Сочинение: Смысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Проза Михаила Юрьевича Лермонтова, как и его поэзия, относится к выдающимся достижениям русской классической литературы. А вершина ее – “Герой нашего времени” – на­чинает собой этап русского реалистического романа. Тут мож­но сделать оговорку, что “Евгений Онегин” Пушкина, пред­шествовавший “Герою нашего времени”, тоже был реалисти­ческим произведением, но у Пушкина мы имеем дело с романом в стихах, а это, как подчеркивал сам автор, “дья­вольская разница”.

Роман “Герой нашего времени” поразил современников

не только своеобразием своего содержания, но и необычностью формы. Это цельное произведение, но состоит оно из пяти отдельных повестей, каждая из которых вполне самостоятельна в художественном отношении. Три из них (“Бэла”, “Тамань” и “Фаталист”) автор так и опубликовал по отдельности еще до того, как собрал под общей обложкой. В то же время повести эти объединены не только сквозными героями-персонажами, главным из которых является Печорин, но и глубоко проду­манной композицией.

Нарушая хронологическую последова­тельность действия, она позволяет читателю максимально объективно разобраться

в сути характера главного героя.

Разъясняя авторское понимание образа Печорина, Лермон­тов писал в предисловии к роману: “Герой Нашего Времени… точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.

О каких же пороках идет речь? Это эгоизм, индивидуализм, неприятие общераспространенных правил господствующей морали, с одной стороны. Но с другой, что вряд ли можно от­нести к порокам, – высокое умственное развитие, потребность в постоянной саморефлексии, способность объективно оцени­вать свои поступки. Но при этом – отсутствие высоких жиз­ненных целей и неумение приложить свои незаурядные силы к общественно полезным деяниям.

Все эти качества позволя­ют отнести Печорина к типу так называемых “лишних людей”.

Последовательно анализируя образ Печорина, Лермонтов позволяет читателю делать собственные выводы о предлагаемом ему характере, опираясь как на объективное авторское повество­вание, так и на самооценку героя. Автор далек от прямого осуж­дения Печорина, потому что видит суть его “порочности” не в индивидуальных особенностях личности, а в социальных и пси­хологических условиях общества, лишенного объединяющей идеи и обреченного на фатальную разобщенность достойных людей. Чтобы глубже раскрыть образ героя, автор сначала зна­комит нас с восприятием Печорина другими людьми.

Первоначальные сведения о нем мы получаем от Макси­ма Максимыча. И только тогда, когда читатель заинтригован неординарностью поступков загадочного персонажа, автор предоставляет нам возможность проникнуть во внутренний мир этого человека, ознакомившись с его дневником. А за­тем, сопоставив впечатления других со своими собственны­ми, мы можем на их основе сделать уже самостоятельный читательский вывод.

Образ Печорина не лишен романтических черт, но в целом представляет собой реалистическое изображение социального типа русского общества. Именно это и подчеркивает автор в своем предисловии. Присущим реализму художественным средством, которое использует Лермонтов, становится прежде всего глубокий психологизм, позволяющий передать самые сложные состояния и движения внутреннего мира героя. Кро­ме того, реалистическому раскрытию характеров в романе спо­собствуют выразительность и точность портретных зарисовок, даже самых беглых; зримые и ощутимые пейзажи, помимо пря­мой картинности, предназначенные для раскрытия душевно­го состояния героев; упомянутое уже мастерство композиции.

И, конечно же, язык, сочетающий естественность живой раз­говорной речи с подлинной поэтичностью в описании как че­ловеческих чувств, так и природных явлений. Чистый, про­зрачный, отточенный и афористичный язык романа соответ­ствует пушкинским требованиям к художественной прозе. Пушкин, как известно, утверждал, что проза требует точности, краткости, а главное – мыслей и мыслей. Все эти черты мы находим в романе Лермонтова.

Подчеркивая художественное мастерство Лермонтова-прозаика в повести “Тамань”, Антон Павлович Чехов писал: “Я не знаю языка лучше, чем у Лермон­това. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как раз­бирают в школах, по предложениям, по частям предложения. Так бы и учился писать”.

Из современников Лермонтова первым оценил новатор­ский характер романа “Герой нашего времени” выдающийся критик Виссарион Григорьевич Белинский. Он увидел в про­изведении отражение целой эпохи русской жизни. И он же указал на положительное значение образа Печорина – с его “томительной бездейственностью в действиях, отвращением ко всякому делу, отсутствием всяких интересов в душе, неопреде­ленностью желаний и стремлений, безотчетной тоской, болез­ненной мечтательностью при избытке внутренней жизни”.

Белинский сознавал, что “это состояние сколько ужасно, столько же необходимо”. А художественные открытия Лермон­това в этом романе были использованы и развиты будущими поколениями русских писателей-реалистов – от Тургенева и Льва Толстого до Чехова и Бунина.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение: Смысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”