Спор о правде как спор о смысле жизни в драме “На дне”

В прославлении свободного человека, имя которого “звучит гордо”, нельзя не услышать ответ на призыв Ф. М. Достоевского: “Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость”. Весь монолог Сатина может восприниматься как опровержение “теории” Раскольникова о существовании двух “разрядов” людей: высшего, способного, как это делали Магомет и Наполеон, “преступать” все законы и создавать новые законы для человечества, и низшего, призванного лишь покоряться. В пьесе “На дне” Горький устами Сатина отвечает

на все эти учения и рассуждения: “Что такое человек?..

Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном… Это – огромно! В этом – все начала и концы…” Поскольку учение о “героях” и “толпе” было подхвачено народниками, пьеса “На дне” оказалась направленной и против них, – Горький впоследствии прямо заявлял, что эта пьеса написана в противовес учению народничества.

Злободневно-жизненный материал действительности, отразившийся в философской драме Горького, помогает понять заключенную в ней полемику с учениями, получившими широкое распространение.

А

эта полемика помогает понять главное в пьесе: широкую и страстную постановку вопроса о подлинном и мнимом гуманизме. Горький показал, что иная доброта, иная мягкость может оказаться на деле капитуляцией перед злом (Лука говорит о себе, хитро играя словами: “Мяли много, оттого и мягок”), может оказаться, при всей своей искренности, глубоко антигуманной по реальным результатам. Пьеса учит, что самым высоким и самым подлинным гуманизмом является гуманизм борьбы – активной борьбы против зла.

Ставя вопрос: “Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука”, – Горький решительно отвечал своей пьесой: не нужно! Он писал артистам, исполняющим пьесу “На дне”: “… да здравствует же искусство и те, что служат ему, не страшась изображать суровую правду жизни такой, какова она есть!” Необходимо бесстрашно разрушать все иллюзии – не для того, чтобы оставить людей ни с чем, в состоянии полного безверия, а для того, чтобы помочь им обрести знание реальной дороги, по которой можно прийти к созданию лучшей жизни.

Горький говорил своей пьесой: только смело глядя правде в лицо, можно проявить настоящее человеколюбие, – никакая правда не может быть вредна и никакая ложь не может быть полезна подлинному гуманизму.

Огромное значение горьковских произведений 900-х годов заключалось в том, что они в условиях новой эпохи начавшегося революционного движения самих масс заставили задуматься миллионы людей во всем мире над проблемой гуманизма, над тем, что гуманизм может быть подлинным и мнимым. Уже одно то, что Горький вызвал страстные споры на эту тему, бушующие до сих пор, – великая заслуга писателя. Это – один из его самых больших вкладов в духовную жизнь человечества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Спор о правде как спор о смысле жизни в драме “На дне”