Создание и анализ течения “Акмеизм” в поэзии

Акмеизм (от греч. акте – высшая степень чего-либо; расцвет; вершина; острие) возник в 1910-е гг. в кружке молодых поэтов, поначалу близких символизму. Стимулом к их сближению была оппозиционность к символистской поэтической практике, стремление преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий. В октябре 1911 г. было основано новое литературное объединение – “Цех поэтов”.

Название кружка указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. “Цех” был школой формального мастерства,

безразличного к особенностям мировоззрения участников. Руководителями “Цеха” стали Н. С. Гумилев и С. М. Городецкий.
Из широкого круга участников “Цеха” выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов: Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич и В. И. Нарбут. Другие участники “Цеха”, не примкнув к акмеистам, составляли периферию течения. Акмеисты издали 10 номеров своего журнала “Гиперборей” (ред.

М. Л. Лозинский), а также альманахи “Цеха поэтов”.
Детально разработанной философско-эстетической программы акмеизм не

выдвинул. Поэты акмеизма разделяли взгляды символистов на природу искусства, вслед за ними абсолютизировали роль художника. “Преодоление” символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистики. Для акмеистов оказалась неприемлемой импрессионистическая изменчивость и текучесть слова в символизме, а главное – излишне настойчивая тенденция к восприятию реальности как знака непознаваемого, как искаженного подобия высших сущностей.
Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого земного мира. Акмеисты ценили такие элементы формы, как стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точная композиция, отточенность деталей. В стихах акмеистов эстетизировались хрупкие грани вещей, утверждалась “домашняя” атмосфера любования “милыми мелочами”.
Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, движением, перечислением вещей. Подобная манера “материализации” переживаний была характерна, например, для многих стихотворений А. А. Ахматовой.
Пристальное внимание акмеистов к материальному, вещному миру не означало их отказа от духовных поисков. Со временем, особенно после начала войны, утверждение высших духовных ценностей стало основой творчества бывших акмеистов. Настойчиво зазвучали мотивы совести, сомнения, душевной тревоги и даже самоосуждения (стихотворение Н. С. Гумилева “Слово”, 1921). Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура. “Тоской по мировой культуре” назвал акмеизм О. Э. Мандельштам.

Если символисты оправдывали культуру внешними но отношению к ней целями (для них она – средство преображения жизни), а футуристы стремились к ее прикладному использованию (принимали ее в меру материальной полезности), то для акмеистов культура была целью себе самой.
С этим связано и особое отношение к категории памяти. Память – важнейший этический компонент в творчестве трех самых значительных художников течения – Ахматовой, Гумилева и Мандельштама. В эпоху футуристического бунта против традиций акмеизм выступил за сохранение культурных ценностей, потому что мировая культура была для них тождественной общей памяти человечества.
Акмеистическая программа ненадолго сплотила самых значительных поэтов этого течения. К началу первой мировой войны рамки единой поэтической школы оказались для них тесны, и каждый из акмеистов пошел своим путем.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Создание и анализ течения “Акмеизм” в поэзии