Современные критики о личности Печорина
Современных строгих критиков личности Печорина не смущает и то обстоятельстио, что декларированные ими “новые” пути, которые по сути дела являются старыми, идут в разрез с тем, что писал Белинский о романе Лермонтова и о его герое. Возможно, по мнению этих авторов, Колинский устарел или ошибался. Что же, думать так – это право исследователя.
Но тогда нужно открыто вступить в полемику с великим критиком, убедить читателя и том, что Белинский заблуждался в своей страстной и последовательной защите Печорина и людей печоринского типа.
И. Виноградов, касаясь статьи А. Титова ” Лермонтов и “герой начала века””, в которой автор, хотя и не называет имена Белинского и Герцена, но по существу полемизирует с ними, резонно замечает: “Она (т. е. статья А. Титова, которую И. Виноградов называет “показательной для определенной тенденции”) вызывает желание сказать: вы хотите спорить? Извольте. По будьте любезны – с открытым забралом.
Вопрос для вашего времени слишком серьезный, чтобы можно было делать вид, будто не существует традиции мысли, начало которой положили
Живая связь этой мысли с нашей сегодняшней гуманистической концепцией человека, с проблемами жизни современных людей несомненна. Так же, как несомненна значимость для нас духовных поискав героя лермонтовского романа, поисков, в которых выразились всеобщие моменты жизни человеческого духа, ибо те проблемы, что стояли перед героем романа и толкали его на путь исканий, – это проблемы, имеющие действительно непреходящее значение, и перешагнуть через них не может ни один человек, сознательно выбирающий свой жизненный путь”.






Related posts:
- Источники трагизма и индивидуализма в личности Печорина Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы своего романа героя, который прямо ставил перед собой самые главные вопросы сознательного человеческого бытия – о цели и смысле жизни человека, о его назначении. В ночь перед дуэлью с Грушницким он размышляет: “Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой […]...
- Проблема личности в образе Печорина Автор дал понять уже в предисловии к роману, что его интересуют не события и их внешнее развитие, а именно личность главного героя. Это следует из самого названия романа. На первый план выходит духовный мир Григория Печорина, его противоречивость внутреннего мира и конфликт с окружающим обществом. Не будем забывать и о самой литературной эпохе. Так, романтики […]...
- Становление теории и критики литературы в России В статье Из прошлого печати в России Белинский отмечал, что “освободительное движение в России прошло три главные этапа, соответственно трем главным классам русского общества, налагавшим свою печать на движение: 1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время” […]...
- Белинский – основоположник русской эстетики и литературной критики Художественная литература для него – одна из форм общественного самосознания, действенное средство нравственного и эстетического воспитания. Искусство Белинский постоянно связывал с современностью, с задачами борьбы против несправедливых общественных отношений. Он писал: “Отнимать у искусства право служить общественным интересам – значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит – лишать его самой живой силы, […]...
- Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: ” Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии “. Автор хотел показать ” современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал”. Печорин – сложный, противоречивый герой. Он говорит о себе: ” Во мне два […]...
- “Современные романы”; Гальдоса Удары, нанесенные романами Гальдоса по клерикальной реакции, были меткими. Недаром “традиционалисты” встретили появление их яростными нападками, обвинениями писателя в безнравственности и подрыве общественных устоев. Но Гальдос остался верен своим идеалам. Свидетельство этого – новый большой цикл романов, над которым писатель работал на протяжении тридцати с лишним лет, с 1881 по 1915 год, и который получил […]...
- Трагедия Печорина – трагедия эпохи или трагедия личности Печорин, как чувствуют почти все читатели и критики, – персонаж трагический. Кстати сказать, в романе он ни разу не назван по имени (оно так и остается неизвестным). Все, не исключая и автора, употребляют только фамилию – Печорин. Получается, что он почти в буквальном смысле слова – человек без имени, без христианского имени, чем подчеркивается демонизм […]...
- Драйден “отец английской критики” В Англии теоретиком классицизма выступил Драйден, которого считают и основоположником английской литературной критики. Принципы эстетики классицизма получили свое художественное воплощение в его поэзии и драматургии. Свой путь в литературе Драйден начал в годы республики. Известность получила его ода на смерть Кромвеля (Heroic Stanzac on the Death of Cromwell, 1659). Однако сразу же после реставрации монархии […]...
- Любовь и эгоизм Печорина. Вера – единственная, кто сумел понять Печорина Для меня роман М. Ю. Лермонтова ” Герой нашего времени ” – это прежде всего произведение о безумно одиноком человеке. История жизни Печорина состоит из потерь и разочарований: его покидают друзья, приятели, любимые. В первую очередь это происходит потому, что никто не понимает героя. Есть только один человек, который осознает, что творится в душе Печорина. […]...
- Добролюбов (1836-1886): Основатель реальной критики Основатель реальной критики. Добролюбов вошел в историю общественной мысли и литературы как один из виднейших участников революционно-демократического движения. Пафос всей его деятельности заключался в сознании “великой роли. народных масс в экономии человеческих обществ”. Его критические статьи и рецензии имели не только чисто литературное значение. Они служили ответами на вопросы, выдвигаемые жизнью, были формой идеологической борьбы, […]...
- Белинский основоположник русской реалистической эстетики и литературной критики Художественная литература для него – одна из форм общественного самосознания, действенное средство нравственного и эстетического воспитания. Искусство Белинский постоянно связывал с современностью, с задачами борьбы против несправедливых общественных отношений. Он писал: “Отнимать у искусства право служить общественным интересам – значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит – лишать его самой живой силы, […]...
- Характеры и судьбы Печорина и Онегина В. Г. Белинский видит сходство между Онегиным и Печориным в очень многих качествах. Он прямо заявляет о Печорине: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою” (Онега и Печора – крупные северные реки). Различия, тем не менее, он обнаруживает тоже достаточно существенные, хотя бы в […]...
- Современные гипотезы происхождения жизни Вопрос 1. Какие факты указывают на возможность абиогенного синтеза органических веществ в космосе? Многие ученые считают, что образование основной массы органических соединений произошло за пределами Земли в период, предшествовавший ее формированию. Органические соединения обнаружены в телах Солнечной системы, в частности в некоторых типах метеоритов. Метеориты, выпадая на поверхность сформировавшейся Земли, обогащали ее органическими соединениями, которые […]...
- Роман Тургенева “Отцы и дети” и его критики Представители реакционного лагеря объявили русских нигилистов “отрицательными догматиками”, “злейшими врагами прогресса”, разрушителями культурных ценностей. В статье “О нашем нигилизме” М. Н, Катков писал: “Отрицательный догматик ничем не связан; слово его вольно, как птица; в уме его нет никаких определенных формаций, никаких положительных интересов, которые могли бы останавливать и задерживать, его. Вскоре вслед за “теоретиками” антинигилизма […]...
- Отзывы иностранной критики о романе Пушкина “Евгений Онегин” В англоязычной пушкинистике 1970 – 1980-х гг. отметим разделы об “Онегине” в книгах Дж. Бейли и Р. Фриборна, а также монографию Д. Клейтона “Ice and Flame” (“Лед и пламень”). Книга Д. Клейтона привлекает обстоятельным обзором критической литературы об “Онегине” и нетривиальными решениями ряда проблем. Не часто встретишь столь недвусмысленный отказ от реалистической интерпретации романа, опирающийся […]...
- Современные писатели Британский писатель Исигуро Кадзуо Несмотря на свое довольно эксцентричное имя, Кадзуо является британским писателем. Родился он в городе Нагасаки (небольшой город в Японии), но с шести лет переехал в Британию, где начался рассвет его творчества и где он проживает сейчас. С детства писатель мечтал стать музыкантом – к сожалению, не все мечты сбываются. И сейчас […]...
- Современные педагогические технологии на уроках основ здоровья Современные педагогические технологии на уроках основ здоровья. “Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший – который живет чужими мыслями и чужими чувствами” Л. Н. Толстой Здоровье – это основа существования человека. Курс “Основы здоровья” направлен на то, чтобы учащиеся узнавали о себе, об особенностях человеческого организма, о том, […]...
- Шариков Булгакова и современные шариковы Еще Гоголь писал о тяжкой доле сатирика, чья жизнь проходит не среди рыцарей без страха и упрека и прекрасных дам, а среди всяких уродов. Читая повесть сатирика Булгакова, мы видим таких чудовищ. Причем интересно, что во многих произведениях Булгакова события начинаются с того, что некий гений совершает некое открытие, которое способно изменить жизнь человечества. Так […]...
- Литературные критики о произведениях Пушкина Литературные критики о произведениях Пушкина “Душа сказала мне давно: Ты в мире молнией промчишься! Тебе все чувствовать дано, Но жизнью ты не насладишься.” Веневитинов. В. Г. Белинский: “Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому” . С этим суждением остается […]...
- Современные подходы к оцениванию знаний, умений и навыков Министерство образования и науки Украины, Академия педагогических наук Украины. Приказ от 10.09.2000 г. “О внедрении 12-ти балльной системы оценивания учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования”. Динамика перемен, которые происходят в современном мире, требует перемен в подходах к оцениванию учебных достижений учащихся. С этой целью для объективного оценивания знаний вводится 12-ти бальная система оценивания, […]...
- Рассуждение по тексту Маслова современные подростки (ЕГЭ по русскому) Почему современные подростки стремятся скорее вырасти, хотят учиться, делать карьеру и для этого много работать? Об этом я узнал, прочитав текст И. Маслова. Среди множества проблем, поднятых в тексте, наиболее важной является проблема самореализации личности. Это стремление достичь независимости в экономическом. личном и социальном плане. Автор прежде всего задумывается о том, почему тенденция к самореализации […]...
- М. Н. Катков. Роман Тургенева и его критики В газете “Литература” (1996, № 7) мы поместили статью М. Н. Каткова “О нашем нигилизме по поводу романа Тургенева”, перепечатав ее из “Русского вестника” (июль, 1862). Напомним некоторые сведения об авторе статьи. Михаил Никифорович Катков (1818 или 1817-1887; подробнее о нем см. статью во втором томе словаря “Русские писатели”) закончил словесное отделение философского факультета Московского […]...
- Стали ли современные подростки хуже, чем их сверстники эпохи застоя? Стали ли современные подростки хуже, чем их сверстники эпохи застоя – вот проблема, над которой рассуждает Илья Александрович Маслов. Автор уверен, что в чем-то юноши и девушки 21 века стали хуже: они во многом хитрее и практичнее взрослых. Его несколько шокирует девиз жизни молодых людей: “Все взять, все иметь, все успеть”. Но И. А. Маслов […]...
- Сочинение на тему: “Современные технологии” < p>Современный мир полон всяческих новинок: науки, техники, медицины. Никогда, наверное, люди не обладали такой суммой знаний в разных областях. Удивительные вещи и явления окружают нас. Сегодня, образно выражаясь, можно достать из кармана новости, подключиться к сети, существующей только в информационном поле, передать сообщение человеку, который за тысячи километров от тебя. Благодаря информационным технологиям мы […]...
- Образ и суть трагедии Печорина в романе “Герой нашего времени” Герой и время. В названии романа два опорных, ключевых слова: герой и время. Оба они важны, ибо только в их сочетании проясняется мысль автора. Конечно, Печорин поступил жестоко по отношению к Максиму Максимычу, проявив равнодушие (как мы знаем, напускное) при встрече. Но при этом можно вспомнить жестокость горцев, жестокость контрабандистов. Дело не в одном Печорине. […]...
- Единство интересов личности и общества в американской литературе Попытка Дос Пассоса выработать особый стиль эпического повествования при многих его. интересных находках оказалась неудачной в силу не только механистичности. его литературного эксперимента, но главным образом в силу механистичности взгляда на жизнь. Справедливо усматривая зависимость личности от общества, Дос Пассос не верил в возможность” достижения единства интересов личности и общества, не верил в успех протеста […]...
- “Эстетическое возрождение” русской литературной критики Метафизическая критика процвела в руках “религиозных философов” и кое-кого из символистов. Первым выдвинул ее теории Волынский. В своей книге о русских критиках (1896) он осудил их за отсутствие философского взгляда и осуществил свою теорию на практике в книгах о Лескове и о Бесах Достоевского (Книга великого гнева). Великими мастерами метафизической критики были Розанов, Мережковский, Гершензон […]...
- Проблема свободы личности в романе Кима “Отец-лес” Все, что было в душе, все как будто опять потерялось, и лежал я в траве, и печалью и скукой томим. И прекрасное тело цветка надо мной поднималось, и кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним. Николай Заболоцкий. Идея блага человечества и его спасения всегда лежит в основе любой антиутопии. Но в ходе осуществления этой цели […]...
- “Критики”, анализ рассказа Шукшина Жанровые особенности Рассказ “Критики”, по классификации самого Шукшина, относится к рассказам-характерам. Столкновение характеров выявляет слабые стороны героев-родственников: деда, его сына и невестки, родственников невестки. Проблематика Важнейшая проблема рассказа – отношения между поколениями, проблема “отцов и детей”. Другая проблема состоит в том, что люди не ценят и не уважают близких. Можно выделить проблему стариков, чувствующих, что […]...
- Критики о Цветаевой Поэты и критики, современники Цветаевой, оценивали ее творчество положительно. В. Я. Брюсов похвалил ее первые сборники на “жуткую интимность”, хотя излишняя “домашность” ему не понравилась. Н. С. Гумилев о первой книге отозвался, сказав, что в ней “инстинктивно угаданы все важнейшие законы поэзии”, а о второй: “Те же темы, те же образы, только бледнее и суше… […]...
- Шариков Булгакова и современные шариковы (по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) Еще Гоголь писал о тяжкой доле сатирика, чья жизнь проходит не среди рыцарей без страха и упрека и прекрасных дам, а среди всяких уродов. Читая повесть сатирика Булгакова, мы видим таких чудовищ (к тому же без надежды найти аленький цветочек). Причем интересно, что во многих произведениях Булгакова события начинаются с того, что некий гений совершает […]...
- Критики краткое содержание Шукшин В. М. В начале статьи хотелось бы сказать пару слов об авторе. Шукшин жил в Советской России, был сценаристом, режиссером, актером. Но в первую очередь вошел в историю как писатель. О чем же он писал? О деревне и сельских жителях. Они присутствуют в каждом из его рассказов. Произведения у него не большие, они описывают […]...
- Какие проблемы личности, поднятые в произведениях М. Ю Лермонтова, Вам интересны? Проблему личности с наибольшей полнотой разрабатывал Лермонтов в своем романе “Герой нашего времени”. Проявление лирических ноток в указанном аспекте способствует видению близости Печорина, как персонажа произведения, его автору, одновременно и с их принципиальным различием. В романе содержатся многие мотивы лирики, которые претерпевают этапы развития, зачастую чем-то существенно дополняя сюжет, в силу наличия аналитических возможностей этого […]...
- Критики о цикле По Руси (Горький А. М.) Критика отмечала, что в цикле “По Руси” органически слились особенности писателя – жизнеутверждающее настроение и социальный протест: “Радостным, утверждающим жизнь является его творчество, согретое беспокойным стремлением исправить, перестроить, переделать все окружающее”. Эмоционально выразила свои впечатления от чтения этих рассказов видная деятельница социалистического движения А. М. Коллонтай. Она писала Горькому в начале мая 1913 года, что […]...
- Инстинкт красоты душевной в образе Печорина Нигде так глубоко не раскрывается человечность Печорина, сложность и противоречивость его натуры, его трагизм, как в отношениях его к Вере. Она “инстинктом красоты душевной” разгадала в Печорине то, что было недоступно другим. Она признавалась ему в прощальном письме: “Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин в твоей природе есть что-то […]...
- В чем суть трагедии Печорина? Именем М. Ю. Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Чтобы правильно понять творчество Лермонтова, необходимо знать политическую обстановку, сложившуюся в России в 30-е годы XIX века, так как она оказала большое влияние на формирование Лермонтова как человека и писателя. Николай I, жестоко расправившийся с декабристами, старался искоренить идеи свободолюбия. Молодое поколение не могло выступить против […]...
- Общая характеристика портрета Печорина (по роману “Герой нашего времени”) Роман ” Герой нашего времени ” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина ” Евгений Онегин “. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (“Всегда я рад заметить разность […]...
- Исследование причин деградации личности в романе Манна “Верноподданный” К числу ранних побед реализма XX в. относятся романы Генриха Манна, написанные в 1900 – 1910-х годах. Генрих Манн (1871-1950) продолжил вековые традиции немецкой сатиры. Вместе с тем подобно Веерту и Гейне писатель испытал на себе значительное воздействие французской общественной мысли и литературы. Именно французская литература помогла ему овладеть жанром социально-обличительного романа, который приобрел у […]...
- Восприятие личности в романе “Герой нашего времени” Там же Белинский характеризует главные достоинства художественного мира Лермонтова, такие, как “глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широкость и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие эстетической жизни, самобытность и оригинальность…” В работах Белинского о Лермонтове, дано все необходимое достаточное для того, чтобы увидеть и понять главные этапы его короткого пути […]...
- Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (передовые люди XIX века) В стихотворном вступлении к роману “Евгений Онегин” Пушкин пишет, что его произведение – плод “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. Белинский в своей статье “Евгений Онегин” назвал это произведение “энциклопедией русской жизни”. И в самом деле, в этом романе, как в магическом кристалле, отразилась вся русская жизнь: и высший свет, и мелкопоместное дворянство, и […]...