Создание образа В стихотворении “Весна в лесу”

В стихотворении “Весна в лесу” поэт создает образ простой в своих проявлениях, ясной красоты природы.

Стихотворение построено с помощью излюбленного художе­ственного приема Пастернака – метонимии.

Если основой поэзии такого автора, как Есенин, можно на­звать метафору – связь по сходству, то у Пастернака главенст­вует метонимия – связь по смежности. При метонимии мы не видим сразу прямой связи между деталями, описываемыми ав­тором, но потом нам становится явственным их единство, общ­ность подробности и целого.

В стихотворении

“Весна в лесу” мы видим отдельные карти­ны: вот курица с петухом на дворе, вот дорога, покрытая ледяной корой. Дорога приводит в лес, где снег покрыт “еловым мусо­ром”, а там, куда проникают лучи солнца, – проталины. А от проталин, залитых водой, отражающих солнце, взгляд поднима­ется к небу, откуда льется тепло и свет.

Таким образом, оказыва­ются связаны, словно цепочкой, курица с петухом на дворе – и небо.

Мы видим, что метонимия – основа этого стихотворения.

В то же время поэт использует множество художественных приемов.

“Отчаянные холода”: необычный эпитет “отчаянные”,

слов­но с помощью этих холодов зима хочет задержаться подольше на земле.

“Весна позднее, чем всегда, \ Но и зато нечаянней”: строки создают ощущение антропоморфности фигуры весны: так можно было бы сказать о женщине, которая задерживается.

“С утра амурится петух…”: Пастернак употребляет автор­ский неологизм “амурится”.

“Лицом поворотясь на юг, \ Сосна на солнце жмурится”: олицетворение.

“…Дороги сковывает лед \ Корою почернелою”: метафора.

“Водою с солнцем пополам \ Затоплены проталины”: мета­фора: солнце, отражающееся в лужах, словно затапливает про­странство, как вода, в которой оно отражается.

“И небо в тучах как в пуху…”: сравнение.

“…Над грязной вешней жижицей…”: сочетание “низкого” эпитета “грязный” с традиционно “высоким” эпитетом “вешний” в применении к просторечному слову “жижица”.

Пастернак использует просторечные слова, выражения, не традиционные для поэтической речи: “нет прохода курице”, со­сна “жмурится”, “в лесу еловый мусор, хлам”, “над грязной веш­ней жижицей”, небо “застряло в сучьях”. Употребление этих слов делает образ весны по-домашнему простым, близким, ося­заемым и по-родственному понятным для читателя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Создание образа В стихотворении “Весна в лесу”