Список произведений по зарубежной литературе в школьном изучении
Древнее время
1 Ирландские саги
2 “Беовульф”, по хрестоматии Средних веков
Развитое Средневековье
3 “Песнь о Роланде”, полностью
4 “Песнь о Сиде”
5 “Песнь о Нибеллунгах”, по хрестоматии Средних веков
6 Провансальская поэзия, по хрестоматии Средних веков
7 Миннезонг, по хрестоматии Средних веков
8 Рыцарский роман: Лэ Марии Французской, по хрестоматии Средних веков
9 “Роман о Тристане и Изольде”, полностью
10 Кретьен де Труа – романы в отрывках по хрестоматии Средних веков
11
12 Городская литература: фаблио, шванки, “Роман о Лисе”, “Роман о Розе”, Франсуа Вийон, средневековая драма – по хрестоматии Средних веков
Возрождение
Французская литература
1 Маргарита Наваррская “Гептамерон”
2 Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”, книги 1 и 2
3 Ронсар – стихи, по хрестоматии Возрождения, т. 1
4 Кл. Маро, по хрестоматии Возрождения, т. 1
5 Б. Деперье, по хрестоматии Возрождения, т. 1
6 Дю Белле. Манифест “Плеяды”, по хрестоматии
7 Монтень “Опыты”, 1 кн., избранное
Испанская литература
8 “Жизнь Ласаралье с Тормеса” , по хрестоматии Возрождения, т. 1
9 Сервантес “Назидательные новеллы”: три новеллы, обязательно “Цыганочка”, “Дон Кихот”
10 Лопе де Вега “Фуэнте Овехуна” и одна комедия по выбору (“Собака на сене”)
Английская литература
11 Т. Мор “Утопия”
12 К. Марло “Трагическая история доктора Фауста”, по хрестоматии Возрождения, т. 2
13 Шекспир “Сонеты”. Одна комедия и одна историческая драма по выбору; “Гамлет”, “Отелло”, “Король Лир”, “Макбет”, “Буря”, “Ромео и Джульетта”
Нидерланды и Германия
14 Эразм Роттердамский “Похвала Глупости”, по хрестоматии Возрождения, т. 2 и
15 “Письма темных людей”, по хрестоматии Возрождения, т. 2
Итальянская литература
16 Поэзия “Нового сладостного стиля”, по хрестоматии Средних веков
17 Данте Алигьери “Ад” – полностью, “Чистилище” и “Рай” по хрестоматии Средних веков
18 Петрарка – стихи, по хрестоматии Возрождения, т. 1
19 Боккаччо “Фьяметта” по хрестоматии Возрождения, т. 1, “Декамерон”
20 Новеллы Ф. Саккетти, М. Гвардати и М. Банделло по хрестоматии Возрождения или по сборнику “Итальянская новелла Возрождения”
21 Л. Медичи, Полициано, Пульчи, по хрестоматии Возрождения, т. 1
22 Рыцарская поэма в Ферраре: Боярдо, Ариосто, по хрестоматии Возрождения, т. 1
Т. Тассо “Аминта”, “Освобожденный Иерусалим”, по хрестоматии Возрождения, т. 1
Периодизация
III – VIII – Ирландский героический эпос.
IV-VI – Переход от античности к средним векам (476 – императора убили, падение Рима).
V – X/XI (1000 год – граница) – распад цивилизации, темные века, раннее средневековье.
XI-XIII – подъем в культуре, Высокое Средневековье.
“XIII – Возрождение в Италии, “XV – Возрождение везде.
До XII развивалась городская литература.
Related posts:
- Список произведений к ЕГЭ по литературе 1. “Слово о полку Игореве” 2. Д. И. Фонвизин. Комедия “Недоросль” И. А. Крылов. Басни В. А. Жуковский. Элегии. Баллады. 3. А. С. Грибоедов. “Горе от ума” 4. А. С. Пушкин. Лирика. Поэма “Медный всадник”. А. С. Пушкин. Повесть “Капитанская дочка” А. С. Пушкин. Роман “Евгений Онегин” 5. М. Ю. Лермонтов. Лирика. Поэмы: “Песня про […]...
- “Повести Белкина” А. С. Пушкина в школьном изучении. Краткое изложение текста В “Повестях Белкина” человек оказывался сложнее внешнего взгляда на него, по возможностям своим шире предопределений реальной судьбы, богаче собственных намерений и представлений о ценностях жизни. Неожиданность открытий читателя, непредсказуемость сюжетов воплощает гуманизм пушкинской мысли о неисчерпаемости человека. Странные противоречия между намерениями героев и реальным ходом жизни давали повод для утверждений о шутливо-пародийной, почти “водевильной” основе […]...
- Чехов в школьном изучении: pro et contra Изучение творчества Чехова в школе – было, есть и, наверное, еще долго будет наиболее слабым звеном в преподавании литературы. Заявляю это как человек, многие годы соприкасающийся непосредственно с педагогической практикой. Не любят его школьники: то ли потому что пройти не успевают, только проехать мимо или пробежать галопом (в старших классах, где “Вишневый сад” выпадает на […]...
- “Тройка” Н. А. Некрасова в школьном изучении Рекомендуемая программа анализа 1. Место “Тройки” в творчестве Некрасова. 2. Круг основных мотивов, определяющих художественное содержание стихотворения. 3. Назовите центральный образ стихотворения. Ощутима ли связь некрасовской трактовки данного образа с литературной традицией? В чем это проявляется? 4. Какова композиция стихотворения? Определите принцип деления на части. 5. Определите особенность позиции лирического героя стихотворения: каково его отношение […]...
- Романтизм и реализм в зарубежной литературе XIX века Общие закономерности смены одного литературного направления другим. Литературные направления реалистического и нереалистического типа. Содержательные особенности романтизма. Романтизм как мировоззрение. Разочарование в результатах Великой французской революции, в буржуазном обществе. Противопоставленность идеям Просвещения. Культ эмоциональности, иррационализм. Принцип неопределенности, мерцания смысла. Идеализм, мистицизм. Двоемирие. Культ необычного, исключительного. Романтический герой. Основные ценности романтиков: Любовь, Природа, Искусство. Основные принципы реализма: […]...
- Романы Тургенева в зарубежной литературе У Тургенева всегда была поэтическая, или романтическая, жилка, противостоящая реалистической атмосфере его главных произведений. Отношение к природе у него всегда было лирическим, и всегда было у него тайное желание перешагнуть границы, предписанные русским романистам догматами реализма. Лирический элемент у него всегда близко. Он не только начал свой литературный путь как лирический поэт и закончил его […]...
- Сопоставительный анализ при изучении лирических произведений Сопоставительный анализ как прием изучения эпических и драматических произведений – один из традиционных в методике и практике преподавания литературы в отечественной школе. Он логически обусловлен всем комплексом содержательных элементов самих текстов: их тематикой, проблематикой, конфликтом, идейным смыслом. Диапазон возможных сопоставлений весьма широк: от хрестоматийных антиподов Гринева-Швабрина, Чацкого-Молчалина до персонажей-двойников: Печорина и Вернера, Раскольникова и Свидригайлова… […]...
- Тема дружбы и любви в зарубежной литературе XX столетия Тема дружбы и любви, их соотношение и влияние на судьбу как одного человека, так и человечества в целом не переставала интересовать писателей на протяжении всего развития художественной литературы как искусства. По-новому эта проблема освещена в XX столетии, в эпоху катастроф, политической нестабильности, когда начинает формироваться новое отношение к общечеловеческим ценностям. Писатели XX столетия часто изображают […]...
- Вопрос о начале мифического в зарубежной литературе Зарубежная литература о современном мифотворчестве огромна. По-видимому, происхождение известной ее части приходится объяснять внешним увлечением модным вопросом – тем, что можно назвать эпидемической мифоманией, инфляцией мифологизма. Но и в серьезной литературе на эту тему, как это неизбежно бывает при разработке дискуссионных вопросов и столкновений различных мировоззрений и методологий, нередко оказывается спорным не только решение проблем, […]...
- Список литературы для внеклассного чтения в 5-ом классе Сказки народов мира и русские народные сказки (по выбору учащихся). А. Пушкин. ” Сказка о мертвой царевне” и др. сказки по выбору; П. Ершов. “Конек-Горбунок”; В. Одоевский. “Городок в табакерке”; А. Погорельский. “Черная курица, или Подземные жители” “Лафертовская маковница”; В. М. Гаршин. “Сказка о жабе и розе”; X.-К. Андерсен. ” Снежная королева” , “Дикие лебеди” […]...
- “Роман карьеры” в современной зарубежной литературе Уоррен Роберт Пенн (1905-89), американский писатель, критик. В философско-психологическом романе “Вся королевская рать” (1946) – судьба политика-демагога. Прошлое и настоящее в его книгах постоянно взаимно пронизывают друга друга. История в них – не просто исторические сюжеты и не просто исторические персонажи, которые могут быть, а могут и не быть, но как раз историческое чувство, размыкающее […]...
- В книгу вошли краткие пересказы произведений зарубежной литературы ГРЕЦИЯ Гомер (Homeros) ок. 750 до н. э. Илиада (Ilias ) – Эпическая поэма Мифы большинства народов – это мифы прежде всего о богах. Мифы Древней Греции – исключение: в большей и лучшей части их рассказывается не о богах, а о героях. Герои – это сыновья, внуки и правнуки богов от смертных женщин; они совершали […]...
- Концепции постмодернизма зарубежной литературе второй половины ХХ века В качестве определения современного этапа в развитии философии, искусства и науки используется термин “постмодернизм”, объединяющий все многообразие проявлений культурной деятельности человека, живущего во второй половине ХХ века. Уже несколько десятилетий ведутся бурные дискуссии об этом феномене. И хотя некоторые ученые утверждают, что постмодернизм закончился, и мы живем в новой культурной эпохе, постмодернизм остается относительно изученным […]...
- Человек и природа в современной литературе (анализ 2-3 произведений) Не то, что мните вы – Природа, Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть послушный нам язык. Тютчев Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходя-щие в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля – все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое […]...
- Назовите вечные образы в мировой литературе (на примере изученных произведений). Охарактеризуйте один на выбор Вечные образы – литературные персонажи, которые получили многократное воплощение в искусстве разных стран, разных эпох и стали “знаками” культуры: Преметей, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот, Фауст и др. Традиционно вечными образами считают мифологических, библейских, а также легендарных персонажей (Наполеон, Жанна Д’Арк), если эти образы использовались в литературных произведениях. Нередко к “вечным образам” зачисляют и тех […]...
- Вальтер Скотт Биография и список романов Вальтер Скотт (годы жизни – 1771-1832) – шотландский писатель и поэт; получил образование в средней школе и университете Эдинбурга, а в 1792 году принят в адвокатское сословие. Пробуждению его интереса к преданиям и балладам пограничного края способствовали изданные Перси “Памятники старинной английской поэзии” и изучение старинных французских и итальянских стихотворных средневековых сказаний, основанных на легендах, […]...
- Тема Великой Отечественной войны в русской литературе (на примере произведений М. А. Шолохова и В. Быкова) Великая Отечественная война – очень важный этап не только в истории нашей Родины. Жизни миллионов наших соотечественников были положены на алтарь победы над фашизмом в этой самой жестокой и кровопролитной войне. События военных лет зафиксированы в государственных печатных документах, в видеосъемках, в личных письмах участников сражений. Конечно, война не могла не оставить свой след в […]...
- Основные тенденции в развитии реализма в зарубежной литературы первой половины ХХ века Литература начала 20 века, вследствие всех социальных, экономоических, политических и эстетических причин, характеризуется исключительным многообразием писательских индивидуальностей, богатством художественных стилей, плодотворными новаторскими поисками в области формы, средств выражения, содержания. Знаменательно, что к “традиционным” западноевропейским литературам добавилось немало новых (африканских, азиатских, латиноамериканских), представители которых стали всемирно знаменитыми. Углубились контакты писателей, взаимосвязи и взаимообогащения различных национальных литератур. […]...
- СПИСОК КНИГ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ (6 класс) по программе В. Ф. Чертова СПИСОК КНИГ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ ( 6 кл.) по программе В. Ф. Чертова Программные произведения Внеклассное чтение Мифы Древней Греции, Песнь о нибелунгах Гомер “Илиада”, “Одиссея” Русские былины Былина ” Садко”., А. К. Толстой ” Илья Муромец”, Плвесть о житии Александра Невского, Повесть о Тверском Отроче монастыре Жуковский ” Светлана” Жуковский “Людмила” Пушкин ” Дубровский”, […]...
- Список литературы для 11-го класса 1. Л. Н Толстой. “Война и мир”, “Анна Каренина”. 2. Ф. М. Достоевский. “Преступление и наказание”. 3.А. П. Чехов. “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Анна на шее”. Пьесы: “Дядя Ваня” “Вишневый сад”. 4. Уолт Уитмен. “Листья травы”. 5. Поль Верлен. “Закаты”. 6. Оскар Уайльд. “Портрет Дориана Грея”. 7. И. А. Бунин.”Легкое дыхание”, “Чистый понедельник” и др. […]...
- Методика применения исторических источников в процессе изучения зарубежной литературы Последователи школы профессора Л. Мирошниченко активно утверждают демократическую концепцию в обучении вообще и литературы в частности. Работа методической школы строится на четко выверенных научных основах, в частности таких: 1. Сохранение научных традиций, которые существуют от времени возникновения методики как науки. Эти традиции являются источником собственных сил и энергии, стимулом к поиску. Повседневная жизнь ученых-методистов – […]...
- Использование задач при изучении кинематики в 10 классе Использование задач при изучении кинематики в 10 классе. Методика преподавания физики выполняет несколько главных задач: Общеобразовательная (учащиеся получают знания основ физики и приобретают умения и навыки использовать эти знания на практике). Развивающая (развивает познавательные возможности: самостоятельно изучать новую литературу, ориентироваться в потоке научно-технической информации, учиться логически мыслить и переходить от логического мышления к диалектическому и […]...
- Сущность и значение понятия “Возрождение” В слове “Возрождение”, как и в словосочетании “Средние века”, имплицированы научный термин и самоназвание эпохи. Сущность научного термина – в уникальных особенностях эпохи, отличающих ее от других исторических эпох. Значение имени “Возрождение” – в той программе, которая была выдвинута современниками эпохи, осознана ими как важнейшее событие времени и реализовано в этот период. Эта программа сформулирована […]...
- Россия – взгляд издалека (по зарубежной лирике М. И. Цветаевой) Древняя тщета течет по жилам. Древняя мечта: уехать с милым! М. Цветаева Великий поэт России, Марина Ивановна Цветаева вынуждена была в середине двадцатых годов уехать вслед за мужем в эмиграцию. Она не покидала родину по идейным соображениям, как делали в то время многие, а ехала к любимому, оказавшемуся вне России. Марина Ивановна знала, что ей […]...
- Эпоха Возрождения Возрождение или Ренессанс (франц. расцвет) – мощный идеологический и культурный движение, обусловлен переходом общества Западной и Центральной Европы к новой социально-экономической формации. Хронологические рамки периода: со II половины XIII века, в Италии с XIV и XV вв. в других странах в последней четверти XVI – начала XVII века. Термин “Ренессанс” впервые употребил в 1550 г. […]...
- О деятельностном подходе в изучении трагедии Шекспира “Гамлет” Опыт углубленного преподавания литературы в старших классах убеждает, что наиболее действенным является деятельностный подход, концепцию которого в воспитании младших школьников разрабатывали Л. В. Занков, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин. Деятельностный подход предусматривает не сообщение учителя, а отчет учащихся о наблюдениях над художественным произведением. Итак, первый этап изучения литературного произведения – собирание […]...
- История зарубежной литературы ХIХ века Глава 9. Р. Вагнер История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н. А. Соловьевой) Глава 9. Р. Вагнер. ГЛАВА 9. Р. ВАГНЕР Феномен творческого гения Рихарда Вагнера (1813-1883) – одно из многих убедительных опровержений прямолинейных негибких схем, налагаемых нами порой на процесс развития искусства, ибо и его творения, и его эстетика свидетельствуют о том, что романтизм, в частности в […]...
- Напишите сочинение развитие поэтического слова россии в литературе 18века Известно, что нации и народы проходят через общие экономические формации и культурные стадии. Ленин подчеркивал, что “разные нации идут одинаковой исторической дорогой, но в высшей степени разнообразными зигзагами и тропинками”. Так, Россия, например, не знала рабовладельческой формации, и это обстоятельство на века определило своеобразие ее истории и своеобразие формировавшейся и развивавшейся культуры. В историческом развитии […]...
- Какие животные живут в австралии? Список Австралия – пятый континент в Океании. Животные, обитающие на материке разнообразны и уникальны. Подавляющее множество звериных особей представлены сумчатыми. Это название они получили за большие складки на животе, которые образуют сумку. В ней самки вынашивают своих детенышей, которые рождаются совсем маленькими. Там им удобно и комфортно. На континенте имеются следующие виды животных (Список животных жиыущих […]...
- Список литературы для внеклассного чтения во 2-ом классе И. Акимушкин “Жил-был ежик”, “Жила-была лисица” Т. Александрова “Домовенок Кузька” А. Барто. “Вовка добрая душа” и др. В. Бианки. “Кто чем поет?”, “Чьи это ноги?”, “Первая охота” и др. В. Драгунский “Тайное становится явным” Н. Носов “Фантазеры”, “Замазка”, “Телефон”, ” Приключения Незнайки и его друзей” С. Прокофьева “Не буду просить прощенья” Э. Успенский “Дядя Федор, […]...
- Помогите с сочинением по литературе 8 класмини-сочинение на тему история в художественной литературе(+ссылка) Роль литературы в жизни человека, действительно, огромна, ее трудно переоценить. Книги могут сделать человека образованным, но не сделают ни сильнее, ни мудрее. В этом мне трудно согласиться с автором. Только жизнь и активное участие в ее событиях может дать настоящий жизненный опыт. Поэтому нельзя ограничить свое существование книгой и чужой, выдуманной жизнью. Книга создает иллюзию […]...
- Сочинение на тему: “Документ о школьном образовании” В современном бюрократическом мире иногда довольно сложно разобраться, что к чему и отыскать одну чистую истину. Это касается многих сфер жизни, в том числе и школьного образования. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда ученик производит впечатление более толкового человека, при этом он получает не самые лучшие оценки. Это совсем не самая лучшая и позитивная ситуация, […]...
- Направления и жанры в литературе средневековья Хронологически границы эпохи средневековья определены таким образом: от V (476 год – падение Рима, Западной империи) до XV столетия (падение Византии; географические открытия, в частности Америки; изобретение книгопечатанья). В ХІ-ХІІ ст. сформировался героический эпос. Наиболее известным произведением этого жанра во Франции стала “Песня о Роланде”. Ради своего сеньора главный герой готов терпеть большие страдания и […]...
- О литературе эпохи Возрождения. “Открытие мира и человека” В XIV-XVI вв. Европа пережила этап великих перемен, заложивших фундамент ее современной культуры. Этот период, ознаменовавшийся важнейшими научными открытиями, небывалым расцветом искусств и колоссальным мировоззренческим переворотом, вошел в историю как эпоха Возрождения, или Ренессанс (франц. Renaissance – Возрождение). Родиной эпохи Возрождения была Италия. Именно отсюда прозвучали первые призывы вернуться к античному наследию. Здесь страстные поклонники […]...
- Почему важна аргументация в школьном сочинении? Аргументация, учитывающая особенности языка литературы, могла бы выглядеть так: Приглядимся к названию поэмы Н. В. Гоголя: есть ли у него скрытый смысл? Конечно: на первый план автором выдвинуто “бездушное” значение слова “душа” (на бюрократическом языке “душа” – это некая абстрактная человеческая единица, крепостной крестьянин как вещь, предмет описи, за который с помещика взимается соответствующий налог); […]...
- Помогитесочинение по литературе за пятый класс на тему древнерусская литература) пятый класс литература Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая […]...
- Особенности проблематики одного из произведений военной прозы по одному из произведений по выбору (В. Кондратьев. “Сашка”) Повесть “Сашка” посвящена одной из важнейших проблем военной литературы вообще, человек на войне. В центре художественной вселенной В. А. Кондратьева овсянниковское поле – в воронках от мин, снарядов и бомб, с неубранными трупами, с валяющимися простреленными каска ми, с подбитым в одном из первых боев танком. Оно ничем не примечательно. Поле как поле. Но для […]...
- СМС-дневники на Всеукраинском школьном портале “Класна оцінка” Среди большого разнообразия электронных сервисов Портала “Класна оцінка” есть и СМС-дневники. Их необходимо просто активировать. Этот сервис предназначен для тех, кто желает получать информацию на мобильный телефон. Вся информация, вносимая в систему и касающаяся Вашего ребенка, информация о школьных и классных мероприятиях поступает на Ваш мобильный телефон в виде СМС-сообщения. Сообщение генерируется системой и автоматически […]...
- Традиция в литературе (О литературе) Традиция (от лат. traditio – передача, предание). В одной из заметок 1835 г. Пушкин, обращаясь к творчеству молодого критика, ждал от него в будущем большей основательности и “большего уважения к преданию”. Предание… Это не то же самое, что “дела давно минувших дней, преданья старины глубокой” или у Чацкого во фразе “свежо предание, а верится с […]...
- Роль внеклассных занятий в изучении литературы По данным социологических исследований, чтение художественной литературы перестало быть отличительной чертой наших современников. Более 50% населения сообщают в опросах, что в последние годы они перестали читать художественную литературу. К сожалению, домашняя библиотека перестала быть предметом гордости. Ушли в прошлое горячие споры о новинках литературы, очереди за подписными изданиями и другие формы проявления массового интереса к […]...