“Сосед” анализ стихотворения Лермонтова
Михаилу Юрьевичу Лермонтову выпало жить после поражения декабристов, в атмосфере отчаяния и уныния, установившегося в России в 30-е годы XIX века. Это тяжелое время наложило на творчество поэта свой негативный отпечаток.
Вырваться из замкнутого круга поэт пытался литературными средствами. Жажда свободы и ее недосягаемость – основной мотив многих стихотворений Лермонтова. Наиболее ярко выражает его Образ узника, к которому поэт обращался неоднократно.
Среди произведений, посвященных этой теме, наиболее известные: “Узник” (1837),
Тремя годами ранее Михаил Юрьевич, глубоко потрясенный смертью Пушкина и реакцией общества на столь серьезную потерю, написал обличительное стихотворение “На смерть поэта”. Власть не простила Лермонтову этот гражданский поступок. Вольнодумцу пришлось несколько месяцев провести в тюрьме.
Он не рассчитывал уже вернуться в свой полк и готовился к ссылке или длительному заключению. Только благодаря влиятельным родственникам и друзьям судебное дело удалось замять.
Поэт близко к сердцу
Основная тема стихотворения – живительное воздействие поэтического слова на душу человека. Лирический герой – такой же арестант, как и поэт. Он заключен в одиночную камеру.
Душа арестанта испытывает тяжкие страдания от унылого тюремного быта. Во мраке и тишине герой слышит, как за стеной сосед-узник напевает песню, наполненную тоской и грустью. От этих слов душа лирического героя вновь оживает. Ему совсем не важно, кто на самом деле его сосед.
Он воспринимает его “как друга юных лет”, искренне благодарен незнакомцу за моральную поддержку, о которой тот даже не догадывается.
Интересна структура стихотворения, которое состоит из четырех строф. Строки чередуются следующим образом: первая, вторая, четвертая и пятая написаны Пятистопным ямбом с мужскими окончаниями, а третья и шестая – Четырехстопным ямбом с женскими. Рифмовка парная, кроме третьей и шестой строк.
Они рифмуются между собой – aabccb.
В стихотворении много слуховых образов, что достигается сравнениями и повторениями: “как слезы, тихо льются, льются” – “как звуки, друг за другом льются”. Однообразие и устойчивость системы звуков отражается и в рифмах. Конечные слова первой и второй строки (“сосед” – “лет”) откликаются во второй строфе; рифмы четвертой-пятой строки (“игрой” – “тобой”) – в строках 16 и 17; рифмы строк 15 – 18 (“раздаются” – “несутся”) в строках 21-24.
В своей статье, посвященной творчеству Лермонтова, литературный критик Белинский отмечал особую “музыкальность” стихотворения: “Здесь поэзия становится музыкою: здесь обстоятельство является, как в опере, только поводом к звукам…”. И в этой оценке Белинский не был одинок. В разное время стихотворение “Сосед” было положено на музыку Мясоедовым, Клочковым, Никольским и другими композиторами.
Все образы в стихотворении Символичны. Тюремное заключение отображает монотонность и однообразие, безжалостно угнетающее в человеке лучшие чувства; тишина и мрак – атмосферу бездуховного существования. Образ часового, который засыпает стоя, выражает застой однообразной жизни.
Описание тюремной обстановки усиливает ощущение безнадежности: мрачная тишина, сырая стена, часовой у дверей, тоской исполненные звуки. Даже “зари румяной полусвет” умирает, попадая в окно тюрьмы. Этот печальный образ как бы замыкает тот круг, из которого героям невозможно вырваться.
В подавленной и угнетенной душе арестанта звуки песни вызывают давно забытые светлые чувства, которые автор именует любовью и надеждами лучших лет. Душа узника от соприкосновения с поэзией на мгновение оживает, возрождается к жизни. Поэт снова способен к высоким переживаниям, которые так необходимы его душе.
В груди моей все оживает вновь, И мысли далеко несутся, И полон ум желаний и страстей…
По мнению Лермонтова, поэзия, как и искусство в целом, обладает таинственной силой, отвечающей духовной потребности человека. Сила поэзии не только возвращает к жизни, но и способна противостоять гнетущей пустоте существования.