Сонеты Луиса Гонгора

Гонгора-и-Арготе родился в Кордове, где его отец занимал почетную и удобную должность коррехидора. Пятнадцатилетним будущий поэт отправился в Саламанкский университет, где изучал право и совершенствовался в танцах и фехтовании. Перед принятием в 1585 г. духовного сана он испытал немало любовных приключений, мелких и значительных жизненных конфликтов.

Определенное время Гонгора-и-Арготе пребывал в должности ключника собора в Корду, что не мешало его веселой и беззаботной жизни. Через два года ему предъявили обвинение перед епископом Пачеко в том, что он несерьезно относится к церковным делам, посещает бои быков, приглашает домой комедиантов и пишет легкомысленные стихи. Став священником, Гонгора-и-Арготе также не проявил особой религиозности, очевидно, считая свой сан лишь средством к существованию.

Поэтические произведения Гонгора-и-Арготе, известные преимущественно в рукописях, породили заклятых врагов и отданных приверженцев. За два года до смерти, уже больной и беспамятный, поэт возвратился в родную Кордову. Гонгора-и-Арготе – центральная фигура лирики барокко. Недаром в первом поэтическом сборнике, который вышел из печати в год смерти поэта, Гонгора-и-Арготе был назван “испанским Гомером”.

За спиной у Гонгора-и-Арготе – поэта огромная многовековая культура. Изысканная поэзия Древнего Рима и утонченная схоластика средневековой латинской литературы многое подсказали Гонгора-и-Арготе – стилисту. Арабско-Андалузская лирика, которая воссоздавала мир, будто в двух планах – реальном и условном, – вдохновила его поэзию.

Ф. Петрарка и другие лирики эпохи Возрождения были наставниками Гонгора-и-Арготе в искусстве сонета.

Как и поэзия Возрождения, творчество Гонгора-и-Арготе развивалось в двух планах. Он использовал два стиля – один понятный и простой, второй – сложный и запутанный, рассчитанный на узкий читательский круг. Было бы ошибкой считать, что в первый период Гонгора-и-Арготе использовал “понятный” стиль, а во второй – “темный”.

Оба стили существовали параллельно и даже взаимодействовали, поскольку они – элементы единой поэтической системы Гонгора-и-Арготе.

У Гонгора-и-Арготе есть насмешливые и сатирические летрильи, которые тонко и грациозно воссоздают чувство. Не меньшим разнообразием отличаются и романсы поэта, в которых выразилось характерное для барокко противопоставление искусства природе, убеждение в том, что лишь утонченное мастерство может создать прекрасное. В художественно-тематическом аспекте эти романсы довольно пестрые: лирические, пограничные (посвященные борьбе с маврами и победе над ними), мавританские.

Кроме серьезных, героических, он создал и бурлескно-сатирические романсы.

Главное достоинство сонетов Гонгора-и-Арготе – рационалистическое построение, логическое развитие мысли. У него есть сонеты, в которых он воспевает и прославляет, и есть сонеты сатирические. В сонетах первой группы Гонгора-и-Арготе прославляет живых и создает эпитафии умершим, изображает замечательные испанские города и реки, описывает памятки архитектуры и т. п. В сонете “К розе” поэт размышляет над эфемерностью красоты:

Родилась вчера ты – и завтра умереть должна.
Кто же дал тебе жизнь на этот короткий миг?
Красотой сияешь ты, чтобы так недолго жить,
Чтобы отойти в никуда – так свежестью пылаешь!
Напрасно ты себя надеждой утешаешь –
Тебе суждено отцвести, как отцветают все,
Обреченность лежит в самой твоей красоте,
Так как преждевременно ты увянешь и умрешь.
(Пер. Л. Первомайского)

Сонеты Гонгора-и-Арготе, посвященные любви и прославлению женской красоты, также по обыкновению построены на контрасте. Это контраст между жизнью и смертью, красотой и неизбежностью ее уничтожения.

Стиль Гонгора-и-Арготе окончательно сформировался в поэмах. Одна из них – “История Полифема и Галатеи” (“Fabula de Polifemo в Galatea”, 1612) – написанная октавами. Ее сюжет заимствован из “Метаморфоза” Овидия, что привлек поэта своим фантастическим характером и причудливостью образов.

Отталкиваясь от классического образца, Гонгора-и-Арготе создал завершенную и совершенную поэму барокко, при этом скорее лирическую, чем повествовательную.

Поэма является объединением непримиримых контрастов и впечатляющих по своей выразительности гипербол. Нимфа Галатея – живое воплощение красоты и света. В нее влюблен пастух Асис, который ходит за ней, будто железо за магнитом или идолопоклонник – за идолом.

Но в Галатею влюбился и безобразный циклоп Полифем. Перед нами острый контраст между доведенной до гротеска уродливостью Полифема и нежным чувством, которое переполняет его.

В центре поэмы – свидание Асиса и Галатеи. Мы не слышим их разговора – это молчаливая пантомима или балет. Свидание, которое похоже на идиллию, пронизано духом гармонии, перерывает появление обозленного ревностью чудовища.

Влюбленные убегают, но катастрофа настигает их. Циклоп убивает Асиса, бросив на него скалу. Асис превращается в ручей. Иначе принцип барокко выразился в “Поэмах уединения” (“Soledades”, 1614).

Гонгора-и-Арготе написал первую поэму “Уединение полей” и часть второй “Уединение берегов”, планируя создать еще две: “Уединение лесов” и “Уединение пустынь”. Эти поэмы значительно отличаются от “Истории Полифема и Галатеи”. В них отсутствует фабула, нет заданной классической традиции и строгой стихотворной формы.

Гонгора-и-Арготе сам составил их сюжет и написал их сильвой, произвольной комбинацией 11- и 7-составных строк, что давало поэту большую внутреннюю свободу.

В “Поэмах уединения” сочувственно описывается жизнь на лоне природы. Перед читателем – моря, реки и острова, идиллическая жизнь пастухов и рыбаков в селах и пастушьих хижинах. Любовь на лоне природы, песни, танцы, охота и рыбалка – во всем этом проявляются счастливые и спокойные люди.

Им противопоставлен образ разочарованного путешественника, который по воле случая попал сюда. Гонгора-и-Арготе наделенный талантом остро воспринимать природу как конкретно чувствительную реальность, но она не только влечет его, а и отталкивает. Природа в том виде, в котором она существует, по мнению Гонгора-и-Арготе, негодная поэзии, поскольку в ней много безобразного, неуклюжего, несовершенного. Изменить ее можно с помощью языка и стиля.

Защищаясь от критиков, которые нападали на его “Поэмы уединения”, Гонгора-и-Арготе заметил в одном письме, что хотело предоставить испанскому языку возвышенного характера латыни. С этой целью поэт насыщал свой словарь латинскими и итальянскими словами, использовал архаизмы и неологизмы, употреблял испанские слова в отличном от общепринятого значения и т. д. Значительное внимание Гонгора-и-Арготе сосредоточил на антитезах, а самое главное, использовал блестящие метафоры, выразительные гиперболы и другие сложные обороты.

В “Поэмах уединения” метафоры настолько многочисленны и оригинальны, что аннулируют и затушевывают природу, которую должны характеризовать. Часто они приобретают самодовлеющий характер. Поэма будто распадается на отдельные образы и музыкальные пассажи, хотя впечатление это обманчиво. Перед нами оригинальный образец лирической поэмы.

Богатство ее стилистических украшений, сияющие метафоры, элегантный и перегруженный образами язык – все это служит раскрытию одной лирической темы – одиночество героя на лоне замечательной и похожей на декорацию природы.

Третье значительное произведение Гонгора-и-Арготе – “Панегирик герцогу Лерма” (1600) – холодная, комплиментарная поэма, которая прославляет подвиги вельможи, значительно слабее двух его предыдущих поэм.

Чтобы понять поэзию Гонгора-и-Арготе, нужно особенно детально рассмотреть его “темный” стиль, те стилистические приемы и изысканные ходы, которые он использует, чтобы превратить реальный мир в мир стилизованный и фантастический. Поэзия Гонгора-и-Арготе оперирует живописью и музыкой, она обращена к зрению и слуху. Удивительная музыкальность стихов поэта составляет дополнительный источник их художественного чара. Вместе с тем Гонгора-и-Арготе не просто описывает.

Он старается выделить наиболее эффектные свойства предмета. Явления природы и людей, которых ему нужно обозначить, он сопоставляет с ценными металлами – золотом, серебром, сравнивает с кристаллом и мрамором. При этом в духе эстетики барокко слово оказывается многозначным.

Сложность и “темнота” искусства Гонгора-и-Арготе объясняются не столько глубиной высказанных в нем идей, сколько намеренным стремлением поэта усложнить саму манеру их выражения. В письме по поводу своего стиля Гонгора-и-Арготе объяснял, что он стремится к “темному” и запутанному: его искусство должно быть доступным лишь небольшому количеству просвещенных знатоков-аристократов, он пишет для избранных. Гонгора-и-Арготе представлял барокко в его аристократическом варианте. Действительности он противопоставлял иллюзорный мир, похожий на феерию и условную декорацию.

Созданию этого мира служил и стиль поэта, который начал целое направление в испанской поэзии, известный под названием “Гонгоризм”.



Сонеты Луиса Гонгора