Софья и Лиза в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”: два характера и две судьбы

Расчетливый прагматизм Софьи, которому противопоставлена искренность и душевная открытость Лизы. Два характера и две разные судьбы, в которых как бы две эпохи: старая патриархальная и новая, где не надо торговать чувствами. Софья, глядя на свою подругу, Наталью Дмитриевну, подготавливает, “дрессирует” будущего мужа – Молчалина. Это рынок, где молодая женщина – товар, и она хочет совершить выгодную торговую сделку.

Лиза иная, поэтому иначе сложится ее судьба.
Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском

доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи – с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей.

В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох – “века нынешнего” и “века минувшего”.
Завязка общественного конфликта происходит во втором действии. Разговор

Фамусова и Чацкого о Софье переходит в некий поединок “отцов” и “детей”, спорящих о России. Причем, Грибоедов постоянно указывает на противоречия Чацкого – господина слов, и Чацкого – господина дел.

Так, во втором действии он говорит о жестоком отношении к крестьянам и слугам, тогда как в первом сам не заметил Лизы, как не замечают шкаф или стул, да и именьем-то своим управляет оплошно.
“Все, что он говорит, – очень умно! Но кому он это говорит?” – писал Пушкин. Действительно, ведь ключевая ремарка в третьем действии гласит: “Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием.

Старики разбрелись к карточным столам”. Он остается один – кульминация общественного конфликта. Кому же он говорит? Может быть, себе?

Сам не зная того, он разговаривает с собой, пытаясь уладить бой “сердца” и “ума”. Составив в своем уме схему жизни, он пытается “подогнать” под нее жизнь, нарушить ее законы, поэтому она и отворачивается от него, не забывается при этом и любовный конфликт.
Чтоб подробней раскрыть тему сочинения, мы попытаемся рассмотреть ситуацию в пьесе как любовную коллизию. Тут, в нарушение всех канонов классицизма, вместо любовного треугольника мы видим, по меньшей мере, четырехугольник. Чацкий любит Софью, Софья – Молчалина, Молчалин заигрывает с Лизой (вслед за Фамусовым), а Лизанька неравнодушна к Петруше. При такой сложной любовной линии единство действия нарушается, да еще все это перемешивается с общественной интригой.

Но в том-то и дело, что общественный конфликт не получил бы развития, ответь Софья на любовь Чацкого. Софья же не принимает его рационализма. Вообще оба эти конфликта взаимосвязаны, и если согласиться с Блоком, что “Горе от ума” есть произведение “…символическое, в истинном смысле этого слова”, то Софья и есть символ России, где Чацкий чужой, ведь “он умен по-иному… умен не по-русски.

По-чужому. По-чуждому”.
Известно, что схему жизни составили себе все герои пьесы: Молчалин, Фамусов, Скалозуб, Софья… Именно Софья, которой “сна нет от французских книг”, пытается прожить свою жизнь, как роман. Однако роман Софьи на русский лад. Как заметил Баженов, история ее любви к Молчалину не фривольна, как у ее “французских соотечественниц”, она чиста и одухотворенна, но все же это лишь книжная выдумка.

В душе Софьи тоже нет согласия. Может быть, поэтому в афише она указана как Софья, то есть “мудрая”, но Павловна – дочь Фамусова, а значит, в чем-то похожая на него. Однако в конце комедии она все же прозревает, “ломается” ее мечта, а не она сама. Чацкий тоже показан в эволюции.

Но о его внутренней перемене м;ы можем судить лишь со слов о прошлом. Так, уезжая, он доверительно разговаривал с Лизой: “Недаром, Лиза, плачу…” – тогда как на протяжении всего-действия не говорит ей ни слова. Интересен еще один, почти бессловесный персонаж – лакей Петрушка.

Он молча исполняет приказы Фамусова, но открывается с неожиданной стороны, когда Лизанька говорит о нем: “А как не полюбить буфетчика Петрушу? ” В этой фразе присутствует скрытая ирония автора.
Итак, суть произведения раскрывается через общественный (Чацкий и общество), интимный (Чацкий и Софья, Молчалин и Софья, Молчалин и Лиза), личный (Чацкий и Чацкий, Софья и Софья…) конфликты, что Грибоедов мастерски изображает с помощью ремарок, внесценических персонажей, диалогов и монологов. И во втором действии роль Софьи и Лизы несомненно велика в раскрытии идей пьесы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Софья и Лиза в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”: два характера и две судьбы