Сохранение вечных ценностей в творчестве И. Римарука

Игорь Римарук – один из видных поэтов-модернистов нынешнего поколения – известный как основатель (вместе из Ю. Покальчуком и Ю. Андруховичем – это инициативная группа) литературной мастерской “Псы святого Юра” (1994), к которой принадлежали, кроме упомянутых, В. Герасимюк, В. Медведь, В. Горемыка и О. Ирванець. Позднее И. Римарука было избрано вице-президентом Ассоциации украинских писателей (АУП). Деятельность АУП – это есть определенная оппозиционность к СПУ, члены новой организации провозгласили свои основные критерии: преодоление

колониального синдрома в украинской литературе, профессиональный уровень, открытость мировоззрения.

О произведениях Игоря Римарука можно сказать, что они несут в себе своеобразную “протестантскую установку”, он олицетворил эрудированную интеллигентность “восьмидесятников”. О его творчестве писали много противоположного, тем не менее неопровержимым остается факт популярности его произведений. Показательной является поэзия “Рождество” из цикла “Отголосок”. Библейский мотив рождения Исуса Христоса приобретает современное озвучение, вместе с тем автор будто стирает временную

границу, так как грудной ребенок в исполинских яслях греется “под стороной у минотавра”.

Вспомним, что Минотавр, за древнегреческой мифологией, – это чудовище с телом человека и головой быка, ему как дань приводили молодых людей для поедания. То, что Бог – грудной ребенок, – греется у такого чудовища, наталкивает на мысль, что Бог – это в самом деле любовь, он двигает светом, поэтому любое зло любовью можно укротить. Но есть предострежение: поздравить грудного ребенка идут “трое царей в маскхалатах” с фонариком, они “с дороги сбились”, что и не удивительно, так как не ведущая звезда позвала их в дорогую, а принудительное выполнение обязанности.

Рождественская звезда отбивается и “множится” в снегах и “зеркальных муравьев”, а “десна госпожа клубок разматывает узелки тихо завязывает”. Невольно возникают мысли, что навеянные прочтениям произведения: как сохранить того “грудного ребенка” в себе, как противостоять жестокости мира, как вообще сохранить первозданную святость всего сущего, лишь бы спасти этот мир.

Тема стиха “Звезда”. Метафорический образ звезды приобретает особое звучание. Ведь могло быть все будничным: “Может, так бы невидимо и жил”, и как-то “июльской ночи упала звезда из высоких верхов”, когда лирический герой еще был ребребенком.

И упала она: “в детские незапертые глаза”. А когда звезда “провела борозду между бровей”, – это будто окончательное закрепление дара, так как, за народным поверьем, между бровями находится так называемое “третий глаз”, он есть лишь у людей, наделенных особыми талантами. А то, что звезда “засеяла память золой”, свидетельствует: отныне жизнь лирического героя изменится, он будет вынужден создавать, так как “зола” не будет давать покоя: будет вспыхивать, будет тлеть, будет болеть, и все это должно быть выражено в божьей искре – произведениях.

Лирический герой не смог противостоять или протестовать против божьего дара, он не мог даже прикрыться рукой, так как “ладонь была мала”. Итак, он еще с детства обречен писать, ведь такое его призвание, такой дар он получил с неба. Стих совсем небольшой по объему, тем не менее емко и полно выражает главную мысль автора о самореализации человека.

Стих “Обновы” написано в целиком постмодерновой манере, которая характерна для автора. В поэзии почти нет разделительных знаков, а строки не отмежевываются прописной буквой. Читатель сам расставляет акценты и создает собственное понимание произведения, обращая внимание на собственноручно построенные синтаксические конструкции.

Тем не менее, как и во многих текстах И. Римарука, в нем ярко выраженная библейская символика, которая тесно переплетена с проблемами и трудностями мирского (современного ли?) бытия. “Лавровый венок становится терновым”, – это не только намек на мучения Иисуса Христа, а и понимание того, что в этой жизни все есть быстротечно, в том числе и моральные ценности, так как уже “стражники в мученики прут”. Целиком философски автор решает вопрос о призвании и назначение человека на земле, когда всегда есть проблема выбора жизненного пути: “крест не орден, крест не отберут”. Только личность знает, что имеет крест, и его нужно пронести достойно, как Христос.

Отдельной темой звучит противостояние призвания поэта и имперской зависимости, которая глубоко сидит в подсознании, так как все еще невольно озирается “на крылатый герб в консулате”. Минует время, и ему принадлежит каждый раз быть обновленным, именно поэтому прошлое и будущее всегда рядом, именно поэтому “звезда вечная в небах обновленных исчезла”, чтобы означает новый прогресс для души.

В поэзии Игоря Римарука можно увидеть большую любовь к Богу, в которой христианство объединяется с языческим мироощущением. Его произведения представляют живую сущность языка, где значащими есть и паузы-молчание, и мгновенно выхваченные детали, и философское ощущение времени. Это делает его произведения привлекательными и дает мощную информацию о ментальность украинского народа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сохранение вечных ценностей в творчестве И. Римарука