Сокол и Уж
«Безумству храбрых поем мм. славу!
Безумство храбрых — вот мудрость жизни!»
М. Горький
Ярким и смелым призывом прозвучала появившаяся в конце девяностых годов «Песня о Соколе» Алексея Максимовича Горького. В воздухе витала идея свободы, к ней стремились, ее желали и боялись одновременно. И вот в этот момент появляется произведение, проникнутое страстным призывом к борьбе за свободу.
В аллегорических фигурах Ужа и Сокола автор противопоставляет две точки зрения, два взгляда на мир: мещанское всезнайство и уверенность
Я — видел небо… Я знаю правду!» Как жалок и смешон в своей уверенности Уж. Он счастлив тем, что имеет: «Мне здесь прекрасно… тепло и сыро».
Сокол же стремится ввысь, там жизнь, там упоение битвы: «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..» Автор противопоставляет успокоенности болота рвущийся к свободе мятежный и неукротимый дух бойца — Сокола. «- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам груди и…
О, счастье битвы!..» Кажется, что мещанское благоразумие Ужа торжествует: ведь безрассудный Сокол гибнет, и на самоуверенные фразы Ужа ответить некому. Но тут начинает звучать победный голос автора, воздающий хвалу безумцам, отдавшим свою жизнь во имя счастья и прогресса. «…О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью…
Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!.. Безумству храбрых поем мы песню!..»
В этих словах звучат бодрые, жизнеутверждающие ноты, призывы к движению вперед, но их политический смысл еще неясен. За что и против кого борется Сокол? Хочется верить, что со злом во имя добра и счастья.
- Романтический пафос «Песни о Соколе» «Безумству храбрых поем мы. славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!» М. Горький Рассказ Максима Горького «Песня о Соколе» написан по великим канонам романтизма. Темное и сырое ущелье, вполне романтический пейзаж, неизвестно где и когда происходит действие. Отважный Сокол тоскует по небу, куда ему уже никогда не подняться. Он умирает отважным бойцом, мечтающим о новой […]...
- В чем смысл жизни по «Песне о Соколе» «Безумству храбрых поем мы песню.'» М. Горький Максим Горький приходит в литературу страстным романтиком, зовущим в неведомые дали, к необычным и свободным героям, к высоким и сильным страстям. Отдав дань романтизму, он придет к правде Жизни, но его романтические герои останутся с ним навсегда. Читая «Песню о Соколе», невольно становишься на сторону то одного, то […]...
- ФИНИСТ — ЯСНЫЙ СОКОЛ А. П. ПЛАТОНОВ ФИНИСТ — ЯСНЫЙ СОКОЛ У одного крестьянина умерла жена. По хозяйству ему взялась помогать меньшая дочь Марьюшка — девица красивая, на все руки мастерица и сердцем добрая. А старшие ее сестры были злые и только и делали, что белились-румянились да наряжались, хотя красивее от этого не становились. Как собирался отец в город, […]...
- Краткое содержание «Финист — ясный сокол» Платонова А. П У Одного крестьянина умерла жена. По хозяйству ему взялась помогать меньшая дочь Марьюшка — девица красивая, на все руки мастерица и сердцем добрая. А старшие ее сестры были злые и только и делали, что белились-румянились да наряжались, хотя красивее от этого не становились. Как собирался отец в город, всегда у дочек спрашивал: — Что вам […]...
- Автор и рассказчик в «Песне о Соколе» «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!» М. Горький В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу «рассказ в рассказе». Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым языком передает читателям услышанное. Это позволяет автору добиться той достоверности, которая […]...
- Анализ поэмы в прозе «Песня о соколе» М. Горького Жанр этого произведения — песня. Горький воспевает храбрость, безумство, стремление жить и умереть достойно. Именно поэтому эта песня служила гимном революции. Излюбленный ход Горького — противопоставление сильного и слабого образов — нашло место и в песне. Сокол, раненый, разговаривает с Ужом. Уж не может понять птицу, почему она так стонет, ведь он не знает, как […]...
- Краткий анализ «Песня о соколе» Горький Литературоведческий анализ Жанр этого произведения — песня. Горький воспевает храбрость, безумство, стремление жить и умереть достойно. Именно поэтому эта песня служила гимном революции. Излюбленный ход Горького — противопоставление сильного и слабого образов — нашло место и в песне. Сокол, раненый, разговаривает с Ужом. Уж не может понять птицу, почему она так стонет, ведь он не […]...
- Мое любимое произведение «Песня о Соколе» М. Горького Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни! М. Горький Алексей Максимович Горький — талантливый писатель, работавший во многих литературных жанрах. Его «Песня о Соколе» подобна народной героической песне, и в то же время — это притча, написанная по канонам жанра: повествование удаляется от современного автору мира, вообще от конкретного времени и […]...
- Мальтийский сокол АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Дэшил Хеммет (Dashiell Hammett) Мальтийский сокол (The Maltese Falcon) Роман (1930) В приемной частного детектива Сэма Спейда появляется молодая и красивая женщина. Она представляется как мисс Уондерли и сообщает, что приехала в Сан-Франциско вслед за сбежавшей с любовником сестрой. Она хочет вернуть ее домой, и сегодня вечером ей предстоит встреча с молодым человеком, […]...
- Краткое содержание романа Хеммета «Мальтийский сокол» В приемной частного детектива Сэма Спейда появляется молодая и красивая женщина. Она представляется как мисс Уондерли и сообщает, что приехала в Сан-Франциско вслед за сбежавшей с любовником сестрой. Она хочет вернуть ее домой, и сегодня вечером ей предстоит встреча с молодым человеком, который обещает затем отвести ее к беглянке. Появившийся в конторе компаньон Спейда Майлз […]...
- Мораль басни Собака, Человек, Кошка и Сокол (Крылов И. А.) «Собака, Человек, Кошка и Сокол»- басня, написанная в 1816 году. Ее герои поклялись друг другу в вечной дружбе, разделить заботу и радость, помогать друг другу, а при необходимости и умереть друг за друга. Налицо вся бутафория дружбы — полный комплект славословия и словоизвержения. Сюда прибавить нечего. А что было на деле? (Крылов делом всегда проверяет […]...
- Анализ стихотворения Фета «Вольный сокол» Лирический герой фетовских творений, погруженный в совершенный мир природы, много знает о поведении и образе жизни птиц. Воробей, купающийся в песке перед дождем, или последняя песня «любовника роз» соловья, неожиданно прозвучавшая над угрюмым садом, — образы крылатых персонажей детализованы, логичны, соотнесены с лирической ситуацией. Органично вписанные в реальный сюжетный план и окруженные положительным эмоциональным контекстом, […]...
- Образ и характер Данко Сокол (Горький А. М.) Высокий оптимистический тонус двух «южных поэм» Горького, антиницшеанская направленность легенды о Ларре, яркий, «антибудничный» колорит рассказов — все это если и не было осознано современниками как первый проблеск новой литературной эпохи, то, во всяком случае, поразило их своей дерзкой новизной и весенней свежестью. Но самая главная новизна — сейчас это особенно ясно — заключалась в […]...
- Краткое содержание «Песни о Соколе» Горького Теплая южная ночь. Рассказчик и мудрый старик Рагим сидят у большого камня между горами и морем. За горами уже видно сияние восходящей луны. Пламя костра освещает изрезанный трещинами бок камня, а на костре варится уха из недавно пойманной рыбы. Рассказчик просит Рагима рассказать сказку. Сначала старик не соглашается — хочет, чтобы его уговорили. Наконец, он […]...
- ПЕСНЯ О СОКОЛЕ ПЕСНЯ О СОКОЛЕ Вступлением служит описание моря, крымского берега вечером. Автор сидит возле костра с Надыр-Рагимом-оглы и варит уху. Автор просит Рагима рассказать сказку, тот отвечает, что уже все рассказал. Автор продолжает настаивать, тогда Рагим предлагает рассказать ему песню. 1 Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и […]...
- «Песня о Соколе» М. Горького — притча о смысле жизни Легенда о храбром Соколе стала новым словом в русской литературе. В этой притче М. Горький выразил свои самые глубокие мысли. Интонация, напевность произведения настраивает читателя на откровение. В мировой литературе есть такие книги, которые «томов премногих тяжелей». Именно таким творением стала «Песня о Соколе». Автору удалось здесь создать удивительный мир, ярко и образно выразить мудрые […]...
- «Песня о Соколе» М. Горького как романтическое произведение «Песня о Соколе»(1895) принадлежит к раннему творчеству М. Горького. Позже писатель вспоминал период 1880-х годов: «Себя я лично вижу в ту пору фантазером, стихотворцем…». А Короленко, прочитав первые произведения молодого писателя, сказал: «Я же говорил Вам, что Вы — реалист!.. Но в то же время — романтик!» Это точное определение стиля раннего Горького. Несмотря на […]...
- Отзыв о «Песне о Соколе» М. Горького «Песня о Соколе» подобна народной героической песне и в то же время — это притча, написанная по канонам жанра. Повествование удаляется от современного автору мира, вообще от конкретного времени и обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к основному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку. В этой «надвременности» содержится характеристика […]...
- Песня о Соколе краткое содержание Горький М. Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием. Оно слилось с небом, отражая его облака. Уродливо изогнутые горы окаймляют море, скрывают луну. Надыр-Рагим-оглы, старый крымский чабан, тяжело вздыхает, лежа у морской кромки. Он рассуждает о человеческом бытии. Незаметно выплывает луна и «теперь задумчиво льет свой […]...
- Краткое содержание Песня о соколе Максим Горький Максим Горький Песня о соколе Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием. Оно слилось с небом, отражая его облака. Уродливо изогнутые горы окаймляют море, скрывают луну. Надыр-Рагим-оглы, старый крымский чабан, тяжело вздыхает, лежа у морской кромки. Он рассуждает о человеческом бытии. Незаметно выплывает луна и «теперь […]...
- Идейное и художественное своеобразие «Песен» М. Горького В «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» в аллегорической форме Горький передал революционные, бунтарские настроения, охватившие передовую часть русского общества накануне революции 1905 года. Гордый Сокол и смелый, мужественный Буревестник звали к преодолению общественной пассивности, к свободе. Этим они оказывали «не меньшее революционное воздействие на массы, чем прокламации отдельных революционных комитетов…», сеяли смятение и […]...
- Особенности поэзии А. В. Кольцова Красным полымем Заря всколыхнула: По лицу земли Туман стелется; Разгорается день Огнем солнечным, Подобрал туман Выше темя гор… Эти простые и задушевные строки покоряют своей поэтичностью, светлостью, глубоко волнуют, невольно западают в душу. Так вошел в литературу новый большой талант — Алексей Васильевич Кольцов. Лирика Кольцова казалась современникам своего рода открытием: впервые героем произведения стал […]...
- «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького Ранние романтические произведения Максима Горького до сих пор воспринимаются читателями как красивые сказки, легенды, ничего общего не имеющие с реальной действительностью конца XIX века. Однако важно понимать, что появление многих из них обусловлено развитием революционного движения 1895-1899 годов. И если «Песня о Буревестнике» прочитывалась современниками как призыв к революции, то «Песня о Соколе» больше напоминала […]...
- Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького М. Горький сформировался как человек и как писатель в конце 19 века, одновременно с началом нового периода освободительного движения в России, что наложило определенный отпечаток на все творчество писателя, особенно на его ранние произведения — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе» и другие. Главное, что характеризует раннее творчество Горького, — это огромный, искренний […]...
- Анализ произведения Горького Песня о соколе В «Песне о соколе» показал Горький идеал людей храбрых и свободных. Их в произведении олицетворяет сокол. Следуя своему излюбленному приему, автор противопоставляет такому типу людей и их противоположность. Это — уж. Он показывает сущность обоих этих типов характеров, их ценности. Рассказывается эта «притча», или, как названа она автором, песня устами старика-чабана, которого писатель упрашивает рассказать […]...
- Федериго Альбериги гшерой книги Д. Боккаччо «Декамерон» Герой одной из новелл книги Д. Боккаччо «Декамерон» (1350-1353) — 9-я новелла 5-го дня, известная также как «Новелла о соколе». Федериго Альбериги. влюблен, но монна Джованна не отвечает ему взаимностью. Очень быстро Федериго Альбериги растрачивает почти все свое состояние на празднества и увеселения в честь Джованны и вынужден удалиться в оставшееся маленькое именьице. У него […]...
- Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? В конце 90-х годов XIX века российский читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя — М. Горького. «Большой и оригинальный талант» — таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство, ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в […]...
- Основные идейные мотивы ранних произведений М. Горького Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. А. М. Горький. Раннее творчество А. М. Горького отмечено влиянием романтизма. В наследии любого писателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и […]...
- ОРЕЛ-МЕЦЕНАТ М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН ОРЕЛ-МЕЦЕНАТ «Поэты много об орлах в стихах пишут, и всегда с похвалой… Так что ежели, например, хотят воспеть в стихах городового, то непременно сравнивают его с орлом». Рассказчик удивляется, почему же орел мышь простил, а не наоборот. Но ведь «совсем не затем орел мышей ловит, чтоб их прощать». Да и другие пернатые […]...
- Герой и проблематика ранней романтической прозы М. Горького Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые — вторую. А. М. Горький План I. Неоромантизм раннего творчества М. Горького. II. «Гимн свободному человеку» в произведениях писателя. 1. Герои рассказа «Макар Чудра». 2. Героико-легендарные и аллегорические образы в романтических произведениях Горького. 3. Вопрос о смысле жизни в […]...
- Романтизм в раннем творчестве Максима Горького Горький вошел в литературу в конце 1890-х годов как певец ярких личностей и сильных характеров. Это было что-то новое и необычное для литературы того времени. В творчестве молодого Горького отразился романтизм, особенно в таких рассказах, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», в революционных песнях. Герои этих произведений — люди «с солнцем в крови», сильные, гордые, […]...
- Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького. Краткое изложение текста В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя — М. Горького. «Большой и оригинальный талант», — таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в […]...
- Мои размышления над ранними романтическими произведениями М. Горького Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где «гордо реет Буревестник, черной молнии подобный». Романтические образы М. Горького вырастают из этого союза красок и звуков, они чаруют, заставляя быть там, где происходит действие, и тем, кем хочет видеть меня мое сердце. «Рожденный ползать — летать […]...
- Романтические произведения М. Горького Ранняя романтика Горького проникнута поисками активного героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпиграфом к жизни такого героя могли бы стать слова из «Песни о Соколе»: «… безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!» Вершиной романтического героического характера является образ Данко. Красивая самоотверженная смерть горьковского героя, самопожертвование ради других — вот идеал […]...
- Творчество М. Ю. Горького в критике и литературоведении К. И. Чуковский: «Прежде, мечтая о счастье людей, Горький славил анархический бунт, но теперь, после того, как он развенчал Челкаша, он верит уже не в бунтаря, но в работника. Доработается человечество — до счастья. В человечестве он видит артель строителей счастливого планетарного будущего. Горький первый из русских писателей так религиозно уверовал в труд. Только поэт-цеховой, […]...
- Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М. Горького Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где «гордо реет Буревестник, черной молнии подобный». Романтические образы М. Горького вырастают из этого союза красок и звуков, они чаруют, заставляя быть там, где происходит действие, и тем, кем […]...
- Идея подвига человека в творчестве Горького Идеей подвига как примера для людей проникнута и «Песня о Соколе». Центральный персонаж «Песни» предстает, на первый взгляд, как чисто традиционный: сокола давно принято изображать как гордую свободолюбивую птицу. И, кстати сказать, он так был изображен в первой редакции произведения Горького, потому-то она и не удовлетворила автора. Однако и в первом варианте был особый эмоциональный […]...
- Каждый сам себе судьба (по ранним романтическим произведениям Горького) Ранние произведения Горького отличаются романтическим настроем. Его герои в это время порывисты, отважны, они сами выбирают свою судьбу, делают ее своими собственными руками. В рассказе «Макар Чудра» мы видим жизнь цыган. Для Горького это вольные люди, не имеющие пристанища, скитающиеся по миру. Перед нами раскрывается история любви двух людей — Лойко и Радды. Любовные отношения […]...
- ОБРАЗ ГЕРОИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО ОБРАЗ ГЕРОИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО М. Горький пришел в литературу с четкой эстетической программой. Он понимал необходимость нового подхода к явлениям жизни, необходимость новых форм ее художественного воплощения. Еще в 1900 году в письме к А. П. Чехову он пишет: «Право же — настало время нужды в героическом». Героическими личностями в полном […]...
- «Я знаю правду» Читаем «Песню о Соколе» В ранний период творчества А. М. Горький выступает философом культуры, изучающим место человека в мире. По мнению писателя, его определяет не социум, не психология отношений — недаром он низводит своих героев до внесоциального положения и делает их одиночками. Писателя интересует Человек как субъект, фактор природы и культуры. Раннее творчество А. М. […]...