Социально-политические басни Крылова

Басни, Первая книга басен Крылова, вышедшая в 1809 г., имела ошеломляющий успех. В пору острой борьбы между сентиментализмом, классицизмом и рождающимся романтизмом реалистические басни Крылова одержали верх: они были признаны всеми. Народный взгляд на жизнь, мужицкий дух определили его басенное творчество. За три десятилетия Крылов написал 204 басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы.

Они отличались демократизмом, были доступны читателям всех слоев русского общества. В них своим языком заговорили все сословия, состояния, профессии.

Большинство басен поэта – оригинальные произведения, только 67 из них – переводные и заимствованные. Более других Крылов переводил’ Лафонтена и Эзопа.

Уже первую книгу басен Крылова высоко оценили в рецензиях А. Е. Измайлов и В. А. Жуковский. При жизни поэта вышло 9 сборников басен. И все они имели большой успех, становились событиями литературной жизни своего времени.

Басни Крылова подразделяются на 3 больших цикла: социально-политические, нравственно-философские и социально-бытовые, или нравоучительные. Социально-политические басни Крылова заметно составляют большинство. Среди них видное

место занимают басни на тему “правители и народ”: “Пестрые Овцы”, “Рыбья пляска”, “Воспитание Льва”, “Слон на воеводстве”, “Волки и овцы”, “Мирская сходка”.

Овцы, рыбы беззащитны. Их интересы, желания никого не интересуют. Судьба “малых сих”, народа безразлична правителям, царям – львам, .слонам, волкам.

Они не только не защищают народ, но и покровительствуют грабителям, притеснителям. В басне “Рыбья пляска” оценивается деятельность царя Александра I. Император любил путешествовать. В одном из городов из окна губернаторского дома он увидел толпу, которая двигалась к дому.

На вопрос царя о ней губернатор ответил, что это подданные желают принести царю благодарность за “благосостояние края”. Поверивший этому царь не принял толпу, а губернатора наградил. Басня заканчивается так:

Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь, Еще изволя раз на пляску их взглянуть, Отправился в дальнейший путь.

Баснописец имел в виду не единичный факт, а давал типическую картину произвола. Процитированные строки были в первой редакции басни. В окончательном варианте Лев наказывает секретаря и воеводу: “В своих когтях заставил петь”. В “Мирской сходке” разрабатывается тема бесправия народа.

Баснописец саркастически показывает сходку, выбирающую старосту овечьего стада. Выбирают волка, но при этом отсутствует самая заинтересованная сторона – овцы.

Цикл социально-политических басен отличается явно сатирическим направлением. Лицемерие власть имущих высмеивается в басне “Мор Зверей”, циничное “право сильного” – в басне “Волк и Ягненок”. Крылов обратился к запретной теме о положении народа в крепостническом обществе.

Ведь министр просвещения и духовных дел князь Голицын запретил касаться крестьянской темы в литературе. В специальном циркуляре он уточнил: нельзя писать о крепостном праве ни в осуждение, ни в похвалу. И только Крылов – единственный в то время писатель – брался и решал самую острую социальную проблему. В своем излюбленном жанре Крылов стремился передать истину жизни: “У сильного всегда бессильный виноват”.

Эта истина носит конкретно-исторический характер и, как доказывает баснописец, подтверждается повсеместно и всегда. Начинается басня не с аллегории, а с обычной зарисовки: Ягненок пьет из ручья. Появившийся Волк не просто хочет съесть Ягненка, а заводит на него “дело” “в соответствии с законом. Чтобы придать “делу” законный вид, Волк кричит, одновременно обвиняя и вынося приговор:

…Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое с песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву.

Невыносимую жизнь крестьянина Крылов рисует в басне “Крестьянин и Смерть”. В “Собаке и Лошади” Крылов подчеркнул превосходство труженика над богатеями, в “Слоне на воеводстве” он зло высмеял тупоумие правителей: в ответ на жалобу овец, с которых волки сдирают шкуру, славившийся добротой Слон приговаривает:

По шкурке, так и быть, возьмите А больше их не троньте волоском

Неравноправие, неправый суд обличаются в басне “Крестьянин и Овца”. Лиса в ней выступает судьей, разбирающим жалобу Крестьянина на Овцу. Не приняв во внимание заявление Овцы, что она никогда не ела мясного и что за ней не водилось “ни воровства, пи плутовства”, Лиса вырабатывает решение: Овцу казнить “и мясо В суд отдать” (т. е. Лисе), “а шкуру взять истцу” (Крестьянину).

Крылов мастерски воспроизвел процедуру и канцелярский язык судейства.

В постановке темы “народ и власть” Крылов выступает подлинно народным поэтом. Он убийственно критикует крепостнический самодержавный строй. Лев – олицетворение власти и силы, идеи неравенства.

Вот как рассказывает об этом Крылов в басне “Лев на ловле”: “Собака, Лев да Волк с Лисой”, решившие охотиться сообща, договорились и добычу делить поровну. Но, когда пришла пора делиться,

Лев заявляет: Вот эта часть моя По договору; Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору; Вот эта мне за то, что всех сильнее я; А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет, Тот с места жив не встанет.

Таким образом, никто ничего не получил, в том числе и Лиса, поймавшая оленя.

В басне “Орел и Пчела” Орел презрительно разговаривает с труженицей-пчелой. Эти же идеи лежат в основе басен “Орел и Крот”, “Лев и Комар”, “Лев и Мышь”. Круговую поруку администрации баснописец осмеял в басне “Крестьянин и Река”. Пошедшие искать управу на малые, но бурные ручейки, приносящие так много вреда хозяйству, Крестьяне видят свое имущество, текущее по спокойной глади Реки, и делают вывод:

На младших не найдешь себе управы там, Где делятся они со старшим пополам.

Неоднократно баснописец обращался к теме просвещения. Он всегда признавал его необходимость, но предупреждал от ложного, показного приобщения к наукам. В одноименной басне Червонец, натертый кирпичом, засверкал, в нем прибавилось внешнего, броского блеска,

Да только стало В нем весу мало, И цену прежнюю Червонец потерял

Содержание басни многогранное: помимо указанной идеи в произведении явно проводится мысль о вреде иностранного воспитания, стремящегося к внешнему блеску, но одновременно портящего нравы народа. Крылов предварял идеи грибоедовского “Горя от ума” с гневным протестом Чацкого против “пустого, рабского, слепого подражанья” всему иностранному. В “Тришкином кафтане” баснописец изобразил систему перезалогов дворянских имений.

Дворяне перезакладывали имения, чтобы уплатить проценты.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Социально-политические басни Крылова