Софья начертана неясно

В комедии “Горе от ума” Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: “Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…”. Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи.

Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье “не везло” в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; “Софья начертана неясно”.

И только в 1878 году Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” впервые по достоинству оценил этот персонаж и его роль в произведении.

Софья представляет собой лицо драматическое, она персонаж не социальной комедии, а бытовой драмы. Как и Чацкий, Софья натура страстная, живущая настоящим и сильным чувством. И то, что предмет ее страсти жалок и убог, не делает ситуацию комичной, а наоборот, углубляет ее драматизм.

В роли Софьи в лучших спектаклях актрисы играют любовь. Именно любовь в ней самое главное, именно она формирует линию поведения Софьи. Мир для нее разделен надвое: Молчалин и остальные.

Когда избранника рядом нет- все мысли только о скором свидании. В героине воплощена сила первого чувства, и в то же время ее любовь несвободна и безрадостна. Девушка прекрасно осознает, что ее избранника отец никогда не примет.

Мысль об этом безумно омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Ее душу настолько переполняют чувства, что она делится переживаниями о своей любви с совершенно случайными людьми: сначала служанка Лиза, а затем и вовсе самый неподходящий человек – Чацкий.

Софья настолько влюблена и удручена, что она попросту лишается возможности здраво мыслить: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?” Но в выборе ее нет ни свободы, ни предопределенности.

Она выбрала, полюбила человека удобного: тихого, безропотного и мягкого (таким видится Молчалин Софье). Героиня относится к нему, как ей кажется, критически и здраво: “Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Софье кажется, что она поступила практично.

Но в конце произведения, когда она становится свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, Софья уничтожена, поражена в самое сердце. Этот момент – один из наиболее драматичных моментов пьесы.

Как это ни печально, отказавшись от Молчалина, героиня не откажется от “молчалинского типа”. Вспомните сцену разрыва Софьи и Молчалина. Униженная, оскорбленная, она гонит недостойного возлюбленного от себя. “Кривизна души”, которая доставила Софье столько страданий, пугает ее намного меньше, чем дерзость – главное качество Чацкого. Жизнь света основана на криводушии.

Но вот дерзости свет не примет. Испытав разочарование в Молчалине, Софья не перестает ценить его робость. А это и есть залог того, что следующий избранник Софьи будет немногим лучше Молчалина.

Безусловно, Софья, натура неординарная – глубокая, самоотверженная, страстная. Но все ее лучшие качества получили страшное развитие, поэтому образ главной героини пьесы “Горя от ума” поистине драматичен.



Софья начертана неясно