Сочинение: Темы, идеи и образы цикла рассказов “Темные аллеи”
Темы, идеи и образы цикла рассказов “Темные аллеи”.
“Темные аллеи”, написанные накануне и в годы Второй мировой войны, – философский и художественный итог многолетнего творчества, итог осмысления прошлого, настоящего и будущего родины, народа.
В “Темных аллеях” художественная мысль писателя сохраняет связь с исторической и бытовой конкретикой. События многих рассказов совершаются “на маленькой станции за Подольском” (“Руся”), “на Арбате рядом с рестораном “Прага” (“Муза”), “весной
В то же время в своих авторских комментариях настойчиво подчеркивает, что все рассказы цикла “выдуманы”. Ни прототипов, ни каких-то реальных событий за сюжетами нет и не было. Не является для автора, думается, самоцелью и разнообразие характеров людей, даже женских типов, стоящих обычно в центре.
В портретах своих героинь он настойчиво подчеркивает общие черты. Как начал в заглавном рассказе цикла с героини “темноволосой, чернобровой, …похожей на пожилую цыганку”, так и ведет эту важную линию до последних произведений
Писатель много размышляет в “Темных аллеях” о тайнах любви. Она предстает как высшее воплощение и проявление жизни, смысл, цель, содержание человеческого существования на Земле. Но любовью мужчины и женщины не исчерпывается все значение этого великого чувства. “Руся” – название рассказа и имя одной из героинь писателя, который считал “необычайно важным дать герою подходящее имя…
Неудачно окрещенный герой одним своим именем способен погубить любое произведение”. Художник настойчиво дает героям “Темных аллей” исторически и духовно “ориентированные” имена: Надежда, Руся, Николай Алексеевич, Катерина Николаевна, Муза… Нередко он совсем отказывается от имени – герои некоторых рассказов он и она.
Особенно насыщен “духовно-исторической” символикой рассказ “Темные аллеи”. Он открывается портретом героя, во внешности которого подмечено “сходство с Александром Вторым”, одет он в “николаевскую серую шинель” (имеется в виду форма одежды, введенная в русской армии при Николае I), а имя напоминает о первом наследственном (Алексей Михайлович) и последнем из царствовавших (Николай II) Романовых. Легко можно по годам рассчитать, что давний роман героев разворачивался в последнее десятилетие перед отменой крепостного права, встречаются же они в 1880-е годы, когда царствовал Александр III.
Писатель заставляет вспомнить чуть ли не всю династию, с которой были связаны судьбы России на протяжении трехсот лет.
Все эти и многочисленные другие детали настойчиво направляют читателя к мыслям о России. Размышляя над судьбой родины, писатель осознает трагизм этой судьбы. Его истоки в расколотости национального мира. Россия народная и Россия государственная, дворянская, “культурная” пережили период “влюбленности”, даже “бурный роман” в XIX веке, но так и не пришли друг к другу.
Не поняли, остались во многом чужими (как остались чужими крестьянка Надежда и дворянин-интеллигент Николай Алексеевич). Трагический XX век осознается в итоге как время страдания, но и очищения. Судьба России – это судьба ее народа. Он не безгрешен, пережил страшные испытания.
Бунин убежден, что историческая перспектива у этого народа есть.
Важно отметить, что двусторонним евро-азиатским влиянием характер России, по Бунину, не исчерпывается. Он отмечает и свет православно-христианского Востока, столь существенный для русской судьбы, своего рода духовную сердцевину русского характера. Нравственные цели православия – то наднациональное даже, чему призвана послужить Русь. “Россия! – восклицал писатель. – Кто смеет учить меня любви к ней?
Но есть еще нечто, что гораздо больше даже и России и особенно ее материальных интересов. Это мой Бог и моя душа”.