Сочинение: Смысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
Проза Михаила Юрьевича Лермонтова, как и его поэзия, относится к выдающимся достижениям русской классической литературы. А вершина ее – “Герой нашего времени” – начинает собой этап русского реалистического романа. Тут можно сделать оговорку, что “Евгений Онегин” Пушкина, предшествовавший “Герою нашего времени”, тоже был реалистическим произведением, но у Пушкина мы имеем дело с романом в стихах, а это, как подчеркивал сам автор, “дьявольская разница”.
Роман “Герой нашего времени” поразил современников
Нарушая хронологическую последовательность действия, она позволяет читателю максимально объективно разобраться
Разъясняя авторское понимание образа Печорина, Лермонтов писал в предисловии к роману: “Герой Нашего Времени… точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.
О каких же пороках идет речь? Это эгоизм, индивидуализм, неприятие общераспространенных правил господствующей морали, с одной стороны. Но с другой, что вряд ли можно отнести к порокам, – высокое умственное развитие, потребность в постоянной саморефлексии, способность объективно оценивать свои поступки. Но при этом – отсутствие высоких жизненных целей и неумение приложить свои незаурядные силы к общественно полезным деяниям.
Все эти качества позволяют отнести Печорина к типу так называемых “лишних людей”.
Последовательно анализируя образ Печорина, Лермонтов позволяет читателю делать собственные выводы о предлагаемом ему характере, опираясь как на объективное авторское повествование, так и на самооценку героя. Автор далек от прямого осуждения Печорина, потому что видит суть его “порочности” не в индивидуальных особенностях личности, а в социальных и психологических условиях общества, лишенного объединяющей идеи и обреченного на фатальную разобщенность достойных людей. Чтобы глубже раскрыть образ героя, автор сначала знакомит нас с восприятием Печорина другими людьми.
Первоначальные сведения о нем мы получаем от Максима Максимыча. И только тогда, когда читатель заинтригован неординарностью поступков загадочного персонажа, автор предоставляет нам возможность проникнуть во внутренний мир этого человека, ознакомившись с его дневником. А затем, сопоставив впечатления других со своими собственными, мы можем на их основе сделать уже самостоятельный читательский вывод.
Образ Печорина не лишен романтических черт, но в целом представляет собой реалистическое изображение социального типа русского общества. Именно это и подчеркивает автор в своем предисловии. Присущим реализму художественным средством, которое использует Лермонтов, становится прежде всего глубокий психологизм, позволяющий передать самые сложные состояния и движения внутреннего мира героя. Кроме того, реалистическому раскрытию характеров в романе способствуют выразительность и точность портретных зарисовок, даже самых беглых; зримые и ощутимые пейзажи, помимо прямой картинности, предназначенные для раскрытия душевного состояния героев; упомянутое уже мастерство композиции.
И, конечно же, язык, сочетающий естественность живой разговорной речи с подлинной поэтичностью в описании как человеческих чувств, так и природных явлений. Чистый, прозрачный, отточенный и афористичный язык романа соответствует пушкинским требованиям к художественной прозе. Пушкин, как известно, утверждал, что проза требует точности, краткости, а главное – мыслей и мыслей. Все эти черты мы находим в романе Лермонтова.
Подчеркивая художественное мастерство Лермонтова-прозаика в повести “Тамань”, Антон Павлович Чехов писал: “Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, по предложениям, по частям предложения. Так бы и учился писать”.
Из современников Лермонтова первым оценил новаторский характер романа “Герой нашего времени” выдающийся критик Виссарион Григорьевич Белинский. Он увидел в произведении отражение целой эпохи русской жизни. И он же указал на положительное значение образа Печорина – с его “томительной бездейственностью в действиях, отвращением ко всякому делу, отсутствием всяких интересов в душе, неопределенностью желаний и стремлений, безотчетной тоской, болезненной мечтательностью при избытке внутренней жизни”.
Белинский сознавал, что “это состояние сколько ужасно, столько же необходимо”. А художественные открытия Лермонтова в этом романе были использованы и развиты будущими поколениями русских писателей-реалистов – от Тургенева и Льва Толстого до Чехова и Бунина.