Специфика лирических отступлений в романе А. Фадеева “Молодая гвардия”

Характерной особенностью композиции романа А. Фадеева “Молодая гвардия” являются лирические отступления. Лирические отступления – непосредственное выражение эпическим писателем своих мыслей и чувств. Эти отступления – характерная особенность только эпических произведений, так как в драматических произведениях авторская речь фактически отсутствует, а лирические произведения целиком представляют собой непосредственное выражение мыслей и чувств поэта.
Композиционная роль лирических отступлений весьма многообразна. В

одном случае это обращение самого автора к читателю, в другом – к какому-нибудь персонажу, в третьем – от имени одного из персонажей к другим действующим лицам. Лирические отступления насыщены воспоминаниями писателя, отражают его жизненный опыт, его симпатии или антипатии к своим героям.

Они усиливают также восприятие и оценку читателем главных героев, их характеров и поведения.
В лирических отступлениях писатель может усилить впечатление от безобразия, уродства изображаемых им характеров. Так делал Гоголь, – изображая Плюшкина; он как бы старался вызвать у читателя отвращение к такому типу

людей: “И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек? Мог так измениться? И похоже на правду? – Все похоже на правду, все может статься с человеком…”
Показывая в “Тарасе Бульбе” могучие, цельные характеры людей, которые сформировались в условиях казацкого товарищества, Гоголь слагает гимн Запорожской Сечи: “Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину”.
Лирические отступления служат для выражения писателем его отношения к изображаемой им действительности и в лиро-эпических произведениях. Так, Маяковский в поэме “Хорошо!” в лирических отступлениях с особой силой говорит о своем, общем у него со всеми советскими людьми отношении к Родине:
Но землю,
которую
завоевал
и полуживую
вынянчил, где с пулей встань,
с винтовкой ложись,
где каплей
льешься с массами,-
с такою
землею
пойдешь
на жизнь,
на труд,
на праздник
и на смерть!
Теперь мы рассмотрим специфику лирических отступлений в романе А. Фадеева “Молодая гвардия”.
Лирические отступления в романе помогают раскрыть душевный мир героев Фадеева.
Отступление о руках матери – взволнованный монолог, в котором вырисовывается один из самых ярких образов романа – образ матери. Это гимн материнской любви, самоотверженности, неутомимому труду. Композиционно отступление связано с изображением в романе Олега Кошевого.

Мысли сына о матери непосредственно продолжает автор, и трудно сказать, где кончаются слова Олега и начинаются слова писателя.
Авторские отступления говорят о “светлом потоке чувств”, о великом значении дружбы в жизни человека, особенно когда он вступает в жестокую и опасную борьбу. Композиционно лирическое отступление построено так, что оно углубляет представление о дружбе, как о великой силе, необходимой человеку в борьбе: “Как часто самые близкие люди вмешиваются со своим опекунством в дела любви, сводят, разводят, передают дурное, что слышат о любимом тобой человеке… Если бы они знали, сколько они зла причиняют этим, сколько отравляют чистых ми-нут, которые не повторяются никогда в жизни!”
Отступление о друге связано с биографией писателя. Оно посвящено памяти погибшего друга юности. Это отступление говорит о самом дорогом – о счастье юношеской дружбы. Тоской, скорбью и одновременно глубокой верой в правоту революционного дела проникнуты эти строки.

Они тесно связаны с основной идеей романа, служат своеобразным вступлением к его финалу: “Друг мой! Друг мой…! Я приступаю к самым скорбным страницам повести и невольно вспоминаю о тебе…”
В лирическом отступлении о Сергее Тюленине писатель как бы окидывает взглядом жизненный путь любимого героя, показывает, как в ходе смертельной борьбы с немцами романтические порывы воплощаются в реальные подвиги.
Благодаря лирическому отступлению в романе обозначилась и внутренняя связь между старшим и юным поколениями советских людей. В этом – идейно-композиционная роль отступления.
А. Фадееву удалось в романе, посвященном советской молодежи, показать мир ее мыслей и чувств, горячих стремлений и надежд, ее беспримерный героизм.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Специфика лирических отступлений в романе А. Фадеева “Молодая гвардия”