Спор о финале
Последняя глава книги завершается картиной, которую простодушный летописец описывает с содроганием:
“…глуповцев поразило неслыханное зрелище. Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева, оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеная и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки…
Наконец земля затряслась, солнце померкло… глуповцы пали ниц…
Оно пришло…”
Градоначальником тогда был Угрюм-Бурчеев. Помните, он предупреждал: “Идет
Каков смысл такого финала? Что такое то таинственное “оно”, которое неслось на город? Почему при его приближении “неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца”?
Почему именно Угрюм-Бурчеев оказался в состоянии предвидеть “его” появление? Можно ли, наконец, сопоставить этот финал с концовками глав “Голодный город” и “Соломенный город”?
Давно уже в литературоведении идут споры
Однако высказывается и другое мнение, согласно которому в финале “Истории одного города” речь идет о наступлении в России реакции – после поражения восстания декабристов в 1825 г.-и даже больше, о мрачных предчувствиях писателя относительно перспектив общественного развития. “…В образе “оно”,-отмечает исследователь Д. П. Николаев,-появляется нечто враждебное жизни, враждебное глуповцам, выступившим против градоначальника, и “родственное” Угрюм-Бурчееву”. Далее, говоря о символическом значении заключительной сцены, он подчеркивает: “…Можно сказать: “оно” – это не только моровое царствование Николая I и наступление реакции при Александре II; это одновременно широчайшее итоговое обобщение всего того, что враждебно жизни, человеку, народу, общественному развитию”.
- Иешуа и Пилат спор об истине – спор о человеке (роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) В ершалаимских сценах романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” два главных героя – пятый прокуратор Иудеи, римский всадник Понтии Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, не помнящий своих родителей. Между собой они ведут спор об истине. Иешуа утверждает, что все люди – добрые. Дабы опровергнуть это утверждение, Пилат демонстрирует ему злого человека – кентуриона […]...
- Спор о правде как спор о смысле жизни в драме “На дне” В прославлении свободного человека, имя которого “звучит гордо”, нельзя не услышать ответ на призыв Ф. М. Достоевского: “Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость”. Весь монолог Сатина может восприниматься как опровержение “теории” Раскольникова о существовании двух “разрядов” людей: высшего, способного, как это делали Магомет и Наполеон, “преступать” все законы и создавать новые законы […]...
- Сочинение: Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д. И. Фонвизина “Недоросль”? Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль” является классицистическим произведением. Поэтому в ее финале автор подводит читателя и зрителя к нравоучительному выводу. При этом все герои получают по заслугам, в соответствии с представлениями автора о справедливости. Положительные герои вознаграждаются за свои достоинства. А отрицательные персонажи наказываются за свои пороки. Из перечисленных в поставленном вопросе персонажей единственным положительным […]...
- Как в финале рассказа “Судьба человека” проявилась авторская позиция? Примеров геройства и мужества, храбрости и стойкости, проявленных простыми людьми в тяжелые времена, в русской истории более чем достаточно. Под этими тяжелыми временами подразумевается, разумеется, не что иное, как война. А война, как известно, в первую очередь, является испытанием человеческой души на прочность. Каждый герой, с достоинством прошедший это испытание, совершает свой собственный подвиг. Одни, […]...
- Базаров в финале романа – победитель или побежденный? Роман “Отцы и дети” завершается трагично для центрального персонажа. Почему И. С. Тургенев “вычеркнул” Базарова из дальнейшей жизни? Вероятно, он чувствовал, что время людей, отрицающих традиционные устои, еще не пришло. Писатель не мог представить, как они будут действовать в дальнейшем. Нигилист Базаров умирает в молодом возрасте, не успев своими действиями повлиять на изменение общества. Смертью […]...
- Философский спор о человеке в драме Горького “На дне” Драма по самой сути предназначена для постановки на сцене, а, следовательно, качественно отличается от других литературных жанров. Для драмы существуют определенные ограничения как в количестве действующих персонажей, так и в продолжительности действия. Именно поэтому особая нагрузка ложится на конфликт, острое столкновение между героями по очень значимому и существенному для них поводу. В ином случае герои […]...
- Спор между доктором Борменталем и профессором Преображенским Говорить о том, какое сердце у Шарикова – собачье или человеческое, – можно по-разному, в зависимости от первоначальной установки. Физиологически это было собачье сердце, но профессор Преображенский и Борменталь спорят не об этом. Речь идет о том, проявляет Шариков типично человеческие черты характера или же они – часть его собачьего прошлого. Конечно, таких людей, как […]...
- Сочинение: В чем смысл немой сцены в финале комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? Комедия Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” – новаторское произведение. Она отличается оригинальностью конфликта, носящего социально-философский характер; многообразием персонажей, каждый из которых резко индивидуализирован и в то же время типичен; комизмом, основанным не на избитых водевильных ситуациях, а на характерах и поступках героев. Наконец, композиция комедии также является художественным открытием драматурга. В композиции и выявлении идейного смысла […]...
- Как авторская позиция проявляется в финале по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Островский свою пьесу “Гроза” посвятил проблеме, связанной с переломом общественной жизни. Автору не удается абсолютно беспристрастно относиться к своим персонажам, хотя и выражение позиции ему достается очень трудно. Раскрытие авторской позиции производится посредством недостаточно выразительных и, представленных в малом числе, ремарок. Остается вариант выражения авторской позиции через определенного героя, посредством композиции, или символики. Сюжет драматического […]...
- Почему Мастер в финале романа был награжден не светом, а покоем? (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” вот уже на протяжении почти века занимает сердца читателей и умы критиков. Сколько споров и открытий было сделано, сколько еще их предстоит сделать! Это произведение поставило так много интересных вопросов, и ответы на них, я думаю, еще не совсем найдены. Мне хотелось бы порассуждать, например, о том, почему Мастер получил […]...
- Почему Мастер в финале романа был награжден не светом, а покоем? (по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Булгаковский роман, отразивший в себе высоту авторского взгляда, трудности времени и писательской судьбы, стал одной из основных глав в истории русской культуры. В романе “Мастер и Маргарита” совершилась победа искусства над прахом, над ужасом перед неизбежным концом, над краткостью человеческого существования, человеческого бытия. Победа будто бы иллюзорная, но бесконечно важная и утоляющая душу. Для автора […]...
- Почему в финале поэмы Гриша не встречает странников, а странники не видят Гришу? (по поэме Н. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) Как известно, сюжет поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” строится вокруг поисков семерыми мужиками счастливого на Руси. После долгого путешествия, после многочисленных встреч с людьми разных сословий, возрастов и миропониманий, мужики так и не достигли цели своих поисков. Возможно, к концу поэмы они все больше стали убеждаться в том, что на Руси нет и […]...
- Сочинение правда и ложь, спор о человеке в драме “На дне” (Горький А. М.) Центром споров персонажей о правде и лжи становится странник Лука. Сначала он говорит Актеру: “От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы, значит, даром их лечить…” Этой ложью он вселяет веру человека в то, что жизнь можно изменить. Ложь Луки служит утешением для героев, она является как бы способом выражения […]...
- Вечный спор добра и зла Вопрос греха и добродетели – один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались дать окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил было положено на то, чтобы выяснить, как соотнесены грех и добродетель, какова граница, после которой добродетель становится грехом. Лучшие образцы такого анализа можно найти в […]...
- Сочинение: Произошло ли духовное единение главных героев “Евгения Онегина” в финале романа? (По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) (По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) У романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” открытый финал. Как заметил прозаик двадцатого века Владимир Владимирович Набоков: “С колен поднимется Евгений – но удаляется поэт”. Поэт удаляется, предоставляя читателю возможность и право самому осмыслить прочитанное. Чтобы ответить на вопрос, произошло ли духовное единение героев в финале […]...
- Спор о правде и лжи в пьесе М. Горького “На дне” Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи. Вл. Гжегорчик Пьеса “На дне” – вершина драматургии Максима Горького. Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Выбор между “возвышающей” истиной и “утешительной, примиряющей” ложью, причем на таком уровне, что […]...
- Сочинение по картине Ю. Пименова “Спор” Российский живописец Юрий Иванович Пименов (1903-1977) считается классиком советского изобразительного искусства. На самом деле вклад этого талантливейшего художника в развитие советского искусства неоспорим. Ю. Пименов в своем творчестве обращал пристальное внимание на мелкие, подчас даже незаметные, будничные детали. И благодаря таким подробностям складывалась четкая, яркая и запоминающаяся картина. Юрий Иванович Пименов был очень образованным человеком. […]...
- Спор о человеке в драме М. Горького “На дне” Пьеса Горького “На дне”, безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное “умирание” людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы. Пьеса “На дне”, написанная Горьким в 1902 году, принесла писателю мировую известность. Это произведение было откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу […]...
- Смысл финала романа “История одного города” История города Глупова, рассказанная Салтыковым-Щедриным, имеет не менее значительный финал, чем все предыдущее повествование. Грустная, вызывающая сострадание к русскому народу и негодование по поводу правления многочисленных градоначальников, книга писателя-демократа была направлена против российской самодержавной деспотии, буржуазной лицемерно-хищнической сытости, человеческого недомыслия, поклонения начальникам разных уровней. “Страшны… насилие и грубость, страшно самодовольное ничтожество, которое ни о чем […]...
- Сочинение по картине Пименова Спор Картина “Спор”, была написана русским художником Ю. Пименом в середине прошлого века. А именно в 1968 году. Как и большинство работ данного автора, картина “Спор” показывает обычные будни советского народа. На картине изображены девушка и парень, которые, скорее всего студенты. Судя по обстановки вокруг них, а именно по простым табуреткам, и тарелкам на столе, можно […]...
- Почему в финале шестой главы романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? (ЕГЭ по русскому) Читателем образ романтика и поэта Ленского рассматривается в качестве духовного и социального антипода Онегина. Ему чуждо понимание русской жизни и участие в ее быте. Ленский в романе олицетворяет молодость, дружеские отношения, сердечное “невежество”, преданность чувствам. С его появлением в произведении открывается тема отваги и Юношеского благородства. Автор выбрал для своего персонажа особенное имя – Владимир […]...
- Пьеса “Мещане” (Спор двух начал, двух идеологий) Мужчина должен знать, что ему нужно делать в жизни… – А… Нил – знает? Он знает! М. Горький Пьеса Алексея Максимовича Горького “Мещане” – не просто дебют писателя в драматургии,- ею открывается новая общественно-политическая линия”,- писал видный режиссер К. С. Станиславский. Пьеса начинается многозначительным диалогом Татьяны и Поли о герое. Поля, слушая чтение Татьяны, замечает: […]...
- Сочинение на тему: Почему происходит спор между младшими и старшими поколениями? Почему происходит спор между старшим и младшим поколением? На этот вопрос ответить очень трудно и понять кто прав, а кто виноват практически невозможно. Старшие поколения говорит, что у них в молодости не было ничего подобного, что есть сейчас у младшего поколения. Младшее поколение живет уже в другом веке. Сейчас все в мире изменилось, и поэтому […]...
- Сочинение на тему: Спор поколений: отцы и дети Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему “Спор поколений: отцы и дети” Спор поколений: отцы и дети Отечественная, а тем более мировая литература имеет достаточно много примеров сложных отношений между поколениями. Непонимания, возникающие между родителями и их детьми в Жизни, многие писатели пытались выразить на бумаге. И им это прекрасно удавалось – “Отцы и дети” , […]...
- Родители и дети: спор или диалог? Вечная проблема отцов и детей разрешима в современном обществе, но для этого необходим конструктивный диалог между поколениями. Осознав причины конфликта между родителями и детьми, можно найти консенсус. При любых противостояниях отцов и детей каждая из сторон обвиняет в конфронтации оппонента: родитель считает, что повзрослевшее чадо проявляет неуважение, а представитель юного поколения убежден в неготовности старших […]...
- Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 12 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: ” – А что ты будешь делать, когда вырастешь? – Я буду защищать собак”. Смысл финала текста я понимаю так: Таборка решил посвятить свою жизнь защите собак. Почему он принял такое неожиданное решение? Потому что в детстве испытал, как беззащитны бывают животные. Приведу примеры из текста Ю. Яковлева. […]...
- Спор Пушкина Мицкевичем на примере стихотворений “Памятник Петру Великому” и “Медный всадник” В одном из стихотворений петербургского цикла – “Памятник Петру Великому” – Мицкевич изобразил Пушкина и вложил в его уста вольнолюбивую, тираноборческую речь. Важно помнить, что когда было написано это стихотворение Мицкевича и когда оно появилось в печати (конец 1820-х и начало 1830-х годов), Пушкина за его “Стансы”, за неожиданно для него самого возникшие отношения с […]...
- “Спор” анализ стихотворения Лермонтова, сочинение Стихотворение “Спор” является одним из последних произведений выдающегося отечественного поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Впервые произведение было напечатано в 1841 году в журнале “Москвитянин” за месяц до смерти поэта. На странице записной книжки, которая предшествовала тексту “Спора”, Лермонтов написал всего одно слово: “Восток”. Вероятно, автор хотел открыть произведением новый цикл стихов, посвященных Кавказу, но впоследствии передумал. […]...
- Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”) Повесть А. И. Куприна “Гранатовый браслет” поражает читателя глубиной чувств одного из героев, а также вопросом, который ставит в произведении автор, – что же есть любовь? Во все времена люди пытались найти ответ на вопрос относительно причин возникновения этого пылкого чувства. Но универсального ответа нет. Каждый человек на протяжении собственной жизни отвечает на вопрос о […]...
- Спор поколений: вместе и врозь Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема “отцов и детей”, в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между “отцами и детьми”?Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев. между поколениями. Вопрос этот занимал и […]...
- Спор поколений Отцы и дети (ЕГЭ по русскому) Конфликт поколений является проблемой вне времени. Столкновение мировоззрений отцов и детей происходило и будет происходить, потому что в его основе лежит один из законов диалектики – закон борьбы и единства противоположностей (С: возможно вступление, задающее тон рассуждению). Действительно, проблема взаимопонимания и “непонимания” старшего поколения и молодого (Р. Г.) никогда себя не изживет, поскольку принципы жизни, […]...
- Спор ночлежников о человеке по пьесе На дне (Горький А. М.) Пьеса “На дне” была написана более восьмидесяти лет тому назад. Все это время вокруг нее не прекращали возникать споры и разногласия. Объяснить это можно огромным количеством проблем, поставленных автором, которые на различных этапах исторического развития общества приобретают новую актуальность. К тому же, сама позиция автора в этом произведении весьма противоречива и неоднозначна. Кроме того, на […]...
- СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. Беранже Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо куда полезнее усыпительных гуслей. Л. Леонов I. Мечта М. Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди “с солнцем в крови” герои ранних произведений писателя. II. Человека Горький ищет везде, […]...
- Спор между разумом и чувствами (Аргументы ЕГЭ) Каждому из нас приходилось делать выбор, который был основан противоборством этих сил. Счастлив будет тот человек, чьи разум и чувства сольются в гармоническом единстве. Проблема этого вечного противоборства в том, что рассматриваемые понятия являются полными антиподами. Чувства, по своей природе, обусловлены мгновенным желанием, стремлением жить именно сейчас, именно в эту минуту. Разум же, напротив, заключается […]...
- Угрюм-Бурчеев – характеристика персонажа Произведение: История одного города Угрюм-Бурчеев – последний градоначальник Глупова. Появляется в главе “Подтверждение покаяния. Заключение”. Образ очень преувеличенный, во многом это пародия на Аракчеева. У.-Б. был “мрачный идиот”, который не видел дальше своего носа. Но в этом радиусе все должно быть так, как захочет он. У.-Б. спал на голой земле, ел сырое лошадиное мясо, часами […]...
- Сочиненин по картине Перова “Никита Пустосвят. Спор о вере” Так событие конца 17 века получило огласку на весь мир. Сюжет, описанный живописцем, показывает неготовность общества менять свои устоявшиеся взгляды, и даже нет и намека на умение вести диалог. Кажется, что интересы, которые затронуты двумя сторонами, угрожают спокойствию целого общества. Поэтому и стоит так рьяно их отстаивать. Кого же написал художник? И какой смысл он […]...
- Является ли вечным спор поколений? Вечной проблемой, перед которой часто бессильными оказываются люди разных поколений, является конфликты отцов и детей. Считавшиеся ранее основой людского существования жизненные принципы старших, имеют свойство уходить в прошлое, и сменяться новыми жизненными идеалами, в которые верит молодое поколение. При этом поколение “отцов” не желает уступать и осуществляет попытки к сохранению всего того, что в него […]...
- Сочинение по картине В. Г. Перова “Никита Пустосвят. Спор о вере” Так событие конца 17 века получило огласку на весь мир. Сюжет, описанный живописцем, показывает неготовность общества менять свои устоявшиеся взгляды, и даже нет и намека на умение вести диалог. Кажется, что интересы, которые затронуты двумя сторонами, угрожают спокойствию целого общества. Поэтому и стоит так рьяно их отстаивать. Кого же написал художник? И какой смысл он […]...
- Сочиненин по картине Пименова Спор Название картины говорит само за себя. На ней изображен спор молодого парня и девушки. Скорее всего, они учатся в каком-нибудь институте, и зашли перекусить в столовую. Это типичная столовая с крашенными в серо-голубой цвет стенами, полом, выложенным черно-белой плиткой в шахматном порядке и простыми столами и табуретками. Столовая ничем не примечательна и похожа на десятки […]...
- Спор Обломова и Штольца Спор Обломова с его антиподом, Штольцем, происходит во 2 части романа Гончарова, в 4 главе. Действия происходят дома у Обломова, после недели насыщенной жизни и разъездов по городу вместе с Андреем. Вся эта суета, которую внес в жизнь Ильи Ильича Штольц, сильно утомляла его. Однажды, не выдержав, он “особенно восстал против этой суеты”.Обломов беспощадно утверждает, […]...