Создание на уроке портрета героя драматического произведения

Герои пьесы показаны в сложных взаимоотношениях, и ученикам можно предложить словесно нарисовать некоторые мизансцены воображаемого спектакля. Пусть, например, ученики нарисуют выход семьи Кабановых в пятом явлении первого действия драмы “Гроза” или расскажут, как ведет себя каждый из героев драмы в сцене покаяния Катерины. Конечно, учитель не сможет провести перед внутренним взором учеников всю пьесу: его задача – наметить некоторые вехи, разбудить фантазию учеников.

По возможности наглядно должны представить ученики и обстановку

жизни героев. Особенно большое значение имеет эта обстановка в пьесах Островского. При анализе текста важно не только воссоздать внешние признаки жизни, но и эмоциональную атмосферу, в которой происходит действие.

Характерно, например, что действие в ряде сцен “Грозы” проходит вечером или ночью, а первое и четвертое действия заканчиваются картинами грозы.

В словесно нарисованных учениками зрительных образах неизбежны отдельные ошибки, неточности, обусловленные тем, что ученики не имеют ясного представления об общественном положении, характерах героев и их взаимоотношениях:

“Карандышев

был в костюме, аккуратно заштопанном Евфросиньей Потаповной” (ученица К.); “а около двери Паратов что-то доказывал Робинзону, размахивая руками, и беспрестанно то трогал пуговицы у него на сюртуке, то энергично похлопывал по плечу” (ученица С.) и т. п. На каждую из подобных ошибок учитель должен обратить внимание учеников.

Уточнить зрительные образы помогут ученикам рассказы о спектаклях по пьесам Островского, об игре выдающихся артистов, портреты и фотографии артистов в ролях пьесы, иллюстрации к текстам пьес. Учитель воспользуется также теми картинами художников, которые близки по содержанию и стилю творчеству Островского. Он, в частности, может обратиться к картинам В. Г. Перова “Приезд гувернантки в купеческий дом”, И. М. Прянишникова “Шутники”. Хочется только предостеречь от чрезмерного и не ко времени использованного применения наглядности.

Так, если картина показана перед анализом текста, то ученики просто усваивают образы художника, их творческое воображение остается пассивным. Зрительную наглядность целесообразно использовать после аналитической работы над соответствующими отрывками текста или даже на итоговых уроках по произведению.

“Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным”.

В языке героев отражаются их общественное положение, уровень культуры, особенности характера и психического склада. Не останавливаясь на всех сторонах анализа языка драматического Произведения, обратим внимание учителя на то, что слово в драме мотивировано действием и само является орудием действия. “Драматическая речь прежде всего представляет словесный поток, в котором любая фраза и любая реплика, как электричеством, заряжены действием, ибо все они непременно должны двигать пьесу вперед, служить развитию ее конфликта, сюжета и интриги – всех основных компонентов драматической композиции”. Поэтому речь героев пьесы следует рассматривать в неразрывной связи с развитием действия.

Анализируя язык персонажей, учитель прежде всего примет во внимание их жизненные позиции, их место в развертывающихся конфликтах.

При анализе образов Кабанихи и Катерины учителя обычно говорят о народности их речи. Таким образом, противоположные по взглядам и характерам персонажи невольно сближаются. Между тем, если мы будем рассматривать речь Кабанихи и Катерины в связи с их позицией в пьесе, то убедимся, что народные элементы их речи служат решению совершенно разных задач и подчас отражают разные стороны народного сознания. Пословицы и поговорки, которые постоянно вводит в свою речь Кабаниха, помогают ей опереться на авторитет старины, делают ее высказывания особенно вескими и внушительными.

Народно-песенный стиль речи Катерины согласуется с ее мечтами о вольной волюшке.

Речь героя на протяжении пьесы меняется в зависимости от той коллизии, в которую он поставлен, и наблюдения за языком персонажа помогут ученикам понять его душевное состояние в данный момент, раскрыть подтекст его речи. Подтекст, по определению Станиславского, – “это не явная, но внутренне ощутимая “жизнь человеческого духа” роли, которая непрерывно течет под словами текста, все время оправдывая и оживляя их”.

Раскрыть подтекст реплик героев ученикам помогут лаконичные ремарки автора. Некоторые из них непосредственно указывают на чувства и переживания героя (“с испугом”, “строго”, “сконфузившись”), другие косвенно, через физические действия (“Закрыв лицо рукою”, “кидаясь на шею мужу”, “падая на колени” и т. п.). Отдельные реплики так выразительны, что легко определить характер и состояние героя, га-ковы, например, неоднократно повторяющиеся во втором действии драмы “Гроза” ремарки к репликам Катерины “потупившись”, “задумывается”, “задумчиво”, таковы же рисующие градацию гнева Дикого ремарки во втором явлении четвертого действия “с сердцем”, “гордо”, “сердясь более и более”, “топнувногой”.

Раскрытию подтекста помогут также рассказы учителя о трактовке того или иного эпизода пьесы выдающимися артистами, чтение в классе соответствующих отрывков из воспоминаний современников и книг по истории театра.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Создание на уроке портрета героя драматического произведения