Социальная и идейная драма в повестях Н. А. Полевого

Вслед за произведениями М. П. Погодина В. Г. Белинский в статье “О русской повести и повестях г. Гоголя” отмечает “удивительную многосторонность” повестей Н. А. Полевого, каждая из которых “представляет совершенно отдельный мир”. Белинский усматривает в произведениях Полевого “теплоту чувства, прекрасную мысль и верность действительности”.

Будучи уже издателем “Московского телеграфа” и известным критиком, Полевой по примеру М. Н. Загоскина берется за исторический роман. В 1832 г. с подзаголовком “Русская быль

XV в.” выходит его “Клятва при гробе Господнем”. Марлинский в статье “О романе Н. Полевого “Клятва при гробе Господнем”” нашел, что автору удалось верно изобразить старую Русь. Более строгим критиком оказался реалист Белинский, признавший роман “вялым и скучным”, обнаруживающим “много ума, но мало фантазии”.

В становлении русского исторического романа Полевой заметной роли не сыграл. Более значительными оказались его повести из современной жизни.

В повести “Живописец” (1833) Полевой затронул популярную в литературе того времени тему художника-романтика, вступающего

в конфликт с современным ему обществом. Герой повести, художник Аркадий, подчеркивает, что он “сын бедного чиновника, ничтожный разночинец” и судьба ему уготовила скромный путь подьячего. Но, чувствуя в себе талант, он дерзнул избрать дорогу художника, на которой его ожидали непреодолимые трудности и горькие разочарования. Работа в училище живописи, где господствовала рутина, не удовлетворила Аркадия, и он ушел оттуда.

В поисках средств к существованию он вынужден ремесленнически выполнять заказы богатых людей. Попытка найти счастье в личной жизни, в скромных семейных радостях не удается: социальная рознь между художником-разночинцем и девушкой из привилегированной среды оказывается сильнее человеческих чувств. С горечью и гневом Аркадий говорит о “стае волков, называемых людьми”: “Они терзали меня, когда я хотел стать между ними самобытно; они терзают и теперь, когда я отказываюсь от самого себя!

Они разрушали мир, какой создавал я сам себе. Они не дают мне местечка и в своем мире!” Но герой Полевого не становится на путь активного протеста и, уехав за границу, находит душевный покой в творчестве, проникнутом “примирением с действительностью”.

К той же теме Полевой возвращается в романе “Аббаддонна” (1834), перенеся на этот раз действие в Германию. Поэт Вильгельм Рейхенбах, выходец из бюргерской среды, не желает довольствоваться скромным мещанским счастьем в обществе искренне любящей его добродетельной Генриетты. Он рвется на простор жизни, он жаждет славы.

И вот мечты сбываются: поставленная на сцене трагедия Рейхенбаха “Арминий” приносит начинающему драматургу славу и открывает ему двери в высшее общество. Но, оказывается, причиной этого успеха было не само произведение поэта, а артистка Элеонора, эта Аббаддонна (такое имя носит в “Мессиаде” Клопштока падший ангел) – любовница министра, которая увлеклась Рейхенбахом и покровительствует ему. Поэт чувствует себя ущемленным в своем социальном достоинстве и в своей творческой свободе. Порвав со светской средой и с Элеонорой, Рейхенбах возвращается в скромный и патриархальный мир Генриетты.

Автор нравоучительно замечает: “Хотите ли уберечь для самих себя свое достоинство? Не ходите ни в переднюю вельможи, ни в кладовую богача. Ни туда, ни сюда не пустят вас, пока вы не сожметесь в маленького человечка и не забудете, что и вельможа и богач также бывают ростом два аршина с вершками – иногда менее”.

В романе Полевого отчетливо выражается мироощущение разночинца, осознавшего свое право на определенное место в жизни. Герои “Живописца” и “Аббаддонны” принадлежат к числу первых демократических героев в русской литературе. Но демократический протест здесь еще весьма пассивен, он не идет дальше требований буржуазного равенства и далек от революционных настроений передовых разночинцев.

Социальная и идейная драма, переживаемая талантливым художником в условиях неравных социально-политических отношений, становится одной из популярных тем в литературе 30-х годов. Под влиянием Полевого повесть о крепостном живописце, незаконном сыне помещика, переживающем трагедию своего социального положения, пишет А. В. Тимофеев (“Художник”, 1834). Драматической судьбе крепостного музыканта посвящена повесть Н. Ф. Павлова “Именины” (1835). В повести В. Ф. Одоевского “Живописец” (1839) изображается печальная судьба талантливого художника-разночинца, умирающего в бедности.

В кругу этих произведений выдающееся место занимают “Невский проспект” и “Портрет” Н. В. Гоголя.

Понимание романтизма как “истины изображения” открывало перед Полевым возможность приближения к искусству реализма. Реалистические тенденции проявляются в его повестях о романтическом герое там, где автор рисует ничтожное общество, среди которого страдает необыкновенная личность, не понимаемая никем. Критическое отношение к изображаемой действительности толкает Полевого на путь ее реалистического показа, хотя недостаточная глубина и сила этого критицизма обусловливает слабость художественного метода автора “Аббаддонны”.

У Полевого мы наблюдаем характерное для 30-х годов противоречивое сочетание романтизма и реализма в одном и том же произведении.

Закономерен был рост реализма Полевого в его произведениях из народной жизни. Отказ от ограничения “изящной словесности” чрезвычайным и необыкновенным, обращение художника к “низкой” действительности, к демократической тематике – все это усиливало реалистические тенденции в творчестве Полевого. Это мы находим в “Рассказах русского солдата” (1834), высоко оцененных Белинским. Иронически упоминая “Мои безделки” (1794) Н. М. Карамзина, Полевой высмеивает сентиментально-идиллическую манеру изображения крестьянской жизни, надолго определившую трактовку деревенской тематики в русской литературе.

Все содержание “Рассказов русского солдата” находится в резком противоречии с сентиментальным представлением о деревне. Нищета, семейное горе, рекрутчина, многолетняя солдатская служба, одинокая старость инвалида в чужой деревне – вот какую картину рисует Полевой. В своем герое, крестьянине-солдате, автор усматривает “здравый, простой ум”. Бедняк сознает тяжесть крестьянской жизни: “Плохо было наше житье – нечего сказать”.

У него даже является мысль о возможности иной жизни: “Не знаю как, вздумалось мне, будто можно жить не так, как все мы, грешные, жили”. Но дело разрешается “каким-то философско-комическим взглядом на все в мире”. С большой теплотой относясь к своему крестьянскому герою, Полевой стремится без всяких прикрас, не прибавляя ничего “искусственного”, пересказать “добродушное повествование” старика с его “поговорками”, прибавками, “побасенками”, стремится передать “этот смех сквозь слезы и эти слезы сквозь смех”.

Но демократические и реалистические тенденции в творчестве Полевого не нашли дальнейшего развития, и в пору своего политического ренегатства он становится автором многочисленных пьес казенно-патриотического содержания.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Социальная и идейная драма в повестях Н. А. Полевого