движения. Этот вопрос вызвал стойкий интерес общества, и было предметом споров во многих семьях. Так вот пьеса Г. Ибсена стала ответом на запросы времени. В центре внимания драматурга вопроса о роли женщины в семье и ее статус. И уже из первых сцен понимаем, как автор ценит родственный уют, […]...
- Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького “На дне”) Пьеса Горького “На дне”, безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное “умирание” людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы. Без всякого сомнения, можно сказать, что одной из основных тем произведения является раздумье о Человеке. На самом деле кажется необычным, что каждый из обитателей ночлежки […]...
- “Не имей сто рублей…” (размышление о смысле пословицы) В этот выходной мы классом отправились в зоопарк. Осень только тронула деревья первой желтизной, было тепло. Настроение – хорошее еще и потому, что родители дали мне деньги и на карманные расходы. Я чувствовал себя взрослым. По дороге то в одном, то в другом киоске покупал себе угощение. Учительница сказала мне: “А денег у тебя на […]...
- Сочинение на тему: Спор поколений в пьесе Вишневый сад, Чехов Спор поколений Пьеса Антона Павловича Чехова “Вишневый сад” необычна и удивительна. В отличие от других работ драматурга, она ставит в центр всех событий не человека, а лирический образ прекрасного вишневого сада. Он словно олицетворение красоты России былых времен. В произведении переплетаются сразу несколько поколений и, соответственно, возникает проблема разницы в мышлении, восприятии реальности. Вишневому саду […]...
- Сочинение на тему: Кто прав в споре о правде в пьесе На дне, Горький Кто прав в споре о правде Драма “На дне” является одним из ключевых произведений Максима Горького. Она была написана в 1901-1902 гг. и с большим успехом прошла в Московском Художественном театре. Центральными персонажами пьесы были, в основном, люди из низших слоев населения по разным причинам опустившиеся “на дно”. Став постояльцами убогой ночлежки, многие из них […]...
- СПОР О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” СПОР О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Драма “На дне” – этапное произведение М. Горького. Обращаясь к жанру философской драмы, писатель трансформирует традиционную жанровую структуру. Здесь перестает играть роль внешнее действие, конфликт в любовном треугольнике отступает на второй план. В центре драмы – внутреннее действие, основанное на споре о назначении человека. В […]...
- Тема веры и безверия в драме Горького “На дне” М. Горький вступил в русскую литературу необычно. Его произведения потрясли русского читателя, потому что они показали ему смелого, сильного, прекрасного человека. Романтические произведения молодого писателя были совершенно противоположны всему, что появлялось в те годы в русской литературе. Одно из замечательных произведений Горького – пьеса “На дне” – гордость нашей русской драматургии. Она была задумана Горьким […]...
- Спор поколений Отцы и дети (ЕГЭ по русскому) Конфликт поколений является проблемой вне времени. Столкновение мировоззрений отцов и детей происходило и будет происходить, потому что в его основе лежит один из законов диалектики – закон борьбы и единства противоположностей (С: возможно вступление, задающее тон рассуждению). Действительно, проблема взаимопонимания и “непонимания” старшего поколения и молодого (Р. Г.) никогда себя не изживет, поскольку принципы жизни, […]...