Социально-критический роман Генрих Белль

Романы Генриха Белля первой половины 50-х годов достигли высшей точки в освещении второй мировой войны с позиций критического реализма.

Генрих Белль (1917-1985) родился в Кельне, вырос в доме родителей – католиков-антифашистов. В своем первом рассказе “Поезд пришел вовремя” (1949) он на примере солдата фашистского вермахта показал бессмысленность и бесчеловечность войны, выступил с бескомпромиссной критикой такого милитаристского понятия, как “герой”, и национализма. Эту проблематику Белль продолжил в романе “Где ты был, Адам?” (1951), в котором он высказывает две основных точки зрения на фашистскую войну.

В сложном переплетении сюжета Белль дает эстетическую оценку гуманизму и варварству, палачам и жертвам. Война представляется во всей ее бессмысленности, величие человека может утвердиться только в противодействии ей.

Такое понимание положено в основу многих рассказов, среди которых “Путник, когда ты придешь в Спа…” (1950) занимает особое место; в нем показана роль милитаристского воспитания юношей, которое превращает их в пушечное мясо.

Произведения Альбрехта Геза (род. в 1908 г.) “Беспокойная ночь” (1950), Герта Ледига “Катюша” (1955), Манфреда Грегора (род. в 1929 г.) “Мост” (1958) также явились важным гуманистическим вкладом в разработку военной темы в годы ремилитаризации.

После 1950 года Белль обратился к социальной действительности Германии. Роман “И не сказал ни единого слова” (1953) был началом его попыток литературного отображения господствующих в Германии сил.

Главный герой, служащий одного церковного учреждения, оставляет жену и детей, потому что не может больше вынести нищенской жизни в жалкой комнатке. Споры с самим собой приводят к тому, что он не порывает связей с семьей, потому что эти связи – единственная надежда в мире, стремящемся к наживе. Белль подвергает критике аморальную практику господствующего класса и продажное христианство.

В романе “Дом без хозяина” (1954) параллельно показаны судьбы двух женщин: жены буржуа и жены рабочего. Обе потеряли своих мужей на войне.

Лишившийся хозяина дом символизирует в представлении Белля распад форм жизни и политико-моральной субстанции буржуазного класса. Важное качество главных героев – способность “помнить” – является для Белля художественным средством показа тенденции к реставрации. Мечты сыновей этих женщин о будущем частично сбываются.

Эстетические и этические точки зрения, которые Белль раскрывает в 50-е годы, достигают кульминации в появившемся в 1959 году романе “Бильярд в половине десятого”. Рассказ о семейной жизни одного архитектора раскрывает историческое развитие с его разрушительными силами. Белль ставит перед современниками вопрос об этическом и политическом преодолении исторической несостоятельности буржуазии.

Действие романа охватывает всего лишь один день – день рождения главы семьи Фемелей. За этот короткий промежуток времени благодаря ретроспекции и меняющейся перспективе в изображении героев подводится итог прошедших пятидесяти лет исторического развития и жизни отдельных личностей. В разветвлении сюжетных линий, в символах буйвола и агнца автор раскрывает образы разрушителей и их жертв. В конце – акт отчаяния старой женщины, которая во время парада неисправимых стреляет в министра.

Этот поступок символически ломает фатальный ход истории, ассоциируется с возможностью активных действий.

Этим романом Белль достиг вершины критического реализма в прозе 50-х годов. В начале 60-х годов у художника возникла неуверенность, появились тенденции разочарования. Итог, который Белль подводил социальному развитию в Германии, оказался негативным.

Писатель еще раз попытался испробовать преобразующую и обновляющую силу христианской гуманной мысли (основал журнал “Лабиринт”), но вскоре понял всю тщетность своих усилий, позже он назвал это “вхождением в лабиринт” 20.

Эти искания нашли отражение в романе “Глазами клоуна” (1963). Действие его тоже ограничивается одним днем, но уже не содержит эпически развернутой картины, как “Бильярд в половине десятого”.

Речь идет о жизни клоуна Ганса Шнира. Со своей точки зрения Белль средствами критики и сатиры обличает губительный альянс церкви и капитала. Крах утопически-идеалистических представлений о прекрасных взаимоотношениях между людьми приводит героя на позицию критически-резонерской отстраненности.

Черты разочарования характерны и для рассказа “Самовольная отлучка” (1964). Только с повестью “Чем кончилась одна командировка” (1966) Белль сделал шаг вперед: он ставит вопрос о возможности для простых людей сохранить свою жизненную сферу, а в случае необходимости и защитить ее. Важные идейно-эстетические условия для этого были названы во “Франкфуртских чтениях” (1964) 21.

В них Белль исходит из неразрывной связи эстетики и морали, выступает против любой игры в автономность искусства: писатель ищет истоки своего гуманистического искусства в повседневной жизни, в жизнедеятельности простых людей. “Провинция” и “Центр” выступают как символы нравственных и социальных противоречий. “Провинция” означает для Белля то повседневное, человеческое начало, которое находит свою питательную среду в работе, в помощи соседей.



Социально-критический роман Генрих Белль