Сочинение: Стихотворение в прозе И. С. Тургенева “Щи”: художественное своеобразие и идейный смысл
Оригинальным жанром творчества Ивана Сергеевича Тургенева являются так называемые стихотворения в прозе. Писатель создавал их на заключительном этапе творческого пути (с 1878 по 1882 годы), и в итоге образовалась целая книга. Стихотворения в прозе Тургенева представляют собой лаконичные зарисовки самого разнообразного содержания. Они содержат и размышления писателя над проблемами современной общественно-политической жизни, над взаимоотношениями людей, выражают его любовь к русскому народу и русскому языку.
Ряд стихотворений в прозе
Это материнское горе объединяет обеих женщин, и мы, вслед за писателем, сочувствуем им. Но разделяет их отношение к своим страданиям. Барыня видит тонкость своей
Крестьянка же, на взгляд барыни, проявляет бесчувственность тем, что сразу после похорон хлебает щи. Контраст между персонажами подчеркнут авторской иронией по отношению к барыне и пониманием истинного смысла действий крестьянки. Тургенев отнюдь не считает ее бесчувственной. “Вася мой помер… – плача говорит она. – Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посоленные”.
И последняя авторская реплика подчеркивает, кому принадлежит симпатия автора: “Ей-то соль доставалась дешево”, – замечает он о барыне. Мораль произведения можно обозначить народной пословицей: “Сытый голодного не разумеет”. В стихотворении “Щи” проявляется мастерство Тургенева-прозаика и лирика.
Он на протяжении нескольких строк, отбором выразительных деталей, создает живую трагическую картину крестьянской жизни на Руси. Сдержанность выражений, отсутствие лишних, не работающих на авторскую идею слов и описаний вызывают мощный художественный эффект и оказывают яркое эмоциональное воздействие на читателя.
- Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина I. “Это был писатель-боец, стоявший на юру” (И. С. Тургенев). II. Мастер социально-политической сатиры. 1. “Я вырос на лоне крепостного права. Я видел царство испуга”. Голос революционного демократа в аллегорическом жанре разоблачительной сатиры. 2. Переосмысление сказочно-фольклорных образов и сюжетов. 3. Салтыков-Щедрин – “представитель партии коренного переворота” (А. Герцен), […]...
- Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М. Горького Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник, черной молнии подобный”. Романтические образы М. Горького вырастают из этого союза красок и звуков, они чаруют, заставляя быть там, где происходит действие, и тем, кем […]...
- Сочинение на тему: “Тематика и образы “Стихотворений в прозе” И. С. Тургенева” В конце жизни И. С. Тургенев создал цикл произведений, которые назвал “Стихотворения в прозе”. “Стихотворения в прозе” представляют собой небольшие по объему зарисовки лирического, философского, бытового характера. Будто в зеркале, в них отразилась вселенная такой, какой увидел ее писатель. В “Стихотворениях в прозе” отчетливо прослеживаются представления писателя о том, что такое человек, какое место занимает […]...
- Идейно-художественное своеобразие стихотворения И. С. Тургенева “Повесить его!” Тургеневские стихотворения в прозе, которые сам писатель называл “старческими”, – своеобразный итог его переживаний, размышлений, духовных исканий. Имея простую форму, подчас незамысловатый сюжет, все эти произведения имеют глубокий философский смысл. Писатель часто рассуждает о любви, причем тургеневская концепция этого чувства совершенно особая: в отличие от Толстого, который считал любовь основой семейной жизни, Тургенев говорил о […]...
- “Простота” анализ стихотворения в прозе Тургенева История создания Стихотворение в прозе Тургенева “Простота” было написано в июне 1981 г. и опубликовано только в 1929 г. по-французски. Это стихотворение нашел в конце 1920 гг. профессор Мазон в бумагах Тургенева, которые хранились в документах наследников Полины Виардо. Всего профессор нашел 31 стихотворение. Он упомянул о найденных стихотворениях в своей статье, напечатанной в 1927 […]...
- ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА “ОТЦЫ И ДЕТИ” И. С. ТУРГЕНЕВА Трактовка как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева встречается разная. Именно поэтому следует критически относиться к этим рассуждениям, и в частности, к трактовке Писарева. Принято считать, что основная расстановка сил романа отражена в противостоянии Базарова и Павла Петровича Кирсанова, так как именно они ведут полемику на различные темы – о нигилизме, аристократизме, практической […]...
- “Природа” анализ стихотворения в прозе Тургенева История создания Стихотворение в прозе “Природа” вошло в первые 50 стихотворений, напечатанных в “Вестнике Европы” в 1882 г. Оно написано между 1879 и 1881 гг. Первоначально стихотворение имело подзаголовок “Сон”. Идея равнодушной природы посещала Тургенева задолго до написания стихотворения в прозе. Такие мысли он высказывал в 1849 г. в письме к Полине Виардо, в 1857 […]...
- “Русский язык” анализ стихотворения в прозе Тургенева История создания Стихотворение в прозе Тургенева “Русский язык” было создано в 1882 г. и напечатано в “Вестнике Европы” № 12 за 1882 г. Это стихотворение в прозе вместе с остальными сорока девятью было прислано редактору “Вестника Европы” Стасюлевичу. Тургенев дал стихотворениям в прозе подзаголовок, который переводится с латыни как “Старческое”. Вся мудрость 65-летнего писателя воплотилась […]...
- “Старик” анализ стихотворения в прозе Тургенева История создания Стихотворение в прозе Тургенева “Старик” было написано в июле 1872 г. и напечатано в 1882 г. в №12 “Вестника Европы” среди первых 50 стихотворений, переданных редактору журнала Стасюлевичу. Весь цикл стихотворений Тургенев в 1979 г. собирался назвать словам, которое в переводе с латыни означает “Посмертные”, а, сдавая в печать, переименовал в “Старческие”. Тургеневу […]...
- О “Стихотворениях в прозе” И. С. Тургенева Среди произведений Тургенева, написанных им в последние годы жизни, важное место занимают небольшие по объему прозаические произведения, которые преисполнены такого лирического пафоса, настолько обобщенно-символичны, что они воспринимаются как особый род стихотворений. По существу, это итог всего творчества писателя. В них находят отражение те философские, нравственно-эстетические и социально-общественные проблемы, которые всегда волновали Тургенева. Горькие раздумья о […]...
- РОДНОЙ ЯЗЫК (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева “Русский язык”) РОДНОЙ ЯЗЫК (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева “Русский язык”) Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы и “в течение всего этого времени… стремился… воплотить в надлежащие типы… быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно” служил “предметом” его “наблюдений”. Тургенев очень много сделал […]...
- “Враг и друг” анализ стихотворения в прозе Тургенева История создания Стихотворение в прозе “Враг и друг” Тургенев написал в феврале 1878 г. Это было тяжелое время в жизни писателя. После выхода романа “Новь” критики ополчились на Тургенева, так что он даже решил оставить творчество. Он писал редактору журнала “Правда”, что положил перо и больше за него не возьмется. Литературное направление и жанр Стихотворение […]...
- Анализ стихотворения в прозе Тургенева “Русский язык” 1 вариант Лирическая миниатюра “Русский язык” – размышление писателя об особенностях русского языка и его связи с простым народом. Подводя некий итог своим размышлениям, в последние годы жизни И. С. Тургенев пишет “Стихотворения в прозе”, с помощью которых доносит до читателя свои мысли и чувства. Небольшие лирические миниатюры не имеют рифмы, но отражают переживания, настроения […]...
- “Памяти Ю. П. Вревской” анализ стихотворения в прозе Тургенева История создания Стихотворение в прозе Тургенева “Памяти Ю. П. Вревской” было напечатано в 1882 г. в альманахе “Вестник Европы” под названием “Памяти Ю. П. В-вской”. Название стихотворения Тургенев несколько раз менял. Он не решался написать имя той, кому посвящена надгробная надпись. Юлия Петровна Вревская (в девичестве Варпаховская) была удивительной женщиной. Богатая и знатная, она вышла […]...
- Сочинение на тему: “Трагическая судьба Герасима”. (Сочинение по рассказу И. Тургенева “Муму”) Герасим был крестьянином, принадлежавшим старой бырыне, жившей в Москве. Герасим жил в деревне, был ростом в двенадцать вершов. Он был глухонемым и необщительным. Герасим работал за четверых, был простым, сильным человеком, и поэтому он очень любил тяжелую физическую работу. Когда его привезли к барыне, то определили дворником. Он жил в небольшой каморке. Там был дюжий […]...
- Анализ стихотворения в прозе Тургенева “Два богача” 1 вариант И. С. Тургенев писал: “Вся моя биография в моих сочинениях…”. В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения “Стихотворения в прозе”, в которых подводит основные итоги, размышляет о сущности человеческой жизни, философских основах бытия. В лирической миниатюре “Два богача” сопоставляется щедрость богача Ротшильда, “который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи […]...
- Идейный смысл финала эпопеи “Тихий Дон” Роман М. Шолохова “Тихий Дон” – произведение, носящее исторический характер. Здесь автор поднимает вопрос о том, что есть война в жизни простых людей. Особенно, если речь идет о войне внутри одного государства. Шолохов исторически достоверно рисует картину военных действий на Дону. В предисловии к английскому изданию романа он писал: “Я был бы счастлив, если бы […]...
- “Тайный” психологизм Тургенева. Стихотворения в прозе Своеобразие и сила тургеневского психологизма заключается в том, что Тургенева более всего привлекали те зыбкие настроения и впечатления, которые, сливаясь, должны вызвать у человека ощущение полноты, насыщенности, радости непосредственного чувства бытия, наслаждения от ощущения своего слияния с окружающим миром. Решению главного вопроса – об историческом значении героя – подчинен в романах Тургенева и метод изображения, […]...
- “Довольный человек” анализ стихотворения в прозе Тургенева История создания Тургенев поставил под стихотворением в прозе “Довольный человек” ту же дату, что и под соседним стихотворением “Услышишь суд глупца” (февраль 1878 г). По времени это соответствует критическим отзывам о романе “Новь”, в которых было много разочарования и враждебности. Неизвестно, по какому конкретному поводу написана миниатюра и кого Тургенев имел в виду, описывая довольного […]...
- Идейно-художественное своеобразие “Записок охотника” ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И. С. Тургенев Идейно-художественное своеобразие “Записок охотника” Основное значение “Записок охотника” состоит в том, что в литературу были введены образы крепостных крестьян” Они сами, их быт, надежды и представления о жизни стали предметом литературного исследования. Тургенев показал внутреннюю сложность простого человека и вместе с тем красоту. Именно глубиной психологического исследования […]...
- Стихотворения в прозе И. С. Тургенева: “Воробей”, “Разговор”, “Нищий” (восприятие, истолкование, оценка) Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе – не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало, притягивало и отталкивало на протяжении всей жизни Тургенева-человека. Написан этот цикл в предчувствии приближения смерти, поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле. В сборнике лирических произведений отражены все глубокие философские раздумья […]...
- Идейный смысл романа Замятина “Мы” Дж. Оруэлл сказал в 1932 году о романе Е. Замятина “Мы”: “…Этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства – все равно какого”. Эта оценка идейного содержания романа достаточно правдива. Но все-таки его смысл не сводится только к критике машинной цивилизации и отрицанию какой бы то ни […]...
- МОЕ ПРОЧТЕНИЕ “СТИХОТВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ” И. С. ТУРГЕНЕВА Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. И. С. Тургенев Творчество И. С. Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались исследовать Тургенева, но нет еще ни одного, кто бы твердо и уверенно мог сказать: “Я знаю все его творчество, знаю каждую строчку его произведений, могу точно […]...
- ИДЕЙНЫЙ СМЫСЛ РОМАНА Е. И. ЗАМЯТИНА “МЫ” Дж. Оруэлл сказал в 1932 году о романе Е. Замятина “Мы”: “…Этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку, челове- честву от гипертрофированной власти машин и власти государства – все равно какого”. Эта оценка идейного содержания романа до- статочно правдива. Но все-таки его смысл не сводится только к критике машинной циви- лизации и отрицанию какой […]...
- Идейный смысл романа Е. Замятина “Мы” Роман “Мы” стал первым в череде европейских романов-антиутопий. Это самое значительное произведение Евгения Замятина. Оно написано в 1920-1921 годах и представляет собой записную книжку-рукопись человека будущего. Здесь все являются “нумерами”, потому что в том далеком и счастливом мире окончательно стерлись все ненужные, отягчающие человеческую душу границы. А имя, как известно, – первое, что отличает одного […]...
- Идейный смысл рассказа Л. Н. Толстого “После бала” 1. История произведения. 2. Рассказ Ивана Васильевича. 3. Двуличие полковника. 4. Случай меняет жизнь Ивана Васильевича. В основе известного рассказа Льва Николаевича Толстого лежат реальные события, произошедшие с братом писателя, Сергеем Николаевичем. Он полюбил дочь казанского воинского начальника Л. П. Корейша, но жестокое наказание, свидетелем которого он стал, изменило его отношение к отцу невесты, руководящему […]...
- “Разговор” анализ стихотворения в прозе Тургенева История создания Стихотворение в прозе “Разговор” было написано в 1878 г. и напечатано в “Вестнике Европы” (1882, № 12). Эпиграф был заключен в кавычки, то есть имел вид цитаты. Но источник, из которого взят эпиграф, не обнаружен. Если этот источник – путеводитель по Швейцарским Альпам, то он должен быть очень старым, так как на Финстераангорн […]...
- Мое прочтение “Стихотворений в прозе” Ивана Тургенева Творчество И. С. Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались исследовать Тургенева, но нет еще ни одного, кто бы твердо и уверенно мог сказать: “Я знаю все его творчество, знаю каждую строчку его произведений, могу точно сказать вам, что значит то или иное слово”. Да это и понятно! Просто невозможно проанализировать творчество […]...
- Идейный смысл повести Толстого “Казаки” В “Казаках” писатель сделал первую попытку соединить эпическое повествование о народной жизни с романом, в центре которого типичный толстовский рефлектирующий герои, тяготящийся связями со средой, пороки которой он видит и осуждает, и стремящийся найти себе место среди вольнолюбивых, смелых, во всем естественных людей, таких, как красавица Марьяна, отчаянно смелый казак Лукашка, старый охотник Ерошка. В […]...
- Сочинение на тему: “Я лиру посвятил народу своему…” (Идейно-художественное своеобразие лирики Н. А. Некрасов) Николай Алексеевич Некрасов одним из первых писателей, которые затронули тему тяжелой доли русского крестьянства и народа, в общем. В творчестве Н. А. Некрасова можно найти множество различных тем, но основной среди них всегда являлась и является тема любви к Родине, к русскому народу. Тяжелый период в жизни народа пришелся на пятидесятые годы, творчество Некрасова связано […]...
- Смысл заглавия романа И. С. Тургенева Отцы и дети Смысл заглавия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” I. “Отцы и дети” – первый в русской литературе идеологический роман, роман-диалог о социальных перспективах России. 1. Художественная и нравственная прозорливость Тургенева. 2. “Честь нашей литературы” (Н. Г. Чернышевский). II. Роман о торжестве демократа над аристократами. 1. Сюжет романа как цепь столкновений нигилиста Базарова с “отцами”. […]...
- Женские образы в прозе И. С. Тургенева Романы замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева – произведения очень разные и многогранные. В каждом из них – тонко развитые сюжетные линии, остро поставленные социальные проблемы, поэтичность в описании человеческих взаимоотношений и пейзажей. И еще одна особенность объединяет почти все романы Тургенева – его необыкновенные женские образы. В каждой из тургеневских героинь видны мучительные поиски […]...
- “Стихи в прозе” И. С. Тургенева Куда мне деться? Что предпринять? И. С. Тургенев Пятьдесят одно стихотворение появилось в декабре 1882 года в “Вестнике Европы” – лишь часть созданного Тургеневым. Остальные, более тридцати, он не успел подготовить к печати, и они были впервые опубликованы лишь в 1930 году в Париже. “Стихотворения в прозе” – цикл лирических миниатюр, небольшие прозаические отрывки (порою […]...
- Женские образы в прозе И. С. Тургенева На примере героини романа “Накануне” Елены Инсаровой На примере героини романа “Накануне” Елены Инсаровой Романы замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева – произведения очень разные и многогранные. В каждом из них – тонко развитые сюжетные линии, остро поставленные социальные проблемы, поэтичность в описании человеческих взаимоотношений и пейзажей. И еще одна особенность объединяет почти все романы Тургенева – его необыкновенные женские образы. В […]...
- Тургенев “Стихотворения в прозе” Одним из последних произведений стал его знаменитый цикл “Стихотворений в прозе”. В этих маленьких по объему и огромных по содержанию произведениях, Тургенев собрал воедино все то, что волновало его, беспокоило на протяжении всей жизни. Знаменитый русский писатель пытался понять, что же он оставляет после себя, какой след, принес ли он пользу обществу. В своих стихотворениях […]...
- Как эпиграф к роману Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” раскрывает идейный смысл романа? “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода”. Эта слова из Евангелия от Иоанна (глава XII, 24) Ф. М. Достоевский выбирает в качестве эпиграфа к своему роману “Братья Карамазовы”. Увидевший свет в 1879 – 1880 гг., этот роман стал последним крупным […]...
- План сочинения – Смысл заглавия романа Тургенева “Отцы и дети” Смысл заглавия романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” I. Вступление Писатели нередко дают своим произведениям заглавии, содержащие в себе определенный художественный образ и указывающие на проблематику этого произведения (“Герой нашего времени”, “Мертвые души”, “Война и мир” и др.). К этому типу относится и заглавие романа Тургенева. (См. также Словарик, ст. Заглавие.) II. Главная часть 1. […]...
- Сочинение: Смысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Проза Михаила Юрьевича Лермонтова, как и его поэзия, относится к выдающимся достижениям русской классической литературы. А вершина ее – “Герой нашего времени” – начинает собой этап русского реалистического романа. Тут можно сделать оговорку, что “Евгений Онегин” Пушкина, предшествовавший “Герою нашего времени”, тоже был реалистическим произведением, но у Пушкина мы имеем дело с романом в стихах, […]...
- Сочинение на тему: Художественное своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищев Художественное своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву” “Путешествие из Петербурга в Москву” является наиболее известной книгой Александра Николаевича Радищева, созданию которой он посвятил около десяти лет. Помимо этого труда, он написал ряд философских трактатов, стихотворений и поэм. Однако именно это произведение оказало сильное влияние на жизнь самого писателя. Сразу после публикации, он был осужден за […]...
- Сочинение на тему: Художественное своеобразие романа “Что делать?” Могущество мысли (по терминологии Белинского ), характерное для всего строя романа Чернышевского, определяет и особенности жанра, и новый характер сюжета, основанный на полной ясности и предсказуемости его развития. Писатель отказывается от неожиданных сюжетных поворотов, тайн, внешних эффектов, за исключением начальных главок, цель которых – заинтересовать “простодушную публику”. Уверенность героев романа в прочности своего положения, невиданный […]...