Содержание романа “Джунгли” Элтона Синклера (в России “Дебри”)

В “Джунглях” представители интеллигенции появляются эпизодически, как второстепенные персонажи. Главная роль в романе принадлежит рабочим, и в первую очередь Юргису. Юргис – новый образ у писателя, образ, индивидуализированный и в то же время несущий в себе черты, характерные для многих рабочих.

Литовский эмигрант Юргис и близкие ему люди ехали в Америку, полные больших надежд и ожиданий. Они думали о более обеспеченной жизни, о счастье, А нашли там жесточайшую эксплуатацию, звериную борьбу за существование, ложь и предательство.

Судьбы героев книги поражают своим трагизмом.

Не случайно Джек Лондон назвал “Джунгли” “хижиной дяди Тома” рабов наемного труда. “Эта книга полна живой правдой,- писал он. – В ней есть какая-то звериная жизненность”. На долю Юргиса выпадает много несчастий. Умирают его близкие.

Сам он страдает. Но одновременно происходит процесс познания действительности, с которой он знакомится как на своем, печальном опыте, так и на примере других людей. Сталкивая героя с разными лицами, знакомя его с жизнью, автор вместе с ним выносит суждение об американской действительности.

В “Джунглях”

осуждается и признается несостоятельным общество, как несправедливое, основанное на угнетении и эксплуатации, и проводится мысль о создании нового строя.

Роман заканчивается тем, что Юргис становится участником движения. В условиях американской действительности “Джунгли”, как и “Железная пята” Джека Лондона, явились произведением во многом новаторским. Новаторским не только по своему социалистическому содержанию, по и по форме, которой потребовало новое содержание.

Одна да главных особенностей романа заключается в том, что в нем собран: большой материал – множество фактов, деталей, всевозможных сведений, имеющих непосредственное отношение к той теме, которая интересует автора.

В частности, это видно из подробнейшего описания чикагских боен. Синклер самым детальным образом рассказывает о животных, поступивших на бойни, о разделе туш и приготовлении мяса. В книге дается подробнейший отчет о бойнях со ссылками на цифры и факты.

Известная фактографичность дает основание говорить о “репортерстве” Синклера.

Одной из самых характерных особенностей метода Синклера является его социологизм. Нельзя не отметить, что многие важные вопросы писатель решает несколько упрощенно, схематично, подчиняя их одной главной задаче – раскрытию центральной социальной темы. Критика неоднократно упрекала Синклера в том, что у него нет сложных человеческих характеров, почти отсутствует любовная тематика, что мало внимания уделяет он раскрытию психологии своих героев.

В этих упреках много правды. Конечно, нельзя сказать, что Синклер полностью игнорирует человеческую психологию. Но внутренний мир человека освещается у него несколько односторонне.

Существует несомненная связь между Э. Синклером и группой журналистов, которых назвали “разгребателями грязи”, их активность как раз приходится па начало XX в. “Разгребатели грязи” ограничивались констатацией фактов. Они обнаруживали злоупотребления, делали их достоянием гласности и считали на этом свою миссию выполненной. У Синклера, кроме критики пороков и злоупотреблений, была еще иная цель: показ тяжелой жизни рабочих, пропаганда идей социализма.

Поэтому “Джунгли” выходят за рамки книг, написанных представителями этого течения. “Джунгли”.- роман социально-реалистический, не только рассказывающий об отдельных, единичных фактах, но пытающийся их осмыслить, обобщить, сделать определенные выводы.

В “Джунглях” нет безразличного, холодного отношения к людям, событиям, фактам. Симпатии и антипатии разграничиваются очень четко. Сочувствуя своим героям, автор часто вкладывает в уста персонажей обличительные тирады, заставляет их произносить негодующие речи. Иногда прямая речь того или иного действующего лица смыкается с авторской речью.

Это, например, можно увидеть при описании боен или в сцене, изображающей социалистический митинг, где Синклер делает оратора рупором своих идей. Такой прием позволяет ему высказываться откровенно, публицистически заострять тему.

Важно отметить, что на русском языке “Джунгли” (под названием “Дебри”) появились в 1908 году, т. е. в том же году, когда они вышли в Соединенных Штатах, и потом много раз переиздавались под разными названиями. Точно так же почти одновременно с публикацией “Джунглей” появились первые критические статьи и заметки об авторе и его произведении. В отличие от американской критики, делавшей упор на сенсационности разоблачений Э. Синклера в мясной промышленности, русских критиков волновала проблема социальных преобразований в обществе.

“В “Джунглях” дело идет не только об изумительной грязи и нечистоплотных приемах, практикуемых при производстве консервов, писал “Вестник иностранной литературы”, – книга трактует и о других вопросах: автор проводит тенденции социализма вводит в среду тех, которые желают улучшить и реформировать общество”.

Увидев в лице Э. Синклера писателя-социалиста, призывающего к изменению общества, основанного на несправедливости, русская критика вместе с этим подчеркнула обличительный характер “Джунглей”, их критическую направленность, противостоящую охранительным тенденциям апологетической американской литературы. Была отмечена также эмоциональная насыщенность романа, “безыскусственные описания, согретые горячей любовью к людям труда и сдержанной ненавистью к их поработителям”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Содержание романа “Джунгли” Элтона Синклера (в России “Дебри”)