“Соглашений мы как-то не помним”

Еще раз к вопросу о предметном учебнике

В заголовок вынесен фрагмент высказывания Ф. М. Достоевского: “Всякий литературный спор кончается у нас тем, что или выживает из лет, надоедает всем и каждому и прекращается сам собой; или одна партия одолевает другую так, что другая замолкает, но единственно от бессилия и истощения; замолкает, а не соглашается. Соглашений мы как-то не помним”. Оно, на наш взгляд, как нельзя более точно отражает суть дискуссий о школьных учебниках литературы.

Действительно, любая статья на эту тему вызывает

самую оживленную полемику. Однако в нарушение всех и всяческих традиций сегодня постараемся найти то общее, что, на наш взгляд, может послужить основой некоего объединительного начала в дискуссии о предметном учебнике и вывести ее на новый уровень обсуждения.

Проблема современного учебника по литературе – одна из острейших для школы…

Это утверждение было и остается своеобразным “общим местом” всех статей, в той или иной степени затрагивающих этот вопрос. Если мы обернемся назад, то убедимся, что именно создание новых учебников по литературе в середине 1990-х годов заставило пересмотреть методологию

литературного образования и перевести обсуждение его актуальных проблем из плоскости газетной публицистики в плоскость научно-методическую. Созданная именно в этом формате статья Н. Свириной “Какие учебники нужны школе?” и дискуссия “Каким быть школьному учебнику по литературе?”, прошедшая в рамках Дня учителя литературы на Педагогическом марафоне, – лишнее тому подтверждение.

Однако мне представляется, что сегодня вопрос об учебнике должен звучать несколько иначе: ведь, обсуждая многочисленные учебные книги и их “идеальные” модели, мы в первую очередь должны определиться, Что такое предметный учебник И каковы его функции.

“Российская педагогическая энциклопедия” определяет это понятие следующим образом: ” Учебник, книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений, а также для самообразования создаются учебники, отвечающие целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Соглашений мы как-то не помним”