Сочинение: Темы лирики Некрасова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Темы лирики Н. А. Некрасова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итоговое произведение Н. А. Некрасова. Сюда вошел весь опыт Некрасова, связанный с изуче­нием жизни народа, все сведения о нем, накопленные “по словечку” в течение двадцати лет, и, конечно, основные мотивы лирики поэта (жизнь крестьян и городской бедноты, тяжелая женская доля, природа и любовь, высокая гражданственность и назначение поэта). Характерны в целом для художественного мира Некрасова и присущие поэме фольк­лорные приемы

и интонации.

Сравнивая сборник Некрасова 1856 года и поэму, мы замечаем общий сквозной мотив дороги. Этой темой начинается сборник (“В дороге”) и ею заканчивается (“Школьник”). В поэме “Кому на Руси жить хорошо” дорога – главный сюжетообразующий образ-символ, усиливающий ощущение грядущей перемены в жизни России и духовном мире кресть­янства.

При этом особенно важна ситуация встречи в дороге, обычно служащая началом диалога героев, их взаимного “узнавания”. Именно так же построены стихотворения “В дороге” и “Школьник”.

Очень характерны для Некрасова образы Поэта

и Гражданина. В сборнике 1856 года эта тема звучит в стихотворении “Поэт и гражда­нин”, которое вспоминается при чтении главы поэмы “Пир – на весь мир”. Соотнося высокую гражданственность с поэтическим искусством, Некрасов на первое место ставит все же гражданские интересы, на осно­ве которых формируются в дальнейшем мировоззрение и род занятий человека: “Будь гражданин!

Служа искусству, Для блага ближнего жи­ви, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей Любви…” (“Поэт и гражданин”); “Григорий твердо знал уже, кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет…” (“Кому на Руси жить хорошо”).

Можно заметить, что фигуры Поэта (“Безвестен я…”, “Умру я ско­ро…”, “Вчерашний день, часу в шестом…”) и Гражданина (“Памяти Бе­линского”, “Памяти Добролюбова”, “Пророк”) появляются в лирике Некрасова отдельно друг от друга, а иногда и противопоставляются друг другу (“Поэт и гражданин”). Только Гриша соединяет в себе качества и Поэта, и Гражданина, становясь, таким образом, своего рода идеальным героем Некрасова. Очевидна связь этого образа с Добролюбовым (похо­жая фамилия), Белинским (мотив “чахотки”) и Чернышевским (мотив “Сибири”), то есть с основными прототипами Гражданина в некрасов­ской лирике.

Что же касается Гриши-поэта, то это, по сути дела, сам Не­красов: “песни” Гриши исполнены в типично некрасовской манере и вполне могли бы издаваться отдельно от поэмы как самостоятельная ли­рика.

Среди социальных мотивов, близких Некрасову, – крепостное право, а впоследствии – пореформенная ситуация. После первого антикрепост­нического стихотворения Некрасова “В дороге”, где в рассказе ямщика улавливается глубокий социальный смысл, появляются и другие стихи, продолжающие то же направление (“Родина”, “Тройка”, “Огородник”, “Перед дождем”, “Псовая охота”). В поэме “Кому на Руси жить хоро­шо” тоже есть отрывок, посвященный охоте с борзыми и гончими.

Поме­щик Оболт-Оболдуев называет охоту “исконно русскою” потехой, вспо­миная дорогие ему недавние времена крепостного права.

Тема сочувствия угнетенным – одна из важнейших в творчестве Не­красова, но среди всего разнообразия подходов к ее раскрытию особое место занимает образ русской женщины-крестьянки. Женская тема в поэзии Некрасова обширна и многогранна, она включает в себя и тему материнства, и рассказ о “тяжкой долюшке” крестьянки, и восхищение силой характера, твердостью духа, красотой души русской женщины, и преклонение перед ее непоколебимостью и стойкостью. В лирике Некра­сова многие произведения посвящены именно женской теме: здесь опи­сываются всевозможные жизненные ситуации и то, как в них проявля­ется женский характер.

Можно вспомнить стихотворение “Тройка”, представляющее собой как бы сжатую биографию героини, со всеми ха­рактерными жизненными вехами, отраженными и в сюжетной линии Матрены Тимофеевны Корчагиной – героини третьей части поэмы. Пе­чальный рефрен: “Терпи, многокручинная! терпи, многострадальная! Нам правды не найти!” – заставляет вспомнить “Вчерашний день, часу в шестом…”, где Муза впервые получает обличье страдалицы-крестьян- ки и при этом провозглашается “сестрой” народа.

В этом стихотворении социальная незащищенность крестьянина на символическом уровне со­отнесена с незащищенностью Поэта.

Символичны как сами фигуры матери и ребенка, так и связанные с ними драматические сюжетные перипетии. Трагическую коллизию – смерть единственного сына – мы встречаем также в стихотворении “Орина, мать солдатская”, типологически сходную ситуацию – в по­эме “Мороз, Красный нос”. Преждевременная смерть близкого челове­ка как бы предвещает трагедию, обреченность и несостоятельность всей дальнейшей жизни.

Но сама по себе смерть не так страшна, как неза­вершенность жизненного цикла, нарушение привычного твердого по­рядка.

В песне Гриши Добросклонова “В минуту унынья, о Родина-мать…” есть указание на то, что мать и дитя аллегорически представляют Рос­сию и русский народ: о России говорится, что она пока еще “раба”, но ждет “уже вольного сына”. Эта образность заставляет вспомнить еще од­но стихотворение Некрасова – “Песня Еремушке”. Обратим внимание и на то, что второй сын Матрены жив и, может быть, будет счастливым.

Действие поэмы происходит в основном в сельской местности, поэто­му здесь практически отсутствует столь важный для Некрасова мотив Петербурга. Но нельзя утверждать, что городская тематика в произведе­нии абсолютно не затрагивается. Город упоминается в главе “Губерна­торша”, когда Матрена Тимофеевна приходит в губернаторский дворец с просьбой вернуть мужа.

Сцена у парадных дверей, разговор крестьянки со швейцаром напоминают стихотворение “Размышление у парадного подъезда”, где “мужики, деревенские русские люди”, толпясь у главно­го входа казенного учреждения, просят “допустить” их (однако, в отли­чие от Матрены, терпят в этом неудачу).

Сюжет поэмы постоянно осложняется новыми мотивами, которые по­зволяют с разных сторон охарактеризовать народную жизнь, раскрыть многогранность и сложность русского характера. Глубокая привязан­ность и безграничная любовь к русскому народу определили направлен­ность стихов Некрасова, сделали истинно народным поэтом. Перед смер­тью, кроме поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, Некрасов создает еще один цикл лирических стихов, где слышится та же боль, та же тревога за народ:

Не русский – взглянет без любви На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу…

( “О Муза! Я у двери гроба!..” )

Несмотря на пессимистическую тональность некрасовской лирики, в последних стихотворениях все же звучит надежда на возрождение Рос­сии и вера в счастливое будущее народа:

Но желал бы я знать, умирая,

Что стоишь ты на верном пути,

Что твой пахарь, поля засевая,

Видит ведреный день впереди:

Чтобы ветер родного селенья Звук единый до слуха донес,

Под которым не слышно кипенья Человеческой крови и слез.

(“Что ни год – уменьшаются силы…”)

Не случайно и финальная часть поэмы “Кому на Руси жить хорошо” звучит оптимистически:

Рать подымается –

Неисчислимая,

Сила в ней скажется Несокрушимая!

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение: Темы лирики Некрасова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”