Сонеты Шекспира о любви: темы и критика
<
p>Эпоха Ренессанса обозначена возвращением в европейское искусство воспевания земной любви, после нескольких веков господства в культуре Европы только божественного и небесного. Основной постулат Ренессанса – каждый человек имеет право на счастье, имеет право наслаждаться земной жизнью, телесной любовью.
<
p>Образ возлюбленной в сонетах Шекспира – это обычная женщина, вовсе не ангельской внешности. “Ее глаза на звезды не похожи. Нельзя уста кораллами назвать…”. Но она для поэта лучшая, она вызывает у него чувства горячие
Право на счастье, право любить и быть любимыми имеют обычные люди, а не только избранные – это мнение полностью соответствует философии Ренессанса.
<
p>Шекспир описывает в сонетах вполне земную любовь, с мечтами продолжить себя в детях, с ревностью, с обидами из-за измены, со страданиями от долгой разлуки, с наслаждением от близости с любимым человеком. Шекспир размышляет о самих тонких аспектах любви. Например, он описывает чувства, возникающие, когда он наблюдает, как год от года стареет любимая женщина:
<
p>”О, как я дорожу твоей весною,
<
p>Твоей прекрасной юностью
<
p>А время на тебя идет войною,
<
p>И день твой ясный гонит в темноту…”.
<
p>Часть сонетов Шекспира посвящена мужчинам. Обычно автор открыто восхищается в них красотой и другими достоинствами этих мужчин, хотя телесного влечения к ним не испытывает. Это также вполне нормально для эпохи Ренессанса: человек прекрасен, нет никаких предрассудков, чтобы этого открыто не выражать. Шекспир не разделяет сердечную привязанность к мужчинам и женщинам – ее достойны все люди, и они могут принимать этот дар ото всех:
<
p>”Тебя природа женщиною милой
<
p>Задумала, но страстью пленена,
<
p>Она меня с тобою разлучила,
<
p>А женщин осчастливила она…”
<
p>Любовь – это драгоценный дар. В 25-м сонете Шекспир сравнивает ее с титулами, славой, властью – и приходит к выводу, что любовь другого человека к тебе есть самый ценный дар судьбы.
<
p>”… Может ли измена
<
p>Любви безмерной положить конец?
<
p>Любовь не знает убыли и тлена,
<
p>Любовь – над бурей поднятый маяк,
<
p>Немеркнущий во мраке и тумане.
<
p>Любовь – звезда, которою моряк
<
p>Определяет место в океане”.
<
p>Иногда автор описывает свои страдания, парадоксальные состояния, возникшие из-за любви. Например, тяга к женщине, в которой герою многое не нравится:
<
p>”Мои глаза в тебя не влюблены, –
<
p>Они твои пороки видят ясно.
<
p>А сердце ни одной твоей вины
<
p>Не видит и с глазами не согласно…”
<
p>Тяга к распутной женщине, к той, что не способна оценить чувства героя по достоинству:
<
p>”…Что я, прощая черные дела,
<
p>Твой грех, как добродетель, полюбил.
<
p>Все, что вражду питало бы в другом,
<
p>Питает нежность у меня в груди…”
<
p>Шекспир размышляет о разных состояниях души в отношениях двух людей. Любовь и страсть иногда ведут к заблуждениям: “Любовь слепа и нас лишает глаз…”, а еще толкают человека на самопожертвование: “И разве не виню себя кругом, когда меня напрасно ты обидишь?…”. Длительные отношения двух людей тоже имеют свои особенности:
<
p>”Люблю – но реже говорю об этом.
<
p>Люблю нежней – но не для многих глаз.
<
p>Торгует чувством тот, кто перед светом
<
p>Все чувства выставляет напоказ…”
<
p>От другого человека нельзя требовать любви, ведь она дается добровольно: “Любовь бежит от тех, кто гонится за нею. А к тем, кто прочь бежит, бросается на шею”. Люди есть люди, и от них нельзя требовать идеалов, они хороши такими, какие есть: “Мы все грешны, и я не меньше всех…”. Поэтому, переживая измену, лирический герой сонетов не осуждает неверную, не скатывается в обиды и ненависть, а, превозмогая боль, рассуждает о том, что человек свободен в своих чувствах:
<
p>”Я, как подарком, пользуюсь любовью,
<
p>Заслугами не куплена она.
<
p>И значит, добровольное условье
<
p>По прихоти нарушить ты вольна”.
<
p>Но даже в трудные минуты, любовь остается для поэта светлым чувством. “…В душе любовь, а не вражду, пригрей…”. Тем выше и прекраснее радость взаимной любви. Шекспир размышляет о том, как важно беречь ее, чтобы не утратить: “… Что нет невзгод, а есть одна беда – Твоей любви лишиться навсегда”, раздумывает о том, что в разлуке любовь усиливается:
<
p>”Чтобы любовь была нам дорога,
<
p>Пусть океаном будет час разлуки
<
p>Пусть двое, выходя на берега,
<
p>Один другому простирают руки…”
<
p>Любовь Шекспира – это путь к счастью и гармонии в жизни, причем в земной жизни, ведь из любви продолжается род человеческий, повторяется красота:
<
p>”…Пусть красота живет не только ныне,
<
p>Но повторит себя в любимом сыне”.