Сочинение: Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М. Ю. Лермонтова



Лирические произведения Михаила Юрьевича Лермонто­ва, продолжающие поэтическую традицию его великого предшественника и учителя Александра Сергеевича Пушки­на, представляют собой выдающееся явление русской и миро­вой поэзии. Очень рано, почти в детском возрасте, начав свой творческий путь, Лермонтов создал тип лирического героя, главной приметой которого было трагическое мироощущение. Это определялось общественной обстановкой самодержавно­крепостнической России, в которой все передовое и талантли­вое подавлялось прессом бездушной

государственной машины, где критически мыслящая личность вынуждена была либо сми­риться с тиранией николаевского режима, либо вступить с ней в неравную схватку.

Лермонтов выбрал второй путь, который привел его к ранней гибели, но позволил создать произведе­ния, навсегда вошедшие в сокровищницу отечественной по­эзии и прозы.

С детства будущий поэт привык быть в одиночестве. Ведь по существу он с младенческих лет остался сиротой. Мать его умерла рано, а отца он не знал вообще, потому что его бабуш­ка, ставшая единственным для мальчика близким человеком, не позволяла отцу общаться с ребенком. Об этом впоследствии

Лермонтов с горечью писал:

Ужасная судьба отца и сына –

Жить розно и в разлуке умереть.

Раннее одиночество присело к тому, что мальчик рос замк­нутым и погруженным в собственные мысли и мечты. Вероят­но, поэтому и стихи он начал писать еще подростком.

По причине семейных обстоятельств и замкнутого харак­тера Лермонтов всю свою недолгую жизнь мечтал о друге, о любимой. Эти мечты выразились в разных его стихотворени­ях. Во многих из них свои переживания поэт передает в обра­зах одушевленной им природы.

Так в стихотворении “Утес” он уподобляет себя утесу-великану, которого однажды навестила золотая тучка.

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана.

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

Совсем ненадолго скрасила “вечная странница” (так назвал Лермонтов тучку в другом своем стихотворении) одиночество недвижного великана. Но оставила горький осадок в его душе: опять он остался один:

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

В стихотворении “Утес” одиночество досталось персонажу, обреченному на неподвижность. А вот в стихотворении “Дубовый листок оторвался от ветки родимой…” ситуация меняется. Здесь уже одиноким странником становится гонимый ветром листок:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Черного моря.

На его пути встретилась молодая чинара. Он пытается раз­жалобить ее, найти у нее приют и говорит:

“Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели ношуся по свету давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных…”

Но молодой чинаре не нужен одинокий странник. Она от­правляет его и дальше скитаться в одиночестве. Так и сам поэт не нашел себе в жизни близкого по духу человека.

Но одино­чество гения русской поэзии привело к созданию прекрасных стихотворений.

Юношеские стихи Лермонтова представляют собой непре­рывный монолог лирического героя, содержанием которого становятся его раздумья над противоречивостью обществен­ных явлений, романтическая исповедь, переживания неразде­ленной любви, рано выраженное стремление найти свой путь в жизни и поэзии и обессмертить свое имя. Одним из лиричес­ких шедевров раннего Лермонтова является большое, состоя­щее из тридцати двух восьмистиший стихотворение, озаглав­ленное датой: “1831-го июня 11 дня”. В нем намечены практи­чески все темы будущего поэтического творчества.

Главная из них – тема активной борьбы с неблагоприятными жизненны­ми обстоятельствами, противопоставление им силы духа и творческой энергии поэта. Причем борьба происходит прежде всего в сфере мысли: это “боренье дум”.

Неразрывно связана с главной тема гордого одиночества лирического героя:

Никто не дорожит мной на земле,

И сам себе я в тягость, как другим;

Тоска блуждает на моем челе.

Я холоден и горд; и даже злым Толпе кажуся; но ужель она Проникнуть дерзко в сердце мне должна?

Зачем ей знать, что в нем заключено?

Огонь иль сумрак там – ей все равно.

Здесь же и тема любви, побуждающей героя к творчеству:

Не верят в мире многие любви И тем счастливы; для иных она Желанье, порожденное в крови,

Расстройство мозга иль виденье сна.

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! – любить Необходимость мне; и я любил Всем напряжением душевных сил.

И философские размышления о быстротечности жизни и вечности творений человеческого духа:

Немного долголетней человек Цветка; в сравненье с вечностью их век Равно ничтожен. Пережить одна Душа лишь колыбель свою должна.

И, наконец, пророческое предсказание собственной гибе­ли и своего бессмертия:

Кровавая меня могила ждет,

Могила без молитв и без креста,

На диком берегу ревущих вод И под туманным небом…

Известность, слава, что они? – а есть У них над мною власть; и мне они Велят себе на жертву все принесть,

И я влачу мучительные дни Без цели, оклеветан, одинок;

Но верю им! – неведомый пророк Мне обещал бессмертье, и, живой,

Я смерти отдал все, что дар земной.

Можно только поразиться тому обстоятельству, что проци­тированные выше строки написаны семнадцатилетним юношей!

В лирическом дневнике юного Лермонтова нет четких гра­ниц между личными и общественными темами. В стихотворе­ниях глубоко интимного характера возникают вопросы фило­софского содержания, в любовном послании слышны полити­ческие мотивы. Эта особенность достигнет совершенного воплощения в зрелый период творчества. Тогда же в полной мере проявится и то, что критик Виссарион Григорьевич Бе­линский поставил в особую заслугу Лермонтову: “резко ощу­тительное присутствие мысли в художественной форме”.

Примером может служить стихотворение “Дума”. В нем лири­ческий герой, как и раньше, находится в непримиримом кон­фликте с окружающим обществом, однако теперь его противо­стояние среде обретает конкретное социально-историческое осмысление. Трагическое одиночество мыслящей личности, не удовлетворенной существующим порядком вещей, распростра­няется на целое поколение:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно…

Обреченность на бездействие – вот судьба лермонтовско­го поколения, которому суждено пройти по жизни, “не бросив­ши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”. “…Кто же из людей нового поколения, писал по поводу этого стихотворения Белинский, – не найдет в нем разгадки соб­ственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?..”

Поэтическое творчество Лермонтова во многом повлияло па дальнейшее развитие русской лирики, которой в лучших образцах, как и лермонтовским шедеврам, были свойственны высокое гражданское звучание, интеллектуальная насыщен­ность, глубина проникновения во внутренний мир человека.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение: Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М. Ю. Лермонтова