Союз пролетарско-революционных писателей Германии

Приобщение Курта Тухольского к революционному рабочему движению свидетельствовало об общей тенденции развития социалистической литературы. Она достигла к тому времени такого уровня, когда стала представлять для буржуазных писателей не только политический, но и профессиональный интерес.

Пролетарско-революционное литературное движение в конце 20-х годов – важный фактор в культурной жизни страны. Социально-исторические предпосылки этого культурного подъема определялись политическими интересами прогрессивного крыла немецкого рабочего

класса, который сплотила вокруг себя КПГ. Однако сами по себе эти спонтанные потребности в искусстве вряд ли могли привести к ощутимому результату: на новом этапе истории немецкой социалистической литературы борьба за революционную культуру в национальном и интернациональном масштабе велась более организованно и целеустремленно.

Уже в 1924 году на V Всемирном конгрессе Коминтерна, проходившем в Москве, был поднят вопрос о создании Международного объединения революционных писателей (МОРП). В 1927 году в Москве состоялась первая Международная конференция пролетарских и революционных писателей, в работе

которой приняли участие и делегаты из Германии (Иоганнес Р. Бехер, Берта Ласк, венгр Андор Габор). Под воздействием инициативы, исходившей от КПГ, в 1928 году в Берлине был основан Союз пролетарско-революционных писателей Германии (СПРПГ).

Он возглавил литературное движение, которое, с одной стороны, размежевалось – уже благодаря своему названию – с так называемыми “поэтами-рабочими”, примыкавшими к социал-демократии, с другой – солидаризировалось со всеми писателями, которые “хотели отображать мир с позиций революционного пролетариата”.

В 1930 году лишь сорок процентов членов Союза входили в ряды КПГ. Союз пролетарско-революционных писателей Германии имел свой теоретический орган – журнал “Линкскурве” (“Левый поворот”). Председателем этого писательского объединения, насчитывавшего около 500 членов, был Иоганнес Р. Бехер. Свою первоочередную задачу Союз видел в “объединении тех писателей, которые готовы творить в пролетарско-револю-ционном духе” 84.

Казалось, на первый взгляд задача чисто организационного плана, однако ее разрешение становилось уже исторической заслугой: в то время образовалось устойчивое писательское ядро, которое должно было определить направление развития социалистической немецкой литературы более чем на три десятилетия.

Союз стремился в первую очередь выявить таланты из пролетарской среды, “пишущих рабочих”, которые, будучи корреспондентами коммунистической прессы, нередко пытались проявить себя в журналистике. Шахтер Ганс Мархвица, рабочий-металлист Вилли Бредель, жестянщик Отто Готше, инструментальщик Ян Петерсен, Макс Циммеринг, Эльфрида Брюнинг, Берта Ватерштрадт, Гедда Циннер и другие, лишь находясь в рядах Союза пролетарско-революционных писателей, получили возможность овладеть писательским мастерством. Здесь они смогли перенять художественный и теоретический опыт у тех литераторов, которые, подобно И. Р. Бехеру, уже несколько лет назад связали свою судьбу с революционным рабочим движением.

Кризис мировой капиталистической системы конца 20-х годов вновь привел писателей буржуазного происхождения на сторону коммунистической партии; они сразу же – как, например, Людвиг Ренн или Анна Зегерс – активно включились в работу Союза. Кроме того, в Союз входили и немецкоязычные писатели других национальностей: теоретики Дьердь Лукач и Андор Габор были венграми. Эгон Эрвин Киш и Франц Карл Вайскопф – родом из Чехословакии.

Именно разнообразие исходных позиций, жизненного опыта, политического темперамента, направления таланта обусловило действенность Союза.

Кроме того, произведения социалистической литературы второй половины 20-х годов создавались и прогрессивными писателями – не членами Союза. Так, широко известный автор пролетарских романов Адам Шаррер (1889- 1948) был в то время членом леворадикальной партии. Бертольт Брехт, театральный деятель Эрвин Пискатор, композитор Ганс Эйслер, график Джон Хартфилд, литературовед Вальтер Беньямин принялись за разработку теории и практики такого искусства, которое бы исходило в своих формально-технических новшествах из стремления к преобразованию общества.

В экспериментах они опирались на способные к восприятию искусства пролетарские массы, которые объединяла вокруг себя КПГ. Еще больший размах про-летарско-революционное культурное движение приобрело с созданием основанного по инициативе КПГ Общества по вопросам рабочей культуры.

Первоочередной задачей Союза пролетарско-революционных писателей была “выработка на диалектической и материалистической основе” теории пролетарско-революционной литературы, “до сих пор еще имеющей пробелы” 85. Фактически именно тогда начались теоретические дебаты о цели, функциях, методе и традициях в социалистической литературе. Вплоть до середины 30-х годов в своем развитии она переживала пролетарско-рево-люционную фазу, нашедшую выражение в коренном изменении ее задач и активном поиске средств художественного воплощения. В отличие от других направлений для социалистической литературы был характерен, с одной стороны, острый акцент на самобытность, с другой – ориентация на агитационно-пропагандистские задачи искусства, что было четко сформулировано в статье-манифесте Фридриха Вольфа “Искусство – оружие” (1928).

Он исходил из политической ангажированности литературы, суть которой заключалась в том, чтобы “быть совестью эпохи, разжигать костер из жгучих вопросов повседневности и высоко нести его факел”..

Лозунг Вольфа обобщил существующую литературную практику и послужил импульсом для ее дальнейшего развития. Максим Валентин создал в 1925 году первую группу “искусства агитпропа” Союза коммунистической молодежи. В дальнейшем это направление приобрело широкий размах. Возникли в высшей степени динамичные, оперативные ансамбли, использовавшие такие формы, как короткие сценки, хоровая декламация, пантомима, песня, живописная карикатура.

Объединенные в едином целом, эти средства представляли собой нечто вроде разнообразных ревю. Искусство агитпропа было рассчитано на непосредственное воздействие на публику, находившуюся на собрании или на улице. В таких случаях импровизированной сценой мог служить кузов грузовика.

Искусство агитпропа сглаживало не только разницу между отдельными жанрами, но также и между профессиональным искусством и любительским. Актер-профессионал, автор текста, участник художественной самодеятельности были членами коллектива, задачей которого не являлся коммерческий успех.

Ограниченность “пропагандистской” функции искусства дала себя знать наиболее осязаемо, когда обострение классовой борьбы к началу 30-х годов потребовало оценивать литературные произведения по их фактическому воздействию. Искусство агитации имело свою публику (и актеров-любителей) прежде всего в политически зрелой части рабочего класса. Таким образом, не учитывались разные уровни культурных потребностей пролетариата (на мелкобуржуазные и буржуазные слои публики искусство агитпропа вообще не было рассчитано).

Кроме того, резкое противопоставление пролетарско-революционной литературы “буржуазным” литературам становилось тормозом для объединения антифашистских сил на творческой платформе, а в период наступления фашизма такое сплочение приобретало жизненно важное значение. Перед Союзом пролетарско-революционных писателей возникла опасность “превратиться в мелкобуржуазную секту” 89.

Союз призывал к созданию произведений, близких широким массам, значительных по охвату изображаемых явлений, способных показать “пролетарские будни в их взаимодействии с жизнью других классов” так глубоко и всесторонне, чтобы читатель смог сделать вывод о “главных движущих силах общественного развития”. Стилем современной литературы должен стать “смелый и всесторонний реализм” 91.

В дискуссиях Союза пролетарско-революционных писателей Германии впервые (со времени основополагающих высказываний Маркса и Энгельса) ставился вопрос о задачах, форме и методе современной социалистической литературы и формировалось такое представление о реализме, которое по своему содержанию совпадало с понятием социалистического реализма, сформулированным несколько позднее в Советском Союзе. Находясь в эмиграции, большинство пролетарско-революционных писателей боролись за теоретическое осмысление этого понятия и его претворение в практике.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Союз пролетарско-революционных писателей Германии