Социальный заказ

Приведенные слова Маяковского о творчестве поэта: “Чтоб правильно понимать социальный заказ, поэт должен быть в цен­тре дел и событий” – имеют большое значение. Удаленный от общественной жизни поэт может превосходно написать фило­софское или лирическое произведение – своеобразное отраже­ние собственных сложных переживаний. Но для того, чтобы пи­сать “на злобу дня”, улавливать беспрестанно меняющиеся веления времени, отслеживать приливы и отливы людской энер­гии, надо, естественно, находиться внутри происходящих собы­тий.

Это

общее правило, действующее в любом виде деятельно­сти. Миклухо-Маклай жил среди папуасов, чтобы понять их жизнь, Максим Горький четыре года странствовал по России, прежде чем начал писать. Социум стабилен в целом, но чрезвы­чайно подвижен в частностях; именно умение уловить так назы­ваемый социальный заказ (выраженный явно или неявно) и дела­ет поэта или писателя популярным.

При этом социальный заказ – совсем не обязательно заказ партийный, и отнюдь не обязательно направлен на положитель­ное развитие. Например, в 1990-е годы возник социальный заказ на развлекательную литературу, на легкие иронические

детекти­вы, казалось бы, привязанные к действительности, а на деле уво­дящие от реального решения жизненных проблем. И вскоре поя­вилось огромное количество соответствующей литературы (типа книг Дарьи Донцовой).

Но для Маяковского социальный заказ был обязательно заказом, направленным на развитие. Когда эти явления вошли в противоре­чие, возник душевный кризис, который поэт не сумел разрешить.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Социальный заказ