“Соглашений мы как-то не помним”
Еще раз к вопросу о предметном учебнике
В заголовок вынесен фрагмент высказывания Ф. М. Достоевского: “Всякий литературный спор кончается у нас тем, что или выживает из лет, надоедает всем и каждому и прекращается сам собой; или одна партия одолевает другую так, что другая замолкает, но единственно от бессилия и истощения; замолкает, а не соглашается. Соглашений мы как-то не помним”. Оно, на наш взгляд, как нельзя более точно отражает суть дискуссий о школьных учебниках литературы.
Действительно, любая статья на эту тему вызывает
Проблема современного учебника по литературе – одна из острейших для школы…
Это утверждение было и остается своеобразным “общим местом” всех статей, в той или иной степени затрагивающих этот вопрос. Если мы обернемся назад, то убедимся, что именно создание новых учебников
Однако мне представляется, что сегодня вопрос об учебнике должен звучать несколько иначе: ведь, обсуждая многочисленные учебные книги и их “идеальные” модели, мы в первую очередь должны определиться, Что такое предметный учебник И каковы его функции.
“Российская педагогическая энциклопедия” определяет это понятие следующим образом: ” Учебник, книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений, а также для самообразования создаются учебники, отвечающие целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп”






Related posts:
- Мы помним Уроки внеклассного чтения о войне 1941-1945 годы… За этими цифрами скрыты великие потрясения, невосполнимые потери, миллионные жертвы, беспримерный героизм, мужество. И… жизнь. Война с каждым годом отдаляется от нас, и из-за завесы лет не так отчетливо, как хотелось бы, видны лица тех, кто принял на свои плечи ее тяжесть. Но это не означает, что мы, […]...
- Сценарий внеклассного мероприятия “Мы помним. Мы ценим. Мы гордимся” МБОУ “Сош с. Новая Елюзань” Балаковского района Саратовской области Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы “Мы помним. Мы ценим. Мы гордимся” Шамьенова Г. Р., Учитель русского языка и литературы Сценарий внеклассного мероприятия “Мы помним. Мы ценим. Мы гордимся” Цель: воспитание любви и уважения к своему народу, к истории своей страны, бережного отношения к ветеранам. Задачи: формировать […]...
- Мы не забыли, мы помним! Голодомор – массовый голод, охватывавший обширные территории и приведший к значительным человеческим жертвам на территории CCCP (в границах 1933 года) в первой половине 1933 года на фоне голода в СССР 1932-1933. По оценкам современных демографов, вероятный размер сверхсмертности для Украинской ССР в 1933 году составил 2,2 миллиона человек. С 1933 года события первой половины 1933 […]...
- “Скольких людей мы помним и любим за то, что их угораздило жить неподалеку от Пушкина” (А. Д. Синявский) 1. Личный материал в поэзии Пушкина. 2. Тема дружбы в лирике поэта. 3. Верность лицейским годам. Как никакой другой поэт и писатель, А. С. Пушкин в своей лирике знакомит читателей не только со своими впечатлениями или какими-либо событиями, но и реально существовавшими в его время людьми, со своими современниками. Он как будто желает, чтобы весь […]...
- Через века, через года – помним! Сценарий классного часа, посвященный Дню Победы Цели и задачи : воспитание чувства гордости и любви к своей Родине; привитие уважения к героическому прошлому своего народа и чувства гордости за героическое прошлое Место проведения: актовый зал. Участники: учащиеся класса, классный руководитель, родители, ветераны ВОВ. Оборудование : Мультимедийный проектор. Ход мероприятия Учитель: Сегодня у нас необычный день, […]...
- Фонды Создание фондов школьных учебников № П/п Содержание работы Время проведения Ответственный 1 Приобрести учебники для 11-х классов В теч.. года Библиотекарь 2 Инвентаризация учебников Октябрь Библиотекарь 3 Оформить стенд “БЕГИТЕ УЧЕБНИКИ!!!!!” В теч.. года Библиотекарь 4 Информация об обеспеченности учебниками 2011 – 2012 учебный год В теч.. года Библиотекарь 5 Бланк заказа учебников на 2012 […]...
- Дискуссия об учебнике глазами наблюдателя В этом году дискуссия об учебнике началась в газете “Литература” со статьи популярного методиста из Санкт-Петербурга Н. Свириной “Какие учебники нужны школе?” и затем была вынесена на традиционный Московский марафон педагогических предметов. Вопрос был слегка изменен: “Каким быть современному учебнику по литературе?” – на эту тему выступили редактор “Литературы” С. В. Волков, кандидат филологических наук […]...
- Билеты. Вариант 1. 15. Художественное своеобразие драматургии Лессинга Художественное своеобразие драматургии Лессинга. 19 век опубликована серия его “Литературных писем”, где отражались его взгляды на задачи искусства, что такое поэзия и художественные средства поэзии. В этих письмах он критикует современных немецких авторов за ориентировку на французский классицизм, который был чужд немецкой литературе и противопоставляет фр. Классицизму театр Шекспира. Считает, что следовать нужно ему (ориентировка […]...
- Методические материалы. Краткое изложение текста А. С. Пушкин “И. И. Пущину”. Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях (мультимедийный урок по литературе, 6-й класс) А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”, глава “Вожатый”. 9-й класс Викторина об отечественной литературе №1 Викторина об отечественной литературе №2 Еремина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя Интегрированный урок по литературе “Слово […]...
- Книги Книга. Книги! Книги… В детстве приятным сказочным голосом книги читала мне мама. Какие же они были завораживаюие, яркие, иллюстрированные! Именно в этом возрасте мама привила мне бережное отношение к книге. Рос я, росли и мои книги. Я научился понимать и чувствовать глубину текста художественной литературы в начальной школе. Как много разных характеров разбирали мы на […]...
- Типология тем сочинений Типология тем сочинений Выбор темы – очень важный этап в работе над сочинением. Как правило, основой сочинения становится произведение, которое автор ясно помнит и знает, может уверенно цитировать. Самое главное – хорошо понимать тему, идею и проблему произведения. Кроме того, пишущий должен умело использовать сведения по теории и истории литературы, иметь некоторый опыт анализа литературного […]...
- Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Краткое изложение текста Об Авторе Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) – выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист; кроме того, занимался проблемами методики преподавания литературы. Основные исследования: “Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века” (1938), “Русская литература XVIII века” (1939), “Пушкин и русские романтики” (1946), “Пушкин и проблемы реалистического стиля” […]...
- Научно-познавательная литература для детей на уроках в 5-6-х классах Изменившийся вокруг нас мир, изменившиеся общественные приоритеты и круг интересов современного ребенка поставили перед методикой преподавания литературы в школе ряд вопросов, одним из которых является вопрос о месте и роли научно-познавательной литературы в системе литературного образования в 5-6-х классах. Во многом такое внимание к научно-познавательной литературе, являвшейся вспомогательной и, естественно, необязательной для изучения, объясняется установкой […]...
- Сочинение на тему: Книги в нашей семье Книги в нашей семье У нас дома немало книг, они расположены на нескольких полках в четыре ряда. На полках первого ряда стоят папины книги: технические справочники (нужны для папиной работы) и военно-исторические романы (это папино увлечение еще с молодости). Во втором ряду расположились мамины книжки: французские романы, книги по домоводству и вышивке. На полках третьего […]...
- Сочинение на тему ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В предыдущих классах изучалась “Повесть временных лет”, “Сказание о Кожемяке”, “Сказание о Белгородском киселе”, “Поучение” Владимира Мономаха и “Повесть о Петре и Фев – ронии Муромских”. Наиболее запомнилось последнее произведение. Эта повесть была написана в конце XV века. В ее основе лежат две сказки: о “летающем змее” и о “мудрой деве”, которые талантливо объединены в […]...
- Конкурсы продолжаются Конкурс методических разработок, который проводит наша газета, уже стал традиционным. Ближе к концу учебного года в нашей редакции начинают раздаваться звонки: “А когда вы опубликуете итоги конкурса? В каком номере смотреть новые темы?” Объявляем всем и сразу: в этом году мы начинаем конкурс в Сентябре, а завершится он в Мае. Причины, думаем, объяснять долго не […]...
- Сочинение на тему: “Литература в жизни школьника” Каждый из нас когда-либо учился в школе. Всем знакомы школьные учебники, тетради дневники и прочее. Мне, почему-то, больше всего запомнился учебник литературы. Ведь уроки литературы отличались от остальных уроков какой-то волшебной атмосферой. И уже сейчас, обдумывая проведенные в школе годы, я понимаю, что уроки литературы были действительно необычными. Все потому, что литературные произведения не просто […]...
- Биография Кожинов Вадим Валерианович (1930 – 2001) Кожинов Вадим Валерианович (1930 – 2001), российский критик, литературовед, философ, историк. Основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии). Книги: “Виды искусства” (1960), “Происхождение романа” (1963), “Книга о русской лирической поэзии XIX века.” (1978), “Статьи о современной литературе” (1982), “Тютчев” (1988), “Размышления о […]...
- Сказка об учебнике Сказка об учебнике Жил-был учебник. Был он не новый, а достаточно потертый. По нему занимались ребята старательные, оборачивали в обложку, не рисовали на страницах. А учебник в благодарность открывал свои тайны, помогал школьникам учиться и получать хорошие оценки. Но потом началась полоса невезения. Попал он в руки, которые не берегли его, не заботились о нем. […]...
- Pochemu-segodnya-net-pushkina Почему сегодня у нас нет Пушкина? Во времена Блока или Маяковского любой прохожий мог легко ответить на вопрос: “Каких великих поэтов современности вы знаете?” Можем ли мы сделать это сегодня? Нет. Сегодня мы лишены отдельных выдающихся личностей в литературе, которые бы своим гением перекрывали все сомнения в том, чтобы называть их Великими. Сегодня у нас […]...
- Загадки про школу с ответами Загадки для детей от 9 до 12 лет. Загадки для школьников. Загадки о школе. Загадки о школьной жизни, загадки о школьных принадлежностях. Загадки в стихах с ответами. Не умели мы писать, Но волшебная тетрадь Научила буквам нас, Стал теперь умней наш класс! Мы крючки и зонтики Стали рисовать. Ты попробуй отгадать, Что же это за […]...
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Особенности социально-политической обстановки в России. Падение крепостного права – борьба вокруг крестьянского вопроса и ее отражение в литературе. Расстановка общественных сил и позиции ведущих журналов. Основные течения, направления. Демократизация литературы. Русская литература второй половины XIX века. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Борьба литературных направлений. Развитие литературы критического реализма. […]...
- Учебник. Сочинение-сказка Жил-был учебник по украинской литературе. Был он не новый, а достаточно потертый. По нему учились разные ученики. Те, которые были прилежными, одевали на него обложку, не рисовали на страницах. А учебник в благодарность открывал им свои тайны, помогал учиться и получать хорошие оценки. А если попадал он в руки неряхи, начиналось бедствие. Потому что они […]...
- Сочинение на тему: “Книги в нашей жизни” На протяжении своей жизни человек сталкивается с различными предметами и объектами. Естественен тот факт, что они имеют разный уровень пользы для каждого из нас. Существуют совершенно бесполезные предметы и явления, есть и такие, которые поражают уровнем предоставляемой пользы. Ко второй категории можно с уверенностью отнести книги. Невзирая на то, что книги в последнее время существенно […]...
- Штейн Абрам Львович Штейн Абрам Львович (21.08.1915, Москва, – 20.12.2004, там же) – российский литератор, филолог, доктор искусствоведения, профессор, член Союза писателей СССР (1964), Союза писателей Москвы, член Союза театральных деятелей России, специалист по русской и западноевропейской литературе и театру, один из наиболее значительных исследователей творчества Мольера и французских драматургов его круга и традиции. В 1937 г. А. […]...
- Технологическая карта урока математики Тема: Сравнение трехзначных чисел (3 класс, УМК “Школа России”) Технологическая карта урока математики (3 класс, УМК “Школа России”) Тема: Сравнение трехзначных чисел. Тип урока: Открытие новых знаний. Деятельностная цель: Способствовать формированию умений сравнивать трехзначные числа Содержательная цель: Сформировать умения сравнивать трехзначные числа Планируемые результаты: Предметные: Научатся приемам сравнения трехзначных чисел; Метапредметные: регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; оценивать результаты своей деятельности; Познавательные: […]...
- “Твой поэтический восемнадцатый век” Материалы к урокам по поэзии XVIII века Логика движения “Твой восемнадцатый век” – эти слова, счастливо найденные Н. Я. Эйдельманом и вынесенные им в заглавие одной из книг, могут стать точным определением пафоса уроков по поэзии XVIII века в 9-м классе. При этом особый акцент делается на слове “твой” – не прошедший мимо ученика, не […]...
- Сочинение на тему: Мой портфель Мой портфель План – Вступление. Портфель – очень важная вещь. – Мой портфель. – Выбор портфеля. – Описание портфеля. – Заключение. Помощник в учебе. Портфель – очень важная вещь. Он должен быть удобным, ведь с ним приходится ходить в школу целый год, а иногда и два. Поэтому к покупке портфеля я всегда отношусь очень серьезно. […]...
- Книги в нашей семье Книги в нашей семье У нас дома немало книг, они расположены на нескольких полках в четыре ряда. На полках первого ряда стоят папины книги: технические справочники (нужны для папиной работы) и военно-исторические романы (это папино увлечение еще с молодости). Во втором ряду расположились мамины книжки: французские романы, книги по домоводству и вышивке. На полках третьего […]...
- Тема нравственной ответственности человека в рассказах Чехова Тема нравственной ответственности человека в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Тема нравственной ответственности – традиционная для русской литературы (Пушкин, Толстой, Достоевский и др.). II. Главная часть 1. Нравственная ответственность человека у Чехова – это ответственность перед самим собой, перед людьми и даже перед будущим. 2. Люди, у которых атрофирована совесть, а следовательно, и чувство нравственной […]...
- Дифференциация обучения на уроках литературы Концепция курса Сегодня перед учителем литературы стоят сложные задачи. Как помочь читателю-школьнику осознать необходимость литературного образования? Как научить литературе каждого ученика, чтобы приобретенные знания и умения стали для него личностно значимыми? Как определить уровень и динамику литературной подготовки разных учащихся? Как научить понимать произведения разных родов и жанров в той мере, которую могут обеспечить возможности, […]...
- Ознакомление с жизнью и творчеством А. Конисского (материал для сочинения) Александр Яковлевич Конисский (6 (18). 8.1836-29.11 (12.12.).1900). Литературные псевдонимы – О. Верниволя, Ф. Горовенко, В. Донник, Балагур, О. Хуторянин, О. Яковенко, К. Одовец, О. Преходовец и др. А. Конисский – украинский писатель, публицист, педагог, общественный деятель либерального направления. Родился в с. Переходовка (теперь Нежинского района Черниговской области) в семье дворянина. Печататься начал в “Черниговском листке” […]...
- ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ И БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ ОБЩЕСТВА ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ И БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ ОБЩЕСТВА Нельзя – совершенно справедливо сформулировал Владимир Ленин. Верно это и для литературы: человек и социум в ней всегда переплетены самым тесным образом. Бежит ли от общества романтический герой, несет ли на себе подобно проклятию болезни собственного окружения герой реалистический, уходит ли от ненавистного социума в потустороннюю реальность […]...
- В поисках произведений о современных подростках Известно, что во все времена литературу интересовали подростки и молодые люди: ведь в это время и происходит становление личности. Человек делает свой выбор: с кем он или против кого; пытается разобраться в самом себе, выяснить, где добро, а где зло; чему он лично собирается служить, к чему будет стремиться. За последние двадцать лет мир изменился […]...
- Каково мое место в мире сочинение Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, какое место в мире он занимает. И ответ на этот вопрос не так легко найти как кажется на первый взгляд. Для того, чтобы занимать хотя бы сотую часть этого пространства, не достаточно просто родиться и проживать свою жизнь согласно установленным стандартам. Необходимо уделять ему хотя […]...
- На книжной ярмарке (1) Сегодня на бульваре Пушкина открыли книжную ярмарку. Посетителей очень много… Ведь скоро первое сентября, пришла пора приобретать учебники, атласы, словари, художественную литературу. Выбор книг на ярмарке огромный. Можно найти и классику, и современных авторов, как на русском, так и на украинском языках. Лотки пестрят яркими, глянцевыми обложками. Все книги красиво оформлены, с хорошими иллюстрациями. Много […]...
- Сочинение Русская литература 20 века Начало двадцатого века в русской литературе это яркость “Серебряного века” во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн. Писатели и поэты того времени глубоко проникали не только в умы, но и в души человеческие. Время было сложное. Капитализм, революционные взгляды наряду […]...
- Рекомендованная литература (к гл. IX) Рекомендованная литература (к гл. IX) Введение в литературоведение. Литературное произведе-ние Под ред. Л. В. Чернец. М., 2002. Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учебное посо-бие Под ред. П. А. Николаева, А. Я. Эсалнек. М., 2006 Волков И. Ф. Теория литературы. М., 1995. (Разделы о родах и жанрах литературы и о литературных направлениях.) Кожинов В. В. К проблеме […]...
- “Истина, которая освобождает” Категория свободы в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница” Одна из глубочайших, всеобъемлющих и извечных тем русской литературы и литературы вообще – тема свободы. Но освещение ее как в дореволюционной российской, так и в послереволюционной советской школе в силу известных обстоятельств было либо узким, поверхностным и односторонним, либо искаженным и ложным. В настоящее время […]...
- “Жизнь коротка, искусство вечно” (1) “Жизнь коротка, искусство вечно”, – так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности, воплощенные в произведениях искусства, вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие архитектурные сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства? Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как-то заметил, что […]...