Сочинение: В чем философичность лирики Фета?

В чем философичность лирики А. А. Фета?

В позднем творчестве Фета углубляется философское начало, очерчи­вается жанр философской “думы”, усиливается ее метафорический, ас­социативный характер. Более того, в стихи Фета поздней поры проника­ют учительские, назидательные интонации. Лирические строки приоб­ретают афористичность: “Только песне нужна красота, красоте же и пе­сен не надо”; “Пора за будущность заране не пугаться, пора о счастии учиться вспоминать”.

Позднее творчество Фета во многом обнаруживает влияние филосо­фии

Шопенгауэра. Об этом свидетельствуют слова самого поэта, писав­шего в 1879 году Льву Толстому: “Второй год я живу в крайне для меня интересном философском мире, и без него едва ли можно понять источ­ник моих последних стихов”. Действительно, работая над переводами Шопенгауэра, Фет использовал и переосмыслял философские темы его статей, они становились темами и мотивами лирических стихотворений. Среди этих размышлений – мысли о вечной мудрости природы, о низо­сти обыденной жизни, о свободе творчества, о тщете человеческой суе­ты, бедности человеческого познания и т. д.

Интересно, например,

что у Фета, как и в философии Шопенгауэра, при­рода предстает как могучая, стихийная сила; в то же время она врачует ду­шевные раны человека, приобщает его к простой естественной жизни:

Я рад, когда с земного лона

Весенней жажде соприсущ,

К ограде каменной балкона С утра кудрявый лезет плющ.

И рядом, куст родной смущая,

И силясь и боясь летать,

Семья пичужек молодая Зовет заботливую мать…

Очень часто внимание поэта направлено на живые связи человека с природой, лирический герой любуется окружающим его миром даже в минуты душевных волнений:

Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?

Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?

Травы степные сверкают росою вечерней,

Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.

Чувство близости человека и природы часто приобретает характер космизма. Отсюда появление в стихах позднего Фета символического об­раза звезд, звездного неба, в котором растворяется человек:

На стоге снега ночью южной Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Тот же образ звезд возникает в стихотворении-размышлении о приро­де человека, смерти и бессмертии:

Может быть, нет вас под теми огнями:

Давняя вас погасила эпоха, –

Так и по смерти лететь к вам стихами,

К призракам звезд, буду призраком вздоха!

Интересно, что К. Г. Паустовский считал Фета родоначальником кос­мической лирики. По его словам, стихи Фета “вплотную приближали космос к нашему человеческому, земному восприятию”.

В философской лирике Фета перед нами предстает образ мыслителя, который мыслит “умом сердца” (определение Л. Толстого), образ чело­века, влюбленного в жизнь, красоту, человечность. Вот почему поэзия Фета – это наше духовное достояние.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение: В чем философичность лирики Фета?