Сочинение с планом по произведению Платонова “Возвращение”



План:

1. Введение
а) От “Семьи Ивановых” до “Возвращения”
2. Основная часть
а)”Странен и непонятен был родной дом”
3. Вывод
а) “Уразуметь сердцем”

Уразуметь “сердцем”, значит понять
П. Флоренский

В 1946 году Андрей Платонов написал рассказ “Семья Ивановых”, который затем был назван “Возвращением”. Новое название более соответствует философской проблематике рассказа и подчеркивает его основную тему – возвращение после войны. Причем речь идет не о конкретной семье или человеке,

а обо всей России, обо всем мире, который силится после нескольких лет разрухи, страха и убийств обрести былую гармонию.

Рассказ начинается сообщением – гвардии капитан Алексей Иванов убывал из армии по демобилизации. Читатель сразу окунается в атмосферу одиночества, которая окружает главного героя. Это подчеркивается грустным ожиданием главным героем поезда. Подобные чувства испытывает и находящаяся рядом Маша, которая во время войны служила помощником повара.

Как замечает Платонов, ее сердце было вмещало любовь ко всем и ни к кому в отдельности. На ум в связи с этим сразу приходят слова Чехова:

“Все человечество любить намного проще, чем одного человека”.

И Маша, и Алексей чувствуют себя осиротевшими без армии. “Дочери пространщика” тяжело ехать к своей семье, от которой она отвыкла, в город, ставшим для нее чужбиной. То же самое касается Алексея, который после поездки в Машин город все равно не чувствует всем сердцем радости от возвращения. Любовь Васильевна, при встрече застеснялась: уж слишком отвыкла она от мужа.

Она сохранила прежнее милое лицо, которое теперь несло на себе печать утомления: женщина была вынуждена работать на кирпичном заводе. “Я стала на лицо худая”, – с горечью говорит она, – “страшная, всем чужая, у меня нищий милостыни просить не станет”.

Еще более разительными выглядят перемены, произошедшие с детьми главного героя, – Петрушей и Настей. Младшая дочь была совсем маленькой, когда Алексей должен был уйти на фронт, и теперь ей трудно привыкнуть к отцу. Образ же Петруши – пример того, как война может заставить ребенка повзрослеть.

Когда Иванов впервые встречает старшего сына, на ум приходит сравнение с исправным мужичком. Вместо теплого приветствия от сына Алексей получает отстраненно-холодное: “Ты отец, что ль?”. Перед морально повзрослевшим (и даже постаревшим) сыном Алексей чувствует робость. Вместо детских игра и обучение грамоте, вполне естественных для мальчика, – забота о пальто для матери и бесконечные нотации родным.

Словно боясь, что последние остатки тепла семейных отношений, и так подорванных войной, окончательно рассеются, Петруша следит, чтобы на ночь закрывалась вьюшка в печной трубе. “Рассуждает, как дед”, – невольно обронил Алексей, разговаривая с женой.

По таким мелочам можно понять, насколько разрушительной оказалась война для человеческих отношений. Желая подчеркнуть мысль, что судьбу Ивановых можно перенести на любую советскую семью тех лет, Платонов дает своим героям самую распространенную фамилию в России.

Однако рассказ повествует не только о возвращении домой, но и о возвращении к самому себе, чистому и праведному. Как оказалось, за годы войны поменялась не только семья Алексея, но и сам главный герой. Зачерствев морально за время войны, он не может понять чувства своей жены, которая, по сути, испытывала все эти годы то же, что и сам Алексей Иванов, – ужасное одиночество.

В попытке бегства от него она изменяет мужу с инструктором райкома профсоюза. Признание влечет за собой ссору. Не нравится Иванову и то, что в его отсутствие ходил к нему домой некий Семен Евсеич, у которого погибла вся семья.

Забыв о собственных прегрешениях, Алексей обвиняет жену в неверности и собирается эгоистично оставить свою семью.

Завершается рассказ сценой в вагоне, в котором отъезжает главный герой. Казалось бы, его стена самолюбия и эгоизма останется нерушимой, но все меняют дети, бросившиеся вслед за поездом. Это приводит героя к озарению: как будто сердце, которое напрасно билось всю жизнь, вырвалось на свободу и заполнило теплом всю его сущность.

Так поэтически охарактеризует состояние Алексея Платонов. Главный герой сходит с поезда – возвращение состоялось.

“Вернулись” и некоторые другие персонажи – например, Петруша. Став свидетелям ссоры родителей, он некоторое время не изменяет “хозяйственному” поведению (“Он стекло раздавил”, – догадался Петруша, – “а стекол нигде нет”). Но несправедливые упреки отца в сторону матери вызвали у настоящие чувства: не страх за поврежденное имущество, а горечь и негодование, которые вылились “нечаянно” в слезы.

Рассказ Платонова обрисовывает тяжелые для России послевоенные годы. Но даже в этом мире, замученном человеческой жестокостью, всегда есть место живым чувствам и вечным ценностям – это автор убедительно доказывает. Главное, открыть свое сердце – в такие моменты оно окажется лучшим советчиком.

Персонажи, запечатленные в рассказах Платонова, нельзя назвать легкими для понимания. Путь героев часто противоречив, они пребывают в неустанном самосовершенствовании и поисках собственного “я”. Это можно применить и к Алексею Иванову, главному герою рассказа “Возвращения”.

Он действительно возвращается домой после фронта – ситуация типична для советской литературы тех времен. Но в отличие от ее многочисленных героев, Алексея Иванова нельзя назвать идеалом моральных качеств. Он достаточно жесток по отношению к жене, не желая простить ей измену (хотя сам до конца не был честен с ней).

Почему автор изображает персонажа именно таким?

“Я всю войну провоевал, я видел смерть…” – очень мрачно и без пафоса говорит о себе герой. Лишения и постоянный страх перед смертью превращают героя в эгоиста. Возможно ли вернуться в состояние былой гармонии? Ответ Платонова: да.

Спасителями главного героя оказались его же дети. Когда он отъезжал на поезде, вид Петруши и Насти, бегущих вслед за ним, растопил сердце главного героя. Автор пишет, что Алексей словно почувствовал другую жизнь, коснувшись ее прямо сердцем.

В “Возвращении” Платонов обрисовывает эволюцию главного героя.. На примере образа Иванова автор демонстрирует не только разрушительное воздействие войны, но и утверждает непреходящие человеческие ценности. Именно семья и подлинные человеческие чувства позволяют главному герою сделать в итоге правильный выбор.

Если Алексей переводится как “защитник”, то значение имени его жены, Любови, расшифровывать не нужно. Ее образ – яркий пример самоотверженности, которую могла продемонстрировать женщина в нелегкое время. Ради семьи и Родины, которую нужно было защищать от неприятелей-фашистов, Любовь Васильевна устроилась на непосильную работу на кирпичном заводе.

Ее самоотверженность и бескорыстие во многом являются противоположностью эгоизму ее мужа.

Привлекает внимание и образ старшего сына Петруши. Во многом гиперболизированный, он дает ясное представление, как война могла отразиться на детской психике. Петруша рано повзрослел и стал даже походить на старика.

К таким проявления хозяйственности сына Иванова, как забота о пальто для матери (ради этого он хочет поступить кочегаром), можно относиться по-разному: восхититься самоотверженности мальчика либо пожалеть его за то, что судьба заставлять его пережить подобный опыт.

В “Возвращении” есть несколько второстепенных персонажей – Маша, Семен Евсеич. Они дополняют историю семьи Ивановых, делая ее типичной. Несмотря на то, что судьбы у этих героев непохожие, их объединяет одно – чувство полного одиночества и стремление его унять посредством общения с другим человеком. “Вся любовь происходит из нужды и тоски”, -прозорливо замечает Алексей, – “если бы человек ни в чем не нуждался и не тосковал, он никогда не полюбил бы другого человека”.

Силу непобедимости любви и демонстрируют на своем примере герои Платонова.

Русская литература знает немало примеров в творчестве писателей 19 и 20 веков изображения детей и детства. Короленко, Толстой, Чехов, Достоевский, Куприн и др. – все эти писатели в разные периоды творчества обращались к данной теме. Зачастую именно ребенок, с его особенным из-за возраста восприятием, позволяет дать точную оценку изображаемому миру.

Да, эта оценка может казаться взрослому наивной, но от этого менее правильной она не становится.

Дети как действующие лица появляются в рассказе Платонова “Возвращение”. Автор не сосредоточивается на внутреннем состоянии Петруши и Насти, детей главного героя. Но понять, что чувствуют они, пережившие войну, можно и без этого благодаря многочисленным деталям.

Так, старшего сына Петрушу война лишила детства. За время отсутствия своего отца он должен был взять на себя роль хозяина, и это объясняет его преждевременное повзросление. У главного героя сын ассоциируется с исправным мужичком и даже стариком. Вместо обучения грамоте и веселых игр со сверстниками – неестественная для мальчика серьезность, которая вытесняет подлинные чувства.

Яркий тому пример – сцена, когда Алексей, ссорясь с женой, случайно раздавливает стекло. Однако вместо горечи из-за ссоры родителей Петруша опасается: а ведь стекол уже нет.

Алексей Иванов со стыдом обнаруживает, что не испытывает должных чувств к сыну, который на самом деле больше всего заслужил жалости. Куда ближе ему оказывается маленькая Настя, но и она, будучи совсем еще маленькой, когда отец ушел на фронт, совсем его не помнит. И ей, и старшему брату, и самому Алексею Иванову еще предстоит возвращение – к самому себе, к утраченной из-за войны гармонии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение с планом по произведению Платонова “Возвращение”